Формы и ступени познания

Любой вид деятельности, в том числе научная, равно как и успешная ориентация в окружающем мире, предполагает правильное отражение, а на его базе и воспроизведение действительности. Иными словами, правильный образ объективного мира. Когда полученная извне информация нами каким-либо способом переваривается и поступает в сферу сознания, она превращается в наши знания, г. е. твердые убеждения о том, как устроен объективный мир и как происходит его отражение. С полным правом можно утверждать, что знания образуют ядро и первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди функций сознания.

В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания. Познание — это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познанием называют, как правило, только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Мозг человека идентифицирует картинки эротического содержания на 20% быстрее, чем другие изображения. К таким выводам пришли исследователи из Вашингтонского университета в результате эксперимента с участием 264 женщин-добровольцев

Современная философия считает, что познание проходит две главные ступени — чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание — низшая ступень — осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем оказываются задействованными пять органов чувств — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувственные образы — это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познается только единичное.

На второй ступени — рациональном (логическом) познании — происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь выступает мышление и разум. Извлекая данные, полученные от органов чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и понятий познает закономерности окружающего мира.
Процесс познания включает и другие формы мыслительной деятельности, такие как предвидение, фантазию, воображение, мечту, интуицию.

Психология не спорит с философией, но уточняет ее теории и поворачивает их в другую сторону — на конкретное изучение психических процессов. К познавательным процессам, как разновидности процессов психических, она относит: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление и интеллект, творчество, внимание, мнемические процессы.

Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности художника, композитора, писателя, артиста, которые создают чувственно-образный мир, где люди созерцают самих себя. Здесь нет математических формул, нет логического образа.

Чувственное познание — прямо или косвенно — участвует во всех фазах научного исследования. Все стадии процесса исследования (накопление и хранение информации, ее обобщение и анализ, сравнение с накопленным опытом, выявление зависимостей и закономерностей, объяснение и интерпретация) проходят при активном участии конкретных людей, каждый из которых неизбежно вносит свои субъективные искажения в результат исследования. Чувственное и рациональное начала присутствуют как в обыденном, так и в научном мышлении.

«Если мы внимательно понаблюдаем за ребенком, то убедимся в том, что он познает; еще не умея видеть и слышать, новорожденный познает, потому что живет реальностью всего своего тепа... Куда же девалось то знание, которым вы обладали в раннем детстве?... Все вы используете глаза, уши, рот, руки, вы способны создавать образы в уме и сознании, но что же случилось с первичным спонтанным знанием? Скорее всего, это природное знание было замещено чем-то более поверхностным».
А. Менегетти, основатель онтопсихопогии

Каждый человек, общаясь с окружающим миром, воспринимает и осмысливает его с помощью пяти чувств, или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Процесс мышления включает в себя, как правило, сочетание в разной последовательности этих сенсорных систем. Проще говоря, когда мы думаем, мы создаем:

  1. внутренние визуальные образы: отдельные картины, набор слайдов, живой фильм:
  2. внутренние аудиальные образы: слышим звуки, мелодии, голоса, ведем внутренние диалоги со своими внутренними частями личности или другими людьми:
  3. внутренние кинестетические образы: ощущения запаха, прикосновения, вкуса; различные чувства: радость, боль, страх, печаль, удовлетворение, покой и т. д.;
  4. внутренние дигитальные образы: различные схемы, абстрактные понятия, формулы, графики, размышляем на языке цифр, фактов и т. д.

Единицей восприятия считается ощущение. Сумма ощущений складывается в представление. Например, ощущение зеленого цвета, характерного шума листвы и свежего запаха складываются в представление о дереве. Сумма сходных представлений, подвергаясь обработке механизмом интеллекта — обобщению и абстракции, дает понятие. Например, под понятием «стол» мы имеем в виду любой стол, из любого материала, на одной ножке или на трех. Выражением понятия на внешнем уровне является слово. Человеческая речь возникла как следствие овладения понятиями. У нас появилась способность все обозначать, и далее человеческое сознание уже проводит операции со знаками вещей, строит схемы, создает все более обширные системы, чему соответствует развитие речи.

Чувственное познание, как и рациональное, имеет достоинства и недостатки. К числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость. Не будь этого, невозможным стало бы эстетическое познание и наслаждение красотой, а значит, из нашей жизни исчезли бы искусство, литература, театр и множество иных видов деятельности, фундаментом которых выступают прежде всего чувства. Но и повседневная жизнь прекратила бы свое существование, поскольку в ней не было бы места чувству любви, товарищества, родительской привязанности, состраданию и сопереживанию, ненависти и гордости.

Хотя чувственное отражение реальности ограничено, люди об этом часто забывают. Безрассудное царство эмоций породило у М. Вебера специальное слово — аффективное действие, стоящее на самой низшей ступени человеческих поступков. Отдавшись во власть чувств, человек перестает контролировать свои действия, чрезмерно доверяется эмоциям и субъективным оценкам.

Рациональное начало с нарастающим итогом движется по всем ступенькам познавательной лестницы. Вначале оно невелико и вклад его мало заметен, но постепенно его объем и значение расширяются.

Ощущения — лишь исходная клеточка познавательного процесса. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие — целостный чувственный образ объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление — образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.

Исследования показывают
Главным отличием человека от животных, по мнению большинства ученых, являются интеллект и наличие творческих способностей. А последние, похоже, являются следствием не социальных процессов, как предполагалось до сих пор, а сугубо биологических. В 2003 г. Ричард Кпайн из Стэнфордского университета установил, что творческие способности человека — это генетические мутации.

Многократно воспринимая предмет, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может даже припоминать восприятие и образ при отсутствии предмета — так возникает представление. Добавив к нашим представлениям немного аналитических способностей, поиграв интеллектуальными мышцами, мы легко перейдем от представления к пониманию предмета. А это уже скачок на совершенно иной и более высокий уровень познания — рациональное познание.

Уже на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая громадное значение в процессе творчества, какой является воображение — способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности. Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного.

Так выстраивается лестница человеческого познания, взбираясь по которой мы последовательно переходим со ступеньки ощущений на ступеньку восприятия, перешагнув его, ступаем на площадку представления. А сделав еще одно усилие, оказываемся на следующей ступеньке — рациональном познании, с которой открывается безбрежный вид на высшие человеческие способности.
лестница познания
Что же мы видим с такой высоты? Перед нами открываются просторы эмпирического и теоретического мышления, небольшие делянки продуктивного и репродуктивного мышления, средства рационального познания (действие, образы, логика), культура мышления и речевая деятельность, вечный двигатель науки — индукция и дедукция, о роли которых в познании не смолкают споры вот уже две тысячи лет, недалеко пристроились хозяйственная постройка формальной логики (силлогизмы, умозаключения, выводы и т. д.), конечно же верификация и фальсификация, наконец, самое главное — методология научного исследования — самый интересный и для вас незнакомый континент. Совершим небольшое путешествие.

Главным достоинством рационального познания считается проникновение в суть вещей, обнаружение того, что скрыто от поверхностного взгляда. Даже не новизна информации, не открытие нового, к чему пригодно и чувственное познание, а именно раскрытие сущности вещей и явлений. Для этого человечеству пришлось разработать мощнейшие средства и аппараты, которых не было даровано ему природой. Можно сказать иначе: рациональное познание — это целиком выдуманный или искусственный мир. Высшей точкой развития этого мира выступают наука и техника. Те самые, которые подняли человечество до высот цивилизации и вместе с тем придвинули его к краю пропасти — техногенной катастрофе.

Переход чувственного отражения к абстрактному мышлению для многих ученых, представляет такую же загадку, какую представляет скачок от примитивных гоминидов к современному человеку. Антропологи убеждают нас в том, что у обезьянолюдей не было ничего такого, даже в потенции, что могло привести нас к созданию науки, культуры, общества.

Переход от чувственного познания к рациональному и сегодня кажется не постепенной эволюцией, а неожиданным скачком.

Исследователи Королевского колледжа при Лондонском университете установили, что борьба со спамом снижает показатель IQ. Кроме того, в течение дня в среднем также на 10 пунктов снижается показатель IQ, если человек постоянно отвечает на звонки. Как отметил один из исследователей психиатр Гпенн Уипсон, при употреблении марихуаны коэффициент интеллекта падает на 4 пункта. По словам Уипсона, такая же, как и при чтении бесполезных писем, мозговая активность наблюдается у человека только сразу после пробуждения ото сна.
апр. Sky News. 2005. 22

В известной мере следы экстраординарного скачка сохранились по сию пору в раздвоенности человеческой личности. Никому из нас не удалось соединить в гармоническое целое мир чувств и логику разума. Когда говорит одно начало в человеке, другое молчит или отступает. Чувства действуют вопреки и во вред нашему рассудку, побуждая к таким поступкам, которые при здравом разуме мы никогда бы не совершили. Два противоположных начала сосуществуют в человеке по принципу дополнительности: каждое будет тянуть личность в свою сторону, но без них ей не жить. Возможно, что чувства и разум, чувственное и рациональное познание — не две стороны одного целого, а два параллельных мира, два разных измерения человеческого существа. Вот почему человек, в отличие от животного, внутренне противоречив, непоследователен и часто губителен для самого себя.

Познавательные процессы протекают так, что эмоциональные отношения индивидуальны, а абстрактные — универсальны. Поэтому на интеллектуальном уровне мы понимаем друг друга, а на эмоциональном — нет. Теоретические понятия и интеллектуальные ценности все чаще вытесняют из нашей жизни непосредственные ощущения. Те превращаются во вспомогательное средство и оттесняются на периферию культуры.

Книги, Интернет, телевидение, мобильная связь выходят на передний план, а дружеское общение, сопереживание и визуальное наслаждение — на второй. Хотя может так получиться, что символические понятия образуют всего лишь виртуальную реальность, а эмоции, чувства и ощущения — настоящую реальность. Так во всяком случае думают многие психологи.

Дефицит ощущений вызывает потребность в дополнительных удовольствиях (отсюда культ еды, секса, развлечений). Человек стал чувствовать себя счастливым только при определенных, редко осуществляемых условиях, которые случаются обычно лишь в короткие моменты его жизни.

Очень многое объясняется в нашей психологии тем, что абстрактные понятия и интеллектуальная реальность не имеют прямой связи с непосредственными ощущениями. Именно поэтому человек способен, ничего не испытав, например, сбросить бомбу на чужой, незнакомый ему город или спокойно убить другого человека, воспринимая его как абстрактную единицу. Хотя тот же человек не смог бы причинить боль даже, например, своей собаке, с которой у него связь на чувственном уровне.

Воспринимая конкретные объекты через абстрактные понятия, мы переносим свои, полученные ранее отношения и оценки, связанные с этими виртуальными понятиями на реальный объект. Почему, например, женщина, однажды подвергшаяся физическому насилию, будет бояться всех мужчин? Или почему мужчина всегда интересуется женщинами, даже если он любит жену?

Непосредственное чувство к реальному объекту в большой степени становится сентиментальностью — т. е. чувством к символу, которое затем проецируется на конкретные ситуации и на реальных людей. Почему, например, человек испытывает вполне реальные эмоции при просмотре художественного фильма, хотя прекрасно знает, что там играют актеры? Выдуманную ситуацию он даже может воспринимать острее, чем реальную-.
 

Источник: 
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.