Формы монополий

I. По сфере деятельности. Монополизация первоначально возникла в сфере кредита, затем она широко распространилась в торговле. Потом она стала нормой в промышленности.

Кредитная монополия возникла с появлением ростовщического капитала, который устанавливает высокие проценты за кредит. Это первая форма экономической монополии, более или менее сформировавшаяся в самостоятельное явление. Возникшая кредитная система направлена против ростовщичества. В настоящее время кредитный капитал также пользуется этой формой борьбы.

Торговая монополия приобрела значение в Средневековье. Тогда возникли различные компании — ост-индская, ганзейская и др., привилегии которых обычно закреплялись государством, даровались им на основе указов. Современный торговый капитал также часто пользуется такой возможностью.

Промышленная монополия проявилась в отношении невоспроизводимых товаров, например при производстве шампанских вин во Франции. В таком случае особые природно-климатические условия, как и традиции виноделия, были основой монополии. Такие монополии сохраняют значение и в современном рынке. В то же время не они послужили основой современной монополизации производства, начавшей интенсивно развиваться в XIX веке. Современные монополии производят любые, свободно воспроизводимые товары. Условием становления таких монополий стал научно-технический, производственный прогресс в экономике XIX века, а основой — индустриальное могущество, приведшее к возникновению у них «монопольной власти».

II. По территории.
Монополии первоначально возникли как местные явления, затем стали национальными, а сегодня — мировыми феноменами. Каждая из них может быть различной.

III. По типам монополий.
Монополии возникали в силу разных конкретных причин и многообразны:

Случайные и неслучайные монополии. В отдельных случаях возникают случайные монополии, когда на каком-либо рынке временно оказывается один продавец определенного товара. Такой продавец может получить добавочную прибыль. Под случайной монополией мы понимаем монополию, возникающую для покупателя или продавца из случайного соотношения спроса и предложения. Остальные формы монополий не случайны.

Закрытые и открытые монополии. Исторически исходной формой монополии как особого рода неслучайного явления можно считать закрытую, или легальную (административную), ее форму. Закрытая монополия - это монополия, защищенная юридическими, легальными запретами, наложенными на конкуренцию. Первые монополии обычно представляли такую ее форму, и некоторые из них назывались регалией. Власти обеспечивали привилегии того или иного субъекта в той или иной сфере деятельности: право торговать определенными товарами или в определенной местности и т. п. Например, монополия почтовой службы США на поставку почты первым классом. Обычно это принимает форму государственного лицензирования на совершение определенного бизнеса. Этому служит и патентование инновационных идей. Патентная защита авторских прав ограничивает возможность использовать изобретения без получения за плату специального права на это. Многообразны формы закрытых монополий. Это могут быть и обособленные предприятия, которым государство помогает поддерживать монополизм. Например, правительство США запрещает конкурировать с местной электрической компанией.

Невоспроизводимые и воспроизводимые монополии. Открытая монополия возникает на основе развития конъюнктуры рынка. Монополия на невоспроизводимые факторы возникает в результате владения уникальными природными ресурсами: месторождениями полезных ископаемых, курортными зонами и т. п. Остальные монополии возникают по поводу воспроизводимых ресурсов.

Естественные и искусственные монополии. К естественным монополиям относят те отрасли, в которых долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда фирма обслуживает весь рынок. Обычно это отрасли производственной инфраструктуры, обеспечивающие транспорт, связь, канализацию, водоснабжение, электроэнергию и т. д. В таком случае государство регулирует цены и устанавливает стандарты на товары.

Они работают на общественные потребности. Им устанавливают тарифы, т. е. фиксированные государством цены, и проводят политику стандартизации их товаров. В связи с этим для них теряет прежнее значение прибыль и главным становится удовлетворение общественных потребностей. Возникает особый тип трансфертных цен в рамках всей национальной экономики. При необходимости государство защищает эти цены всеми способами. Например, правительство США законом запрещает конкуренцию с местными поставщиками электроэнергии. В этих условиях госсектор оказывается в трудном финансовом положении, а его работники становятся объектом финансовой эксплуатации монополий.

Естественные монополии опираются либо на уникальные природные ресурсы, либо на уникальную сложную технологию. Одновременно это "дойная корова" для иных монополий. Удержание государством низких цен на услуги и товары естественных монополий позволяет частным монополиям повышать цены на свои товары и получать сверхприбыль.

Искусственная монополия не является результатом стихийного экономического развития. Она — результат сговора крупных фирм, стремящихся получить монопольную прибыль. При всеобщем стремлении к максимизации прибыли ее получают главным образом те, кто имеет для этого основания. Таким основанием становится индустриальный потенциал предприятия. Для этой формы монополии характерно то, что в течение некоторого времени одна фирма может быть единственным поставщиком товара, но не иметь специальной защиты от конкуренции. В разных странах законодательство в некоторой мере условно относит к этому типу предприятия, которые производят 40-60% того или иного товара.

В России к естественным монополиям относят железнодорожный транспорт, энерго- и теплоснабжение и др.

Доминантные и чистые (абсолютные, совершенные) монополии. Доминантной монополией можно считать крупнейшие предприятия отрасли, которым противостоит множество мелких предприятий-ценоискателей. Чистыми монополиями называют те, которые возникают при производстве уникальных товаров, не имеющих субститутов, защищенных патентами, или те компании, которые эксплуатируют месторождения полезных ископаемых или имеют исключительные права на какую-то сферу деятельности. Главной формой чистых монополий являются естественные монополии. На их долю в США приходится 5-6% валового национального продукта. В таком случае в отрасли одна фирма.

Дискриминационные монополии используют систему цен, различие которых не обосновано уровнями издержек, например подписка на печатные издания при разной цене для библиотек, индивидов и студентов. Простая монополия продает товары по одной и той же цене всем покупателям. Дискриминационная монополия проводит ценовую дискриминацию - устанавливает различные цены на разные единицы одного и того же товара, не оправданные никакими различиями в издержках. В результате она заставляет платить некоторых потребителей резервную цену и присваивает ренту потребителя. Каждую единицу товара продают тому покупателю, который оценивает ее выше всех, по той максимальной цене, которую он готов за нее заплатить. Эти монополии используют систему двойного тарифа. Они сегментируют рынок и устанавливают для каждого из них особую цену на один и тот же товар. В результате они изымают ренту покупателя — заставляют платить каждого ту цену, которую он может.

Индустриальное могущество  —> Монопольная власть —> Диктат цен  —> Сверхприбыль

Для монополии характерно не то, что она одна производит тот или иной товар, а то, что она получает возможность диктовать цены и на этой основе присваивать сверхприбыль. Монополия обладает силой, которая препятствует другим проникать на ее рынок.

Источник: 
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.