Формы демократии

Различают две главные формы демократии — прямую (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию.

Пример первой нам дают древние греки и пионеры-колонисты Северной Америки (колонии Новой Англии), пример второй — современные Соединенные Штаты и некоторые другие государства.

Суть прямой демократии состоит вот в чем: в одном месте в определенное время собираются буквально все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление.

Представительной демократией называется такое устройство общества, при котором та часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей (трибунов в Греции, депутатов в России), которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Население разбивается по округам (в Греции они назывались филами) и голосует за ту или иную партию. Точнее сказать, за их представителей, проживающих тут же. Если кого-то ни одна партия не устраивает, он может проголосовать за независимого кандидата. Тот, кто набрал наибольшее число голосов в данном округе, и становится депутатом.

В большинстве стран порядок голосования определяется действующей в стране конституцией. Это очень важно, чтобы не вызывать в обществе разногласий. За изменение порядка голосования в некоторых случаях разыгрываются нешуточные баталии.

Итак, в небольших обществах типа греческих городов-государств возможна прямая демократия, а в крупных возможна только представительная. Нельзя собрать в одном месте и в одно время сотни тысяч или десятки миллионов людей и попросить их принять общее решение. Но зато их можно разбить по округам, округа, если они очень большие, разделить на избирательные участки, где люди лучше знают будущего кандидата и где он сам может поработать с населением. По существу мы сохраняем принцип прямой демократии, поскольку в рамках небольшого территориального сообщества (округа или избирательного участка) люди собираются в одном месте и в одно время для голосования. Они голосуют за программу кандидата. Она определяет то, как может повести себя в парламенте их избранник: будет он выступать за бедных и обездоленных или защищать права имущих, будет ли он голосовать против воинской обязанности за альтернативную службу или согласится с традиционной системой рекрутирования армии и т. д. Программа делает поведение кандидата достаточно предсказуемым, и это главное. Своей программой кандидат как бы обязуется перед избравшими его людьми поступать именно так, а не иначе. Грубое нарушение провозглашенных принципов грозит отзывом кандидата, т. е. лишением его права представлять интересы своих избирателей.

Демократия спотыкается на каждом шагу по дороге к правильному решению, вместо того чтобы прямо и без запинок идти в тупик.
Лоренс Пптер

Кандидаты, собравшиеся со всех концов страны, формируют то, что называется парламентом страны. Они работают в нем регулярно, повышают свою политическую квалификацию, собирают исчерпывающую информацию, участвуют в деятельности многочисленных парламентских комитетов и комиссий, окружают себя штатом помощников и советников. Иными словами, они являются профессиональными политиками и в целом неплохо ориентируются в тех негативных последствиях, к которым может привести принятие непродуманного решения. Естественно, что теоретически они лучше разбираются в политике и принимаемых решениях, нежели простые граждане, которых эпизодически привлекают к участию в управлении государством. В этом видится огромный плюс представительной демократии.

Минусов у такой формы тоже немало. Дело в том, что депутаты живут, работают, общаются и даже едят не врозь, а группами. Их называют фракциями. Фракция объединяет сторонников одной политической программы. Фракция предполагает, что все ее члены будут выступать согласованно. А это уже нарушение демократии. Если внутри фракции республиканцев или коммунистов нет единодушия по конкретному вопросу и многие хотели бы выразить иное мнение, например забаллотировать решение о повышении подоходного налога с 12 до 20%, сделать им этого не дадут, если на заседании фракции решили голосовать солидарно.

Другой минус представительной демократии в том, что, разбившись по фракциям, кандидаты больше блюдут фракционные интересы, нежели думают о чаяниях народа. Они все дальше уходят от его интересов. Заедает парламентская текучка, с избирателями встречаться некогда, а если и встречаются, то встречи проходят формально. Объединившись, все фракции первым делом пробивают привилегии для парламентариев, а потом уже думают о народе. Получив квартиру, машину, дачу, большой оклад в столице, депутат никогда не согласится вернуться туда, откуда он и его избиратели родом. Он устроился в «теплом местечке», сделал карьеру и старается зацепиться в столице. Последующие выборы или перевыборы ему уже не страшны, так как, успев обзавестись выгодными связями, он уверен, что в случае поражения не останется без работы. Фактически он становится независимым от мнения избирателей, а значит, спокойно может игнорировать его, отдавая предпочтение сиюминутным интересам своей партии или фракции.

Представительная демократия чаще всего выражает себя в республиканской форме правления. Подавляющее большинство государств в XX в. являются республиками. Даже бывшие коммунистические страны назывались таковыми, хотя многие считают, что республиками они были чисто формально. Впрочем, о республике мы поговорим отдельно. А сейчас рассмотрим исторические примеры эволюции демократии в античном мире.

Источник: 
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.