Формы и сущность брака

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих — в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство — на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе — древнем или современном — семья формируется, как правило, через брак. Брак — санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии — инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать и заботиться о потомстве. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

Брак — совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак не отделим от законов, связанных с ним: регистрации брака, права на развод по уважительным причинам, права признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствия возрастов заключающих брак, согласия родителей, отсутствия родства между вступающими в брак.

Брак по-мусульмански
Формальное предложение часто делается на Востоке не впрямую, а как бы намеком. В некоторых странах мать жениха дарит матери невесты подарок, в других — наоборот.
Но вот обе стороны ударили по рукам. День свадьбы устанавливают от 15 дней до 4 месяцев. Ее организует жених и его родители, как правило, во дворе своего дома и, разумеется, за свой счет. Свадьба на Востоке удовольствие очень дорогое, и жених знает, что позволить его себе он может только один раз в жизни. Нужно, чтобы все было «как у людей».
Один раз мне удалось побывать на такой свадьбе в Ташкенте. Во дворе были расставлены столы и лавки примерно на 300 человек. На каждого гостя полагалась бутылка водки, коньяка и вина, было не менее 10 перемен блюд. Также были приглашены артисты и конферансье. Во времена застоя такая свадьба обходилась в 6—8 тыс. руб. Бывает так, что родители жениха ради свадьбы сына влезают в долги, которые потом отдают всю жизнь.
Вот свадьбу отыграли, молодые остались одни. В первую брачную ночь по традиции они только разговаривают, как бы близко знакомясь друг с другом. «Меня не бойся, мой любимый, я и сама тебя боюсь», — пела Вероника Долина. Молодым действительно нужно преодолеть этот страх, особенно девушке. Только на вторую ночь молодые начинают интимные отношения, но допускается только одно сближение.
Доказательство невинности невесты в виде простыни выставляется напоказ, и горе невесте и ее родным, если она оказалась не девушкой. Развод следует немедленно. Жених вправе требовать возмещения расходов по свадьбе. Часто семье невесты приходилось переезжать жить в другое место, чтобы спастись от позора.
Теперь, правда, в больших городах появились чудо-доктора, которые «штопают» невинность, и случается, некоторые девушки приходят «лечиться» по нескольку раз, прежде чем выходят замуж. Но такие случаи все же нечасты.
Источник: Каров Д. АиФ. 1993. № 1.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэ-виса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций: воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Образно говоря, брак — ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является кроме того еще и социальной организацией.

Итак, брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий кроме того еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются типами норм — юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода.

В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле (рис. 5).

Брак — это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак оформляется особой процедурой (бракосочетанием), накладывает определенные обязанности на супругов. Выделяют два главных типа браков — эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из своей группы, а при экзогамии — только из чужой. Кроме того, существуют две другие формы браков — моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Классификация форм браков по экономическому критерию дает неравный брак и покупной брак, последний принимал дарообменную, священную и выкупную (частный вид — калымный брак) формы.

Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы браков на два типаэндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы.

Чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Для аристократа крестьянин выступает представителем чужой группы, он никогда не выдаст за него свою дочь или сына. Принадлежность к другой нации тоже может служить препятствием к заключения брака. Поэтому мононациональный и внутриклассовый брак и надо считать разновидностью эндогамии, и наоборот. Таким образом, эндогамия — это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация).

В государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюркоязычной общности. Брак внутри своей общности считается допустимым, а за ее пределами — нежелательным. В Туркмении, кроме того, действуют еще и внутриплеменные нормы, ограничивающие допустимость брака рамками одного племени, рода или клана, рассматриваемых как субэтносы. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор — с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается.

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:

  1. моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);
  2. полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).

Каждая из них распадается на подвиды. В моногамии выделяют:

  1. пожизненную моногамию;
  2. моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);
  3. парную семью. Последняя хотя и называется семьей, но лишь формально.

На самом деле парная семья — неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:

  1. полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);
  2. полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);
  3. групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).

Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору; брак по любви; брак по расчету; брак по рекомендации посредников. Посредники — друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах Востока, в частности Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2—3 встреч стороны должны либо согласиться, либо отказаться. На долю браков по сговору приходится 5,8%, по сватовству — 18,4%, по знакомству родственников — 37,5%, по знакомству друзей — 24,1%, по личному знакомству — 12,7%, прочее — 1,6%. В Японии в 60-е гг. 80% браков совершались по сватовству, т. е. по выбору родителей. Сегодня их доля упала до 50%.

Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2—3 раза в неделю. Вроде женаты и свободны одновременно.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшее из оставшегося и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. Запрещение неравных браков — это, по существу, возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы — рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории внутри группового брака. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались «подарками», которыми могли служить женщины. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно. К. Каутский в книге «Возникновение брака и семьи» (1918) описывает обычай, существовавший в одном из индейских племен. Молодой человек дарил понравившейся ему девушке маленькую заточку или корзинку. Если она принимала подарок, то это означало, что брачное предложение принято. Взамен девушка дарила ему раскрашенный головной убор, изготовленный собственными руками. После чего они жили вместе без дальнейших церемоний. Такова одна из разновидностей даро-обменного брака.

Особой формой платного брака следует считать священный брак. Автор книги «Золотая ветвь» Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай женитьбы богов на статуях или людях был широко распространен у народов древности. Жители Бенгалии изготовляли из дерева изображение бога, которого они женили на богине воды. Индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимали участие все жители поселка. Девушка должна была оставаться девственницей и приносить идолу жертвы от имени народа. Ей оказывали величайшее уважение и считали божественной. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому с перерывом в несколько лет женили бога-змея на молодой девушке.

Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов земли. Согласно сюжету народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочетания — откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.

Кроме покупного брака, существует хищнический брак. Различают две его разновидности:

  1. умыкание (похищение) невесты;
  2. умыкание (похищение) жениха.

Он возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

Источник: 
Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект, 2015. - 352 с.
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.