Формирование и развитие мышления

По меткому выражению Н. Чернышевского, каждый отдельный человек - должник общества за свое умственное развитие. Действительно, не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления.

«Образование есть то, что остается, когда все выученное забыто», - сказал Макс фон Лауэ.

Формирование мышления охватывает процесс нарастания возможностей мыслительной деятельности как под влиянием естественного хода повседневной жизнедеятельности человека, так и в результате специальных упражнений. Развитие предполагает наращивание возможностей по решению мыслительных задач на основе уже сформированного мышления.

Мышление как процесс непрерывно формируется и развивается в ходе изменяющегося взаимодействия человека со средой, но никогда не достигает завершенной стадии. Оно может развиваться как в рамках его отдельных видов в форме улучшения его отдельных характеристик, так и в рамках взаимодействия этих видов.

Выделяют три направления изучения процессов развития мышления:

  • филогенетическое;
  • онтогенетическое;
  • экспериментальное.

Наиболее известный вклад в исследование процессов развития мышления внесли Ж. Пиаже, Л. Выготский и П. Гальперин.

Л. Выготский выявил характерные стадии формирования понятий у детей:

  • стадия синкретического (неупорядоченного, бессистемного) мышления, когда объекты выбираются наугад без поиска каких-либо признаков (ситуация типа битвы при Бородино: «смешались в кучу кони, люди»);
  • стадия системного мышления, когда объекты могут объединяться либо на основе общих признаков (но сами признаки выбираются случайно), либо на основе правильных, но несущественных для данных объектов признаков;
  • стадия мышления понятиями, когда объекты объединяются на основе множества правильно выделенных признаков.

Теория планомерного формирования умственных действий П. Гальперина включает следующие базовые положения:

  • между внутренними мыслительными операциями и внешними практическими действиями человека существует генетическая связь;
  • процесс превращения внешних практических действий с материальными предметами во внутренние мыслительные операции (процесс интериоризации) реализуется поэтапно с опорой на предшествующие действия и результаты.

Содержание этапов развития мышления:

  • формирование ориентировочной основы будущего умственного действия через ознакомление с его структурой и требованиями, предъявляемыми к нему;
  • практическое освоение действия с помощью самих объектов;
  • практическое освоение действия без использования самих объектов, но с привлечением речи;
  • практическое освоение действия, с переходом от внешней речи к внутренней;
  • выполнение умственных действий на основе интеллектуальных умений и без постоянного сознательного контроля за его выполнением.
Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Темы: 
Материалы по теме
Дивергентное мышление
Богоявленская Д.Б., Психология одаренности
Мотивация мыслительной деятельности
...
Классификация нарушений мышления
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Виды мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Развитие мышления в филогенезе и онтогенезе
Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова...
Развитие мышления в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Мышление, интеллект и их нарушения
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Расстройства мышления
Коркина М.В., Практикум по психиатрии
Оставить комментарий