Философия позитивизма Бертрана Рассела

Бертран Рассел (1872—1970 гг.) крупный учёный в области логики, математики, истории философии, социологии, видный общественнополитический деятель, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Родился в аристократической семье. Его отец, виконт Эмберли, избирался членом Британского парламента, а дед был министром в правительстве при королеве Виктории, участвовал в разработке избирательного законодательства страны. Бертран в детстве испытал значительное влияние своей бабушки, что особенно сказалось на формировании его демократических взглядов. У бабушки он жил с 4 лет жил после ранней смерти родителей. Она много внимания уделяла образованию внука. Уже в раннем возрасте он овладел французским и немецким языками. Образование своё начал в Тринити-колледже при Кембриджском университете, где занимался философией, изучал труды И. Канта и Г. В.Ф. Гегеля.

После окончания колледжа Рассел увлёкся логикой и добился в ней выдающихся успехов. В частности, в 1903 году он в соавторстве с Альфредом Нортом Уайтхедом опубликовал фундаментальный труд «Принципы математики».

К основным работам Рассела можно отнести «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философию логического атомизма» (1918), «Анализ духа» (1921), «Анализ материи» (1927), «Человеческое познание, его сфера и его границы» (1948), «Историю западной философии» (1948).

В студенческие годы Б. Рассел увлекался философией И. Канта и Г. Гегеля, позже он обратился к наследию Платона, в котором его больше всего привлекло учение о мире эйдосов и мире вещей, то есть платоновская система объективного идеализма с ярко выраженным рационализмом. Затем Рассел стал сторонником английского эмпиризма и считал единственно реальными «чувственные данные». Позже он допускал, что наряду с субъективной реальностью существуют и некоторые факты объективной действительности. В области социальной философии Рассел отрицал наличие каких-либо закономерностей истории и утверждал, что общество развивается под влиянием человеческих страстей и чувств.

Многогранной была его общественно-политическая деятельность, которая носила международный характер и была известна во всём мире. Б. Рассел был одним из инициаторов Движения за запрещение ядерного оружия, некоторые свои работы он посвятил критике русского антисемитизма; многочисленные произведения были посвящены борьбе против войны США во Вьетнаме. Он неоднократно осуждал израильскую агрессию против арабов, выступал против экологических преступлений. Во время Карибского кризиса был посредником между лидером США Дж. Кеннеди и лидером СССР Н. Хрущёвым.

Б. Рассел был скептиком по отношению к проблеме существования Бога, утверждал, что не видит повода, чтобы верить в божественное существование. Он написал книгу «Почему я не христианин», в которой провёл критический анализ аргументов многих мыслителей относительно существования Бога. Был сторонником необходимости существования мирового правительства, т. е., говоря современным языком, сторонником глобализма, и утверждал, что препятствием на пути создания такого мирового органа управления являются национальные границы.

Его непоследовательный субъективный идеализм и допущение существования элементов объективной реальности — результат занятий математикой и философией математики. Он отмечал, что математика была бы невозможной как наука без признания объективной действительности, и пришёл к реалистической теории, согласно которой вещи существуют независимо и от ощущений, и от разума.

Философию Б. Рассел рассматривал как посредницу между теологией и наукой. Философия исследует, как он полагал, такие проблемы, в решении которых не удалось достичь ясности. При этом она апеллирует к разуму, а не к авторитетам, традициям или сверхъестественному. Между наукой и теологией, по мнению Б. Рассела, существует ничейная территория, которая подвергается атакам с двух сторон; это и есть территория философии. Рассел считал, что сила философии заключается в опоре на математику. Философия применима для анализа понятий частных наук. Философия — это не следствие частных наук, она не является и их королевой, не стоит над науками, напротив, она является основанием для этих наук посредством движения к ясным понятиям, категориям. Таким образом, мы здесь можем довольно отчётливо увидеть трактовку философии в полном соответствии с неопозитивистской концепцией предмета и задач философии.

Если его ученик Л. Витгенштейн утверждал, что философия изучает не мир, а представления, мнения, описания этого мира, то Б. Рассел всё же постепенно пришёл к выводу, что философия за этими описаниями видит действительность. Следовательно, по Расселу, действительно реальными являются наши ощущения, упорядоченные разумом, они составляют основу нашего познания и его источник. Если брать их в целом, то они своеобразные атомы, соединённые в целое с помощью логических конструкций. Это, конечно, всё ещё выражение субъективно-идеалистических взглядов. Однако, рассуждая далее, Б. Рассел приходит к выводу, что всякое материальное бытие существует независимо от человеческого сознания и действительный мир имеет структуру логических атомов. Следовательно, у Б. Рассела описываются логическими конструкциями и разум, и материя, и время, и пространство. Материю он понимает как множество ощущений, а разум как совокупность воображений. Материя, таким образом, оказывается менее материальной, а дух менее духовным, чем это обычно считают материалисты и идеалисты. Эта мысль всё же больше сближает его взгляды со взглядами Э. Маха, нежели со взглядами материалистов.

Ключевые слова: Позитивизм
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Четвёртый позитивизм, или постпозитивизм
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Постпозитивистская философия Карла Поппера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия науки Т. Куна
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Социально-политическое учение О. Конта
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Политическая мысль позитивизма: Конт, Милль, Спенсер
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Развитие философии в XIX в.: позитивизм и иррациональная философия
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Позитивизм О. Конта
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Позитивизм Герберта Спенсера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий