Феномен техники как объект социально-философского исследования

Как самостоятельное философское направление философия техники возникает в Западной Европе, США и Японии в 60-80 годах XX века и связана с появлением и развитием в данных странах постиндустриального общества. Главная задача философии техники заключается в том, чтобы провести комплексный анализ техники как достаточно противоречивого феномена человеческого общества, раскрыть взаимоотношения между человеком и техникой, проанализировать техническую деятельность человека, осмыслить ее значение, перспективы и противоречия.

Современная проблематика философии техники оформляется в 60-70-е годы XX века и включает в себя сложный спектр мировоззренческих вопросов:
- Что такое техника как феномен культуры?
- Какова ее роль и функции в цивилизационном развитии?
- Каковы ее формы и границы воздействия на человеческое бытие?
- Является ли техника благом для человечества, и каковы сценарии перспектив дальнейшего цивилизационного развития современного общества на технической основе?

Техника - понятие, которым в истории культуры обозначается:
- определенный комплекс артефактов (инструментов, орудий, машин; совокупность технических устройств, - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем);
- совокупность различных видов технической деятельности;
- совокупность технических знаний.

Обращаясь к историко-философскому анализу понятия техники, можно выделить несколько этапов в ее осмыслении. В античности термином techne обозначали не только технику (например, изделия ремесленников), но и искусство, поскольку и то, и другое рассматривалось как подражание природе. В античной философии, например, в работах Платона, искусство рассматривалось как стоящее на ступень ниже природы (подражание подражания) и ценилось гораздо ниже теоретического знания, то есть философии. Только знание общего (общих понятий), которое дает философия, способно было помочь в познании единичного, воплощенного в искусстве и технических изделиях. В Средние века вслед за античностью техника также имеет второстепенное значение, рассматривается как подражание природе. Иное понимание техники обнаруживается в эпоху Нового времени, что связано с развитием капиталистических отношений в Западной Европы XVI-XVII веков, появлением математического естествознания и процессами секуляризации, выразившимися в движении Реформации и появлении протестантизма. Новая эпоха требовала новой практически ориентированной, приносящей пользу науки. В Новое время, в частности в работах Ф. Бэкона, техника является символом могущества и освобождения человеческого разума («Знание - сила» Ф. Бэкон). Техника выступает как прямое продолжение науки, оценивается выше природы и выражает желание человека запять место Бога и господствовать над природой. В результате техника сама начинает господствовать над человеком, что выражается в механицизме и детерминизме данной эпохи («человек - это перпендикулярно ползающая машина» Л.О. Ламетри). В первой половине XIX века в результате бурного научно-технического развития, распространения духа «протестантской этики», появления позитивистских направлений в философии, наука и техника становятся ведущими факторами развития западноевропейской цивилизации. В марксизме, который по духу близок позитивизму, производительные силы являются важнейшим стимулом развития экономического базиса, то есть материального производства, и соответственно, всего человеческого общества. Уже в XIX веке техника начинает порабощать человека, превращаясь из пассивного орудия во всемогущего господина.

В XX веке однозначной интерпретации техники не существует. В современной философии можно выделить два основных подхода к оценке роли и значения техники в развитии общества: технологический детерминизм и антитехницизм. Согласно концепции технологического детерминизма в своем развитии техника должна руководствоваться только критериями эффективности и экономичности. Социально-политические обстоятельства, интересы различных социальных групп, моральные, экологические или идеологические принципы только мешают нормальному ходу развития техники.

Однако существуют критики концепции технологического детерминизма. Они утверждают, что даже сверхрациональное планирование технического прогресса, при его оторванности от гуманистических ценностей, порождает разрушение основ человеческого бытия. Противники технологического детерминизма отмечают, что рациональное планирование технических достижений способно порождать и стимулировать разрушительные иррациональные последствия, если оно оторвано от морально-этических целей и ценностей. Чем же угрожает человеку технический прогресс? Например, Ясперс считал, что все возрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации деятельности работающего человека: труд не облегчает бремя человека в его воздействии на природу, а превращает его в часть машины (человеческое мышление становится «технарским»). Следовательно, Ясперс отмечает, что в технике заключены не только безграничные возможности полезного, но и безграничные опасности: техника превратилась во все увлекающую за собой силу.

Антитехницистская критика зафиксировала негативные последствия бездуховного техницизма, ограниченность измерения прогресса техники лишь техническими идеями и необходимость его дополнения социальными, политическими, экономическими параметрами, комплексными гуманитарно-аксиологическими программами.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009