По меткому выражению Н. Чернышевского, каждый отдельный человек - должник общества за свое умственное развитие. Действительно, не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления.
«Образование есть то, что остается, когда все выученное забыто», - сказал Макс фон Лауэ.
Формирование мышления охватывает процесс нарастания возможностей мыслительной деятельности как под влиянием естественного хода повседневной жизнедеятельности человека, так и в результате специальных упражнений. Развитие предполагает наращивание возможностей по решению мыслительных задач на основе уже сформированного мышления.
Мышление как процесс непрерывно формируется и развивается в ходе изменяющегося взаимодействия человека со средой, но никогда не достигает завершенной стадии. Оно может развиваться как в рамках его отдельных видов в форме улучшения его отдельных характеристик, так и в рамках взаимодействия этих видов.
Выделяют три направления изучения процессов развития мышления:
- филогенетическое;
- онтогенетическое;
- экспериментальное.
Наиболее известный вклад в исследование процессов развития мышления внесли Ж. Пиаже, Л. Выготский и П. Гальперин.
Л. Выготский выявил характерные стадии формирования понятий у детей:
- стадия синкретического (неупорядоченного, бессистемного) мышления, когда объекты выбираются наугад без поиска каких-либо признаков (ситуация типа битвы при Бородино: «смешались в кучу кони, люди»);
- стадия системного мышления, когда объекты могут объединяться либо на основе общих признаков (но сами признаки выбираются случайно), либо на основе правильных, но несущественных для данных объектов признаков;
- стадия мышления понятиями, когда объекты объединяются на основе множества правильно выделенных признаков.
Теория планомерного формирования умственных действий П. Гальперина включает следующие базовые положения:
- между внутренними мыслительными операциями и внешними практическими действиями человека существует генетическая связь;
- процесс превращения внешних практических действий с материальными предметами во внутренние мыслительные операции (процесс интериоризации) реализуется поэтапно с опорой на предшествующие действия и результаты.
Содержание этапов развития мышления:
- формирование ориентировочной основы будущего умственного действия через ознакомление с его структурой и требованиями, предъявляемыми к нему;
- практическое освоение действия с помощью самих объектов;
- практическое освоение действия без использования самих объектов, но с привлечением речи;
- практическое освоение действия, с переходом от внешней речи к внутренней;
- выполнение умственных действий на основе интеллектуальных умений и без постоянного сознательного контроля за его выполнением.