Финансовая устойчивость и банкротство банков

+1
0
-1

Принцип частичного резервирования в условиях фидуциарных денежных систем сохранился в современных коммерческих банках как внутренний механизм, связывающий в единое целое операции по аккумулированию денежных средств, кредитование, расчетные операции и эмиссию кредитных денег. Однако в отличие от эпохи металлических денег он несколько изменился.

Современный коммерческий банк, чтобы выпустить кредит (дать ссуду заемщику) предварительно должен «создать» депозит, т.е. привлечь необходимую сумму. Выданный затем банком кредит начинает перемещаться по счетам различных банков, фиксируясь на этих счетах то в качестве депозита, то в качестве остатка средств на расчетных счетах, то в качестве опять выданного кредита и т.д. И положенный в банк депозит в форме фиатных денег в результате во много раз может быть превышен (мультиплицирован) и обслужить множество товарных и платежных транзакций.

По сути дела механизм мультипликации кредитных денег аналогичен механизму частичного резервирования, но доведен до абсолюта. Поэтому, во-первых, в современных фидуциарных денежных системах мультипликация (т.е. эмиссия) кредитных денег, и соответственно, кредитная экспансия коммерческих банков, ограничиваются центральными банками путем использования специальных инструментов денежно-кредитного регулирования и, в частности, таким инструментом, как резервирование части депозитов («норма обязательного резервирования» в процентах от всей суммы депозитов) в центральном банке. Таким образом, часть привлеченных коммерческими банками депозитов не используется в дальнейшей мультипликации и резервируется центральным банком. Этот резерв составляет в большинстве стран 2—5% от объема привлеченных депозитов, иногда и выше. Это одно выражение современного частичного резервирования.

Во-вторых, современное частичное резервирование выражается в формировании самими банками резервов из привлеченных депозитов, которые представляют собой так называемый резерв ликвидности (в виде денежных средств на корреспондентских счетах, кассовой наличности и высоколиквидных государственных ценных бумаг). Однако этот резерв служит для проводки платежей клиентов (т.е. поддержания текущей платежеспособности банка) и занимает определенную долю от средств клиентов на их расчетных счетах. Часто этого резерва не хватает для проведения текущих платежей клиентов, и банки прибегают к межбанковскому краткосрочному заимствованию.

В-третьих, современный вид частичного резервирования — это специальные резервы для покрытия убытков по высокорисковым активам (кредиты, ценные бумаги и др.). Эти резервы банки обязаны создавать по нормативным требованиям центральных банков. Так, в Российской Федерации в соответствии с требованиями ЦБ РФ коммерческие банки обязаны создавать резервы на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг. Эти резервы, однако, выполняют функцию создания источника покрытия убытков по соответствующим операциям, когда риски невозврата кредитов и обесценения ценных бумаг имеют случайный (малочисленный), а не системный характер, В случае же массового проявления этих рисков указанные резервы из-за их маломощности не играют существенной защитной роли для финансовой устойчивости банков.

В-четвертых, определенная аналогия с частичным резервированием просматривается и в обеспечении обязательств современного банка. Обязательства коммерческого банка — это привлеченные средства (вклады физических лиц, срочные депозиты юридических лиц, денежные средства на расчетных счетах предприятий и организаций, полученные межбанковские кредиты и др.), обеспечением которых выступает собственный капитал банка.

Если в прошлом в банках обеспечением выпущенных банкнот, т.е. их обязательств, выступали хранящиеся в них вклады из реальных денег (золота), то в современных банках эту функцию обеспечения обязательств выполняет собственный капитал. Как и в банках с частичным резервированием, в современных коммерческих банках только часть обязательств, причем небольшая, является полностью обеспеченной собственным капиталом. Это означает, что в случае невозврата кредитов и обесценения других активов (вложений) возникающие убытки покрываются собственным капиталом. Поскольку последний обеспечивает только небольшую часть обязательств, то банк теряет ликвидность, т.е. способность исполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами в денежной форме.

Действующие минимальные нормы достаточности собственного капитала банка (исходя из рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору) для обеспечения его обязательств предусматривают пропорцию между собственным капиталом и обязательствами примерно 1 : 9, т.е. на рубль собственного капитала может приходиться до 9 руб. обязательств. И действительно, у большинства коммерческих банков объем обязательств в 6—8 раз превышает собственный капитал. Так, в России на середину 2011 г. доля собственного капитала в структуре всех пассивов коммерческих банков составляла 13,8%, или соотношение собственного капитала и обязательств было равно 1 : 6,3. Разумеется, немало банков, у которых обязательства обеспечены ниже этого среднего по банковской системе уровня.

Поэтому современные коммерческие банки, генетически переняв механизм частичного резервирования, так же как и в историческом прошлом, принципиально подвержены банкротству. Будучи важнейшим институтом, обеспечивающим экономику деньгами (а деньги — это «кровь» современной экономической системы), они сами нередко становятся причиной экономических кризисов.

Существует несколько главных причин банкротства банков:
— невозврат кредитов;
— обесценение активов, и в первую очередь тех из них, которые являются инструментами финансового рынка и подвержены рыночным колебаниям цен (ценные бумаги, иностранная валюта, золото);
— потеря ликвидности из-за массового изъятия вкладов;
— убытки от основной деятельности;
— криминогенные причины.

Каждая из этих причин ведет к уменьшению собственного капитала банка. Когда собственный капитал банка падает до нуля и ниже, банк становится неплатежеспособным, поскольку его пассивы (обязательства) превосходят его активы.

Указанные причины воздействуют на состояние банка, как правило, не изолированно, они часто бывают взаимосвязаны. Так, информация о повышении просроченной задолженности в структуре кредитного портфеля банка (невозврат кредитов) может стать причиной массового изъятия вкладов физических лиц, что, в свою очередь, делает затруднительным для банка получение межбанковских ссуд для пополнения ликвидности и исполнения своих обязательств.

Выделенные основные причины банкротства банков могут проявляться как при наступлении системных кризисов в экономике и финансах, так и индивидуально для отдельных банков.

В первом случае в банковских системах наблюдается массовый невозврат кредитов, массовое изъятие вкладов и депозитов, уменьшение остатков на расчетных счетах корпоративных клиентов. При этом на межбанковском рынке резко сокращается предложение и повышаются ставки. На рынках ценных бумаг котировки акций банков и корпораций реального сектора экономики идут вниз, что обесценивает подобные активы в составе банковских активов. Собственного капитала и резервов банков не хватает для покрытия возрастающих убытков. Банки теряют способность к исполнению своих обязательств, т.е. теряют ликвидность.

Во втором случае причинами банкротства отдельных банков является неправильная (рисковая) кредитная политика (большой объем ссуд, выданных малокредитоспособным заемщикам), просчеты в проведении процентной или валютной политики, а также криминогенные причины. Каждая из этих причин ведет к убыткам от основной (операционной) деятельности и соответствующему снижению собственного капитала банка.

В связи с угрозой банкротства банков постоянно усложняются и совершенствуются системы надзора за банковской деятельностью, оценки финансовой устойчивости банков, банковских рисков и управления ими, в периоды кризисов государство в первую очередь именно банкам, а не другим финансовым институтам, оказывает поддержку, покрывает их убытки, восстанавливает их ликвидность.

Основное внимание надзорных органов и банковского менеджмента уделяется финансовой устойчивости и ликвидности банков.

По соотношению обязательств и требований банка судят о его финансовой устойчивости. Альтернативой высокой устойчивости банка является его разорение (банкротство). Поэтому финансовая устойчивость определяется как состояние, противоположное банкротству. Под финансовой устойчивостью банка, таким образом, следует понимать его способность своевременно и в полном объеме удовлетворять, с одной стороны, потребности клиентов в платежах, потребности кредиторов и вкладчиков в возврате их средств, а с другой — требования государства вносить обязательные платежи в государственный бюджет.

Для обеспечения финансовой устойчивости банк должен обладать следующим основным свойством: структура его активов должна отвечать требованиям равновесия между ликвидностью и доходностью. Это значит, что, с одной стороны, финансовое положение банка должно удовлетворять всем официальным нормативам ликвидности, а с другой — прибыльность активов такого банка должна быть достаточной для того, чтобы он не попадал в чрезмерную зависимость от внешних источников финансирования.

Финансовая устойчивость служит всеобъемлющей характеристикой деятельности банка. Проблема финансовой устойчивости банков присуща всем национальным банковским системам, а в условиях глобализации носит международный характер.

С целью выработки международных стандартов банковской деятельности, и в частности определения минимального уровня финансовой устойчивости банков, в 1975 г. управляющими центральных банков стран «группы десяти» (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Швейцария, Швеция, Франция, Япония) был образован Базельский комитет по банковскому надзору. В работе Комитета принимают участие представители центральных банков и других органов банковского надзора. Основная задача Комитета — выработка правил банковского надзора. Он не обладает официальными полномочиями, его заключения и решения не имеют юридической силы. Однако центральные банки и другие надзорные органы во всем мире при разработке норм банковской деятельности и принципов банковского надзора в своих странах ориентируются па рекомендации Базельского комитета.

Наибольшую известность как за рубежом, так и в нашей стране получили Соглашения 1988 и 2002 гг., регулирующие размер достаточности капитала банков и требования к управлению ликвидностью, к прозрачности информации и соблюдению рыночной дисциплины.

Базельские принципы банковского надзора ориентированы на обеспечение устойчивости национальных банковских систем, поскольку эффективный надзор за банковскими организациями является важнейшим компонентом устойчивой экономической среды. В связи с этим он подчинен обеспечению безопасной и надежной деятельности банков. Основное его требование: чтобы банки обладали капиталом и резервами, достаточными для нейтрализации рисков, возникающих при проведении операций.

Важнейший показатель (норматив), рекомендуемый Базельским комитетом, — низший уровень достаточности капитала банка, определяемый как отношение собственного капитала (основного и дополнительного) банка к его активам, скорректированным (взвешенным) с учетом риска по активам.

H1 = К/(А х Кр ) + р) х 100%,
где К - капитал (собственные средства) банка; А - - активы банка; Кр корректирующий коэффициент, отражающий уровень риска по отдельным группам активов; Р — объемы кредитного, рыночного, операционного рисков, рассчитанные по специальной методике.

Показатель достаточности капитала, по рекомендации Базельского комитета, не может быть меньше 8% (1988 г.) В дальнейшем, в 2010 г., в условиях мирового финансового кризиса Комитет предложил его увеличить («Базсль-3»).

В Российской Федерации с 2013 г. действует Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков», в соответствии с которой минимальный уровень достаточности капитала не может быть меньше 10%.

При приближении уровня собственного капитала к данному пороговому значению банку рекомендуется повысить этот показатель, что можно сделать тремя способами: увеличить капитал, сократить активы, изменить структуру активов со снижением доли высокорисковых вложений. При этом важнейшим способом повышения финансовой устойчивости банка является повышение его капитализации, т.е. рост удельного веса собственного капитала в структуре пассивов и изменение уровня приемлемого для банка риска по активам.

Понимая, что в банках и банковских системах накапливаются риски (это было очевидным в связи с избыточной эмиссией доллара, резким ростом банковских операций с производными финансовыми инструментами, раздуванием «пузырей» на рынке ипотечного кредита в США, на мировых фондовых рынках и т.п.), Базельский комитет принял в 2004 г. новые рекомендации по стандартам банковской деятельности. Это новое Базельское соглашение по капиталу, известное как «Базель-2».

Главная цель Базельского комитета при подготовке этого документа состояла в повышении качества управления рисками в банковском секторе, а значит, в укреплении стабильности банков и банковских систем в целом. Для достижения данной цели Комитет предложил радикально изменить режим в области банковского надзора, укрепив стимулы чувствительной к рискам и осмотрительной банковской деятельности. «Базель-2» предусматривает такие нововведения, как:
* создание чувствительной к рискам системы взвешенного расчета капитала, основанной на количественных оценках рисков, проведенных самими банками;
* более широкое признание инструментов снижения кредитных рисков;
* требования к капиталу под операционный риск с возможными убытками, возникающими вследствие неадекватных или дающих сбои внутренних процессов, несанкционированных действий персонала, внешних событий;
* расширение роли органов надзора;
* всестороннее раскрытие банками информации и методологии.

В соглашение «Базель-2» вошли ключевые позиции «Базеля-1», в частности: порядок определения собственного капитала; требование к поддержанию минимального уровня достаточности капитала, который сохраняется в размере 8%; порядок расчета финансовых и рыночных рисков банков. Новизна «Базеля-2» заключается в подходах, ориентированных на максимально точную экономическую оценку степени рисков, присущих тому или иному виду активов, которая будет осуществляться банками на самостоятельной основе. Кроме того, соглашение предусматривает введение комплексных требований к организации надзорного процесса за достаточностью банковского капитала, а также к транспарентности банковского сектора.

Реакцией на глобальный финансовый кризис стало третье Базелъское соглашение, подписанное на саммите G-20 в ноябре 2010 г. в Сеуле, — «Базель-3», в котором предусматривается существенное повышение капитализации банков.

В «Базеле-3» предлагается долю капитала 1-го уровня (акционерный капитал или уставный фонд) увеличить с 4 до 6%, банкам дополнительно создать специальный буферный капитал в размере 25% от активов на случай возникновения кризисных ситуаций. При этом минимально необходимый уровень достаточности капитала остается на прежнем уровне — 8% от активов, взвешенных по степени риска. Однако вместе с буферным капиталом минимальный уровень достаточности капитала составит 10,5% от объема активов. Чтобы соответствовать требованиям «Базеля-3», банкам придется значительно увеличить как уставный (акционерный) капитал, так и собственный капитал в целом, а также снизить риски по активам.

Развернувшаяся дискуссия по «Базелю-3» показывает, что для большинства банков США и Японии новые Базельские правила вполне приемлемы, поскольку в этих странах уже действуют достаточно жесткие требования к уровню капитализации банков. Но для большинства банков Европы и российских банков предлагаемое повышение капитализации потребует многомиллиардных вливаний в банковский сектор. Так, но оценке специалистов известной консалтинговой компании McKinsey, ужесточение требований к финансовой устойчивости банков в соответствии с «Базелем-3» потребует увеличения капитализации европейских банков на 610 млрд долл.1 Особенностью соглашения «Базель-3» является не рекомендуемый характер правил по формированию уровня и структуры собственного капитала, а их обязательный характер, т.е. страны, его подписавшие, обязаны перейти на эти правила до 2019 г.

Финансовая устойчивость банков зависит не только от уровня их капитализации, но и от их ликвидности.
Под ликвидностью банков понимается их способность своевременно отвечать по своим обязательствам в денежной форме.

В развернутой форме ликвидность можно определить как способность банка удовлетворять требования клиентов: а) по первому требованию;

б) в полном объеме; в) в денежной или в другой приемлемой для клиента форме, способной быть платежным средством.

Важнейший элемент банковского механизма — управление активами, пассивами и ликвидностью.

Ликвидность банка зависит от ликвидности его активов. Уровень ликвидности активов банка определяется, во-первых, их структурой: соотношением самоликвидных, высоколиквидных и низколиквидных активов; во-вторых, степенью их рисковости. Наличие большого удельного веса высоколиквидных активов повышает способность банка в каждый данный момент расплачиваться по своим обязательствам. Ликвидность высокорисковых активов находится под угрозой в результате их обесценения, невозврата.

Активы, характеризующие размещение средств банка, определяют его ликвидность, пассивы — объем требований клиентов к банку или объем обязательств самого банка (рис. 11.4).

Ликвидность как возможность быстрого (без существенных дополнительных затрат и снижения доходности банка) превращения активов банка в платежные средства реальна при четкой организации управления формированием необходимой структуры активов и пассивов.

Проблема эффективного управления ликвидностью с учетом всей совокупности финансовых условий функционирования банка существует постоянно, поскольку спрос на ликвидные средства и их предложение не совпадают во времени. В процессе функционирования банка в динамичной форме постоянно образуется либо недостаток (дефицит) ликвидности, либо ее избыток.

Дефицит ликвидности — отражение в балансе банка факта недостатка высоколиквидных активов, их уменьшение против нормы. При этом дефицит ликвидности нередко образуется в целях проведения рисковых высокодоходных операций. Дефицит ликвидности опасен для имиджа банка со всеми вытекающими последствиями, вплоть до потери первоклассных клиентов.

Избыток ликвидности - отражение в балансе банка наличия высоколиквидных активов, превышающих норму и не приносящих доход на достаточном уровне. При этом снижается риск неудовлетворения требований клиентов, но повышается риск снижения прибыльности. Поэтому для банка опасен дефицит ликвидности и нежелателен избыток ликвидности. То и другое свидетельствует о недостаточном реагировании менеджмента банка на изменение ситуации, о неэффективности банковских операций. В связи с этим существует проблема поддержания достаточной ликвидности. Для этого центральные банки или другие регулирующие органы устанавливают нормативы ликвидности.

Показатели ликвидности используются для оценки деятельности банка, его финансовой устойчивости и надежности. Во многих странах нормативно устанавливаются предельные значения этих показателей, в том числе коэффициенты ликвидности, которые используются для анализа и контроля финансового состояния банков, для защиты интересов их клиентов и кредиторов. Например, для сберегательных институтов и кредитных ассоциаций в США предписывается поддерживать объем ликвидных активов в обязательной пропорции к сумме привлеченных средств. В нашей стране ликвидность банков анализируют прежде всего исходя из соблюдения нормативов ЦБ РФ.

Наиболее часто используются коэффициенты, дающие количественное соотношение ряда статей для поддержания ликвидности баланса коммерческого банка:

Коэффициент ликвидности = Ликвидные активы / Привлеченные средства

В зависимости от целей анализа коэффициент ликвидности можно детализировать по срокам.
Для оценки ликвидности банка все страны ОЭСР приняли единую методику расчета коэффициента ликвидности (Кл) но рекомендации Банка международных расчетов (Базельское соглашение 1988 г.). Согласно данной методике, коэффициент ликвидности рассчитывается но следующей формуле:
Кл = Денежные средства + Межбанковские кредиты + + Легкореализуемые ценные бумаги / Активы (всего).

В российской банковской системе ликвидность коммерческих банков регулируется, как уже отмечалось, Инструкцией ЦБ РФ от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков». Согласно этой инструкции, уровень ликвидности определяется следующими показателями, характеризующими се состояние:
• мгновенная ликвидность;
• текущая ликвидность;
• долгосрочная ликвидность.

Пороговое значение этих показателей выступает как норматив ликвидности.

Норматив мгновенной ликвидности (Н2) регулирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня:
112 = Высоколиквидные активы (т.е, те, которые могут быть получены в течение 1 дня (касса, средства на корреспондентских счетах в ЦБ РФ, в банках «группы развитых стран»)) / Обязательства до востребования.
Этот норматив должен быть не менее 15%.

Норматив текущей ликвидности (113) ограничивает риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета 30 календарных дней:
НЗ = Ликвидные активы (т.е. тс, которые могут быть востребованы и реализованы банком в течение ближайших 30 дней) / Обязательства до востребования и обязательства перед кредиторами и вкладчиками сроком исполнения в ближайшие 30 дней.
Этот норматив должен быть не менее 50%.

Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует риск потери ликвидности от размещения средств в долгосрочные вложения и рассчитывается как отношение кредитных требований со сроками погашения 365 (366) дней к собственному капиталу банка и обязательствам по выданным кредитам и депозитам, полученным банком, ценным бумагам со сроком погашения свыше одного года:
Н4 = Кредитные вложения на срок свыше 1 гола / Собственный капитал +
+ Обязательства сроком свыше 1 года.
Этот норматив должен быть не более 120%.

Существует ряд принципиальных моментов, оказывающих непосредственное влияние на ликвидность коммерческого байка.

Во-первых, коммерческие банки ощущают на себе результаты определенной политики центральных банков. Так, изменение официальных регулирующих процентных ставок (учетной или ставки рефинансирования), изменение норм обязательного резервирования и минимального размера уставного фонда, уровень экономических нормативов оказывают прямое воздействие на структуру активных и пассивных операций коммерческих банков.

Во-вторых, на ликвидность коммерческих банков оказывает воздействие фискальная политика государства в банковской сфере. Это проявляется в установлении количества и вида налогов на банковскую деятельность, размера налоговых ставок, льгот по ним и порядку взимания.

В-третъих, большое влияние на ликвидность оказывают операции центральных банков на открытом рынке с государственными ценными бумагами и иностранной валютой в рамках проведения денежно-кредитной политики.

В-четвертых, на ликвидность коммерческого банка оказывают влияние микроэкономические факторы, из которых к числу основных можно отнести: возможности формирования ресурсной базы коммерческого банка, качество вложений, уровень менеджмента, функциональную структуру банка.

Для поддержания достаточной ликвидности и платежеспособности в зависимости от ситуации необходимо своевременное привлечение и размещение средств. Эта проблема в деятельности банка является основной, ее решение связано со значительными трудностями. Привлечение банком средств извне имеет ряд ограничений, связанных с нежелательным уровнем зависимости от внешних источников финансирования, неблагоприятным изменением процентных ставок, ведущим к росту стоимости ресурсов, с возможными сроками привлечения ресурсов на местных кредитных рынках и т.п.

В свою очередь, продажа активов сверх допустимого объема для поддержания ликвидности может снизить уровень дохода, способствовать потере возможной выгоды.

В повседневной деятельности банков одновременно приходится контролировать состояние (качество) как активов, так и пассивов. Постоянно существует проблема оптимального соотношения прибыльности и ликвидности, поскольку оно является основным индикатором финансового состояния банка.

Как правило, основная часть привлеченных средств направляется на удовлетворение внешнего спроса на ликвидные средства (на платежи клиентов, возврат вкладов и межбанковских кредитов, выплату налогов и т.п.), а остальная величина привлеченных средств размещается в высокодоходные активы.

Однако ни один банк не имеет гарантий и полной уверенности в том, что они будут в срок возвращены. Риск невозврата работающих активов существует даже при высоком уровне работы с клиентурой. Поскольку увеличение ликвидных активов ведет к снижению доходности, существует ее связь с массой капитала. При прочих равных условиях капитал растет быстрее, если ликвидность является умеренной.

Тесная взаимосвязь качества активов и пассивов диктует требование постоянного внимания к удовлетворению потребностей клиентов в кредитах, принятия обоснованных решений но размещению средств, руководствуясь не только доходностью размещения, но и необходимостью обеспечения гарантий но требованиям клиентов, а также по своевременному возврату вкладов и погашению ссуд самого банка.

Центральные банки, будучи ответственными за состояние коммерческих банков, косвенно регулируют их финансовую устойчивость и ликвидность в целом. Регулирование финансовой устойчивости банков они осуществляют в следующих основных формах:
• установление норматива достаточности капитала с учетом риска активов;
• рефинансирование коммерческих банков;
• регулирование банковской ликвидности путем обязательного резервирования части привлекаемых депозитов, а также через операции центральных банков на открытом рынке;
• ограничение рисковых операций и установление нормативов резервирования средств под риски;
• установление нормативов ликвидности активов и контроль за их соблюдением.

Источник: 
Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. — 2-е изд., перераб. и доп. 2016 г.
Отправить комментарий