Формы интеллектуального труда

Интеллектуальный труд характеризуется необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. Суточные Энергозатраты - 2000-2400 ккал. Для данного вида труда характерна гиподинамия, значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Это является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные.

  • Оптимальные условия труда (1 класс) - сохраняется здоровье работающих людей и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  • Допустимые условия труда (2 класс) - условия трудового процесса не превышают гигиенических норм для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.
  • Вредные условия труда (3 класс) - условия труда превышают гигиенические нормы, оказывают неблагоприятное действие на организм работающих людей и/или их потомство.
  • Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) - воздействие производственных факторов создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

Утомление - физиологическое состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем, обычный кратковременный отдых не восстанавливает исходного уровня работоспособности.

Профессиональные вредности возникают по многим причинам.
I. Неправильная организация трудового процесса:

  • вынужденное положение тела приводит к деформации стоп -возникает плоскостопие, изменению осанки, что приводит к возникновению кифозов, сколиозов;
  • напряжение отдельных органов и систем приводит к воспалению сухожильных влагалищ и отложению фибрина в сухожилиях, возникновению профессиональных тендовагинитов; у кузнецов, молотобойцев наблюдаются поясничные боли (люмбаго); у канцелярских работников «писчий спазм», сопровождающийся характерным изменением почерка;
  • нерациональный режим труда (удлинение рабочего дня, отсутствие перерывов) приводит к переутомлению, заболеваниям нервной системы, сердечно-сосудистой системы, возникновению гипертонической болезни.

II. Неблагоприятные воздействия внешней среды являются источниками возникновения профессиональных вредностей:

  • неправильный температурный режим (металлургия и др.);
  • высокая или низкая влажность (прачечные, красильные цеха и др.);
  • повышенное или пониженное атмосферное давление (водолазы);
  • чрезмерный шум и вибрация;
  • запыленность воздуха;
  • промышленные яды;
  • бактериальное загрязнение среды;
  • радиоактивное заражение внешней среды.

III. Несоблюдение общесанитарных норм на рабочих местах. К общим принципам профилактики возникновения профессиональных заболеваний у человека относятся следующие:

  1. Гигиеническое нормирование профессиональных вредностей.
  2. Изменение технологии производства.
  3. Механизация и автоматизация производственных процессов.
  4. Герметизация аппаратуры, в которой происходит обработка токсических или пылящих материалов.
  5. Эффективная местная и общеобменная вентиляция.
  6. Использование индивидуальных средств защиты.
  7. Биологические методы профилактики: общеоздоровительные меры и специальные методы профилактики.
  8. Профилактические медицинские осмотры.
  9. Санитарно-просветительная работа.
Источник: 
М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для студентов специальности - ПСИХОЛОГИЯ. - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.