Используя результаты наблюдений в каждой из возрастных групп по заданным в начале курса параметрам наблюдения (детализация параметров – см. предыдущие задания), составьте итоговую таблицу. Вы можете в полной мере использовать материалы предыдущих таблиц. Однако, постарайтесь скорректировать и сделать более точными в описании наблюдаемых фактов, с учетом освоенной терминологии.
Критерий наблюдения:
- Особенности проявления детей в младшей группе
- Особенности проявления детей в средней группе
- Особенности проявления детей в старшей группе
- Особенности проявления детей в подготовительно группе
Обобщение: анализ общих закономерностей возрастных изменений данного аспекта развития (с учетом индивидуальных вариаций и особенностей)
- Игра
- Вид игры
- Кто инициатор игры
- Особенности взаимодействия детей в игре
- Предметы-заместители в игре
- Игровое правило
- Увлеченность игрой
- Взаимодействие со сверстниками
- Взаимодействие со взрослым
- Развитие речи
Познавательные процессы:
- внимание
- восприятие
- память
- мышление
- воображение
Эмоционально-мотивационная сфера:
- эмоции
- интерес
- мотивы
- воля
Самосознание:
- Имя, я, образ тела
- Притязания на признание
- Гендерная идентичность
- Психологическое время (прошлое, настоящее будущее)
- Социально-нормативное пространство (права и обязанности)
- Самоконтроль
- Самооценка
Сложные виды деятельности:
- Исследование
- Проектирование
- Конструирование
- Художественное творчество
Таблица должна сопровождаться обобщающим анализом с использованием терминов и понятий, раскрываемых на лекциях и обсуждаемых на семинарских занятиях. Для полноценного выполнения станет понятно, что содержание лекций и текстов, представленных в рамках курса – весьма важно и полезно.
Критерии оценки:
- точное использование терминологии при описании и обсуждении параметров – от 1 до 3 баллов;
- детальное описание проявлений (с примерами) по каждому возрасту – от 1 до 4 баллов;
- учет индивидуальных вариаций в рамках возраста – от 1 до 3 баллов;
- смысловое обобщение, выявление закономерностей возрастного развития конкретного психологического аспекта взросления (с обобщением – выявлением основных закономерностей развития от 3 до 7 лет на основе наблюдаемых фактов) – от 1 до 5 баллов.