Формы интеллектуального труда

Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. Суточные Энергозатраты - 2000-2400 ккал. Для данного вида труда характерна гиподинамия, значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Это является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные.

  • Оптимальные условия труда (1 класс) - сохраняется здоровье работающих людей и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  • Допустимые условия труда (2 класс) - условия трудового процесса не превышают гигиенических норм для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.
  • Вредные условия труда (3 класс) - условия труда превышают гигиенические нормы, оказывают неблагоприятное действие на организм работающих людей и/или их потомство.
  • Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) - воздействие производственных факторов создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

Утомление - физиологическое состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем, обычный кратковременный отдых не восстанавливает исходного уровня работоспособности.

Профессиональные вредности возникают по многим причинам.
I. Неправильная организация трудового процесса:

  • вынужденное положение тела приводит к деформации стоп -возникает плоскостопие, изменению осанки, что приводит к возникновению кифозов, сколиозов;
  • напряжение отдельных органов и систем приводит к воспалению сухожильных влагалищ и отложению фибрина в сухожилиях, возникновению профессиональных тендовагинитов; у кузнецов, молотобойцев наблюдаются поясничные боли (люмбаго); у канцелярских работников «писчий спазм», сопровождающийся характерным изменением почерка;
  • нерациональный режим труда (удлинение рабочего дня, отсутствие перерывов) приводит к переутомлению, заболеваниям нервной системы, сердечно-сосудистой системы, возникновению гипертонической болезни.

II. Неблагоприятные воздействия внешней среды являются источниками возникновения профессиональных вредностей:

  • неправильный температурный режим (металлургия и др.);
  • высокая или низкая влажность (прачечные, красильные цеха и др.);
  • повышенное или пониженное атмосферное давление (водолазы);
  • чрезмерный шум и вибрация;
  • запыленность воздуха;
  • промышленные яды;
  • бактериальное загрязнение среды;
  • радиоактивное заражение внешней среды.

III. Несоблюдение общесанитарных норм на рабочих местах. К общим принципам профилактики возникновения профессиональных заболеваний у человека относятся следующие:

  1. Гигиеническое нормирование профессиональных вредностей.
  2. Изменение технологии производства.
  3. Механизация и автоматизация производственных процессов.
  4. Герметизация аппаратуры, в которой происходит обработка токсических или пылящих материалов.
  5. Эффективная местная и общеобменная вентиляция.
  6. Использование индивидуальных средств защиты.
  7. Биологические методы профилактики: общеоздоровительные меры и специальные методы профилактики.
  8. Профилактические медицинские осмотры.
  9. Санитарно-просветительная работа.
Источник: 
М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для студентов специальности - ПСИХОЛОГИЯ. - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Психологическая структура профессиональной деятельности
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Профессиональный цикл
...
Интеллект в жизненных процессах человека
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.
Традиционная и нетрадиционная система компенсации
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Профессиональное просвещение
Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом
Тест структуры интеллекта Амтхауэра
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Формы проявления труда
Н.В. МИЛЯКОВ. ФИНАНСЫ
Оставить комментарий