Формы выражения благотворительной деятельности

Благотворительная деятельность может выражаться в разных формах, например:

  • в выработке и передаче знаний и умений о более успешных, поощряемых и полезных данной общественной системе (на данном временном отрезке и при известных обстоятельствах) видах деятельности, создании приемлемых условий (среды) для их осуществления и деятельное приглашение к участию в оных («дарить удочку, а не рыбу»);
  • в передаче еды, имущества и иных предметов потребления, а также средств их приобретения, в том числе денег;
  • в бескорыстном выполнении работ, оказании услуг (например, бесплатные услуги юриста в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить).

Это может быть и гуманитарная помощь, которая состоит в предоставлении продовольствия, одежды, лекарств нуждающимся. Видами гуманитарной помощи, стимулирующими деятельность, являются микрокредиты и возможность получения бесплатного образования.

Меценатство - покровительство и осуществление благотворительности с чьей-то стороны организациям и деятелям культуры и искусства, культурное спонсорство.

Слово «меценатство» связано с именем богача и государственного деятеля Древнего Рима Гая Цильния Мецената, который был другом и советником императора Августа и прославился тем, что покровительствовал и оказывал материальную поддержку поэтам, художникам, актерам и музыкантам. Часто меценатство отождествляется с благотворительностью в сфере культуры. Однако понятие «благотворительность в сфере культуры» несколько шире по содержанию, чем «меценатство», поскольку последнее предполагает наличие мецената - представителя частного сектора, в то время как благотворителями в сфере культуры могут выступать и юридические лица.

Меценат помогает не столько человеку, сколько той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства. В России с конца XIX в. в среде состоятельных промышленников и богатых купцов появилось много меценатов, вкладывавших деньги в развитие культуры и искусства. Имена многих из них навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и др.

Мамонтов Савва Иванович (1841-1918) - русский предприниматель и меценат. Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу (1885 г.; частные труппы были разрешены с 1882). В 1870-1890 гг. имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и др.). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Рябушинский Николай Павлович (1877-1951) - собиратель русской и западноевропейской живописи, антиквар, связал свою меценатскую деятельность с отечественным изобразительным искусством. Он стремился стать организующим центром символизма, поднять его значение и авторитет в художественнокультурной жизни Москвы. Н. П. Рябушинский решил выступить в роли преемника петербургского мецената С. П. Дягилева и продолжить традицию «Мира искусства». Он организовал выпуск шикарного и высокохудожественного иллюстрированного журнала под названием «Золотое руно», большую часть расходов на издание которого Рябушинскому приходилось возмещать из собственных средств. При его финансовой помощи организовывались художественные выставки.

Морозов Савва Тимофеевич (1862-1905), российский предприниматель и меценат из семьи Морозовых. Савва Тимофеевич выступал в роли покровителя искусства, в частности принял участие в становлении Художественнообщедоступного театра (ХОТ, ныне МХАТ). В 1898 г. он стал одним из директоров и пайщиков ХОТ. Много вкуса и понимания в области литературы и актерского творчества было обнаружено Морозовым во время худсоветов.

Им был сделан самый крупный вклад в собранный для существования театра капитал - 10 тысяч рублей. На деньги Саввы Морозова для театра было приобретено и перестроено Шехтелем здание в Камергерском переулке. Театр был отстроен в несколько месяцев, причем в архитектуре и планировке сказалось новаторство, предложенное Морозовым. При строительстве он руководствовался девизом «все для искусства и актера, тогда и зрителю будет хорошо в театре». Театр был оборудован очень дорогой вращающейся сценой, оснащенной уникальным механизмом, выписанным из Англии. Особое внимание уделялось удобствам актеров: гримерные были оборудованы в соответствии с привычками каждого актера. Предназначенная для зрителей часть здания была отделана с максимальной простотой, чтобы ничто не отвлекало внимания во время спектакля. Освещение театра было устроено по последним усовершенствованиям того времени. Здание театра было открыто в 1902 г Общие расходы Морозова на театр составили около 500 тысяч рублей (в то время хороший каменный особняк в центре Москвы можно было приобрести за 10 тысяч). «Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы искусству, но и служить ему со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции, личной выгоды», - так отозвался о Савве Морозове К. С. Станиславский.

Много средств отводилось Морозовым на улучшение социально-бытовых и производственных условий рабочих его мануфактур. При строительстве новой фабрики цеха возводились улучшенной планировки, строились новые казармы и больница, техническое устройство которой свидетельствовало о санитарном обслуживании на европейском уровне. Для престарелых рабочих была открыта богадельня. Заботился Савва Морозов и о досуге рабочих: в Никольском на средства фабриканта был устроен парк для народных гуляний, организованы библиотеки, было заложено здание каменного театра (достроено уже после гибели Саввы Тимофеевича).

В наше время в роли меценатов выступают не только видные бизнесмены, но и губернаторы, мэры городов, президенты и их родственники.

Фандрайзинг. Одним из основных механизмов благотворительности является фандрайзинг, синонимы которого - привлечение пожертвований, а также в некотором роде милостыня. Фандрайзинг - сбор средств для конкретной адресной помощи, например на операцию больному ребенку. Такой филантропической деятельностью занимаются многие небольшие некоммерческие, в том числе волонтерские, организации. Особенно широко практика сбора пожертвований на конкретные нужды распространена за рубежом, например в США.

Волонтерство (от лат. voluntarius - «добровольно») - это широкий круг организованной деятельности, осуществляемой добровольно на благо отдельных лиц и широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Добровольцы с точки зрения закона РФ - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Волонтерство в России до революции 1917 г. было распространено довольно широко. В добровольной работе в приютах, больницах, учебных заведениях участвовали члены царской семьи, интеллигенция, предприниматели. В годы советской власти участие в безвозмездной общественной деятельности носило скорее принудительный характер, чем добровольный, что сформировало в нашем обществе негативное отношение к такого рода деятельности. И лишь с 1990-х гг. волонтерское движение начинает возрождаться, причем в основном в нем участвует молодежь (старшие школьники и студенты).

Для организации добровольческой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой - формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус участников благотворительной деятельности, согласных принимать участие в бесплатном труде во благо нуждающихся.

Понятием «добровольческая (волонтерская) деятельность» в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы). Волонтеры участвуют в проведении крупных международных спортивных соревнований, помогая болельщикам из других стран ориентироваться в городе, обеспечивая порядок во время соревнований и т. п. Многие так называемые международные волонтеры из развитых стран сами специально едут в развивающиеся страны для осуществления благотворительной деятельности.

Волонтеры получают от своей работы не меньше, а иногда даже больше удовольствия, чем люди, чей труд вознаграждается деньгами (Аргайл М., 2003).

Однако часто волонтерская деятельность может служить путем к оплачиваемой работе, так как в ней есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

К сожалению, в России из-за многих социальных стереотипов волонтерская деятельность плохо приживается и не пользуется одобрением большинства населения. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося добровольчеством, ничтожно низок, в то время как во многих странах Европы, Азии и Америки волонтерство является обычным явлением.

Проанализировав мотивацию волонтеров, в частности тех, кто ухаживает за больными СПИДом, исследователи (Clary, Snyder, 1993, 1995; Clary et al., 1998, 1999) выявили шесть побуждающих к этому причин.

  1. Нравственные причины: желание действовать в соответствии с общечеловеческими ценностями и неравнодушие к другим.
  2. Когнитивные причины: желание лучше узнать людей или приобрести навыки.
  3. Социальные причины: стать членом группы и заслужить одобрение.
  4. Карьерные соображения: приобретенный опыт и контакты полезны для дальнейшего продвижения по службе.
  5. Защита собственного Я: желание избавиться от чувства вины или бегство от личных проблем.
  6. Повышение самооценки: укрепление чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Ключевые слова: Благотворительность
Источник: Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Материалы по теме
Что такое благотворительность, ее признаки
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Доброта и жадность - два антипода благотворительности
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Субъекты благотворительной деятельности
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Критические взгляды на благотворительность
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Оставить комментарий