Формы интеллектуального труда

Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. Суточные Энергозатраты - 2000-2400 ккал. Для данного вида труда характерна гиподинамия, значительное снижение двигательной активно-гп, человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Это является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) - сохраняется здоровье работающих людей и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Допустимые условия труда (2 класс) - условия трудового процесса не превышают гигиенических норм для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

Вредные условия труда (3 класс) - условия труда превышают гигиенические нормы, оказывают неблагоприятное действие на организм работающих людей и/или их потомство.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) - воздействие производственных факторов создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

Утомление - физиологическое состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем, обычный кратковременный отдых не восстанавливает исходного уровня работоспособности.

Профессиональные вредности возникают по многим причинам.
I. Неправильная организация трудового процесса:
а) вынужденное положение тела приводит к деформации стоп -возникает плоскостопие, изменению осанки, что приводит к возникновению кифозов, сколиозов;
б) напряжение отдельных органов и систем приводит к воспалению сухожильных влагалищ и отложению фибрина в сухожилиях, возникновению профессиональных тендовагинитов; у кузнецов, молотобойцев наблюдаются поясничные боли (люмбаго); у канцелярских работников «писчий спазм», сопровождающийся характерным изменением почерка;
в) нерациональный режим труда (удлинение рабочего дня, отсутствие перерывов) приводит к переутомлению, заболеваниям нервной системы, сердечно-сосудистой системы, возникновению гипертонической болезни.
II. Неблагоприятные воздействия внешней среды являются источниками возникновения профессиональных вредностей:
а) неправильный температурный режим (металлургия и др.);
б) высокая или низкая влажность (прачечные, красильные цеха и др.);
в) повышенное или пониженное атмосферное давление (водолазы);
г) чрезмерный шум и вибрация;
д) запыленность воздуха;
е) промышленные яды;
ж) бактериальное загрязнение среды;
з) радиоактивное заражение внешней среды.
III. Несоблюдение общесанитарных норм на рабочих местах. К общим принципам профилактики возникновения профессиональных заболеваний у человека относятся следующие:
1. Гигиеническое нормирование профессиональных вредностей.
2. Изменение технологии производства.
3. Механизация и автоматизация производственных процессов.
4. Герметизация аппаратуры, в которой происходит обработка токсических или пылящих материалов.
5. Эффективная местная и общеобменная вентиляция.
6. Использование индивидуальных средств защиты.
7. Биологические методы профилактики: общеоздоровительные меры и специальные методы профилактики.
8. Профилактические медицинские осмотры.
9. Санитарно-просветительная работа.

Источник: 
М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для студентов специальности - ПСИХОЛОГИЯ. - Минск.: Изд-во МИУ, 2009