Отталкиваясь от своих наблюдений поведения детей, Фрейд выдвинул предположение, что исходно у детей обоих полов имеется представление о наличии у всех людей мужских гениталий. Поэтому девочки могут восприниматься как дети, по какой-то причине лишенные фаллоса, а мальчики — могут испытывать страх, что и они могут быть «наказаны» таким же образом. В результате появились представления о связанном с бессознательными представлениями «комплексе кастрации» у мальчиков и о «зависти к пенису» — у девочек.
В принципе, любой тип характера можно было бы интерпретировать как нарциссический тип защиты от реальных, мнимых или фантазийных опасностей. Однако в наиболее значительной степени это характерно для фаллического характера. Люди с фаллическим характером обычно демонстрируют своеобразную беспечность и дерзость, решительную и самоуверенную манеру поведения, определенный нарциссизм и склонность к соперничеству. Но это поведение во многом обусловливается бессознательной защитной реакцией на не преодоленный в детстве страх кастрации. Иногда, обнаружив у ребенка повышенное внимание к собственным гениталиям, «заботливые» взрослые запугивают детей угрозами «отрезать» (другие варианты: «отпадет», «у тех, кто так делает, не бывает детей» и т.д.), хотя этот интерес и последующие мастурбации являются абсолютно нормальной стадией развития зрелой сексуальности.
Переоценка значимости пениса типична для ранней фаллической стадии, и при возникновении точки патологической фиксации в последующем это проявляется в повышенном тщеславии, психическом эксгибиционизме и чрезмерной чувствительности. Человек с таким характером живет в предвосхищении нападок на себя и потому предпочитает нападать первым. Его агрессивность и провоцирующее поведение выражается скорее не в словах и даже не в поступках, а в манере говорить и действовать. А неприятие зависимого положения и стремление к доминированию основываются все на том же страхе («кастрации» в ее метафорическом смысле), которой противопоставляется показная гипермаскулинность (твердость, решительность, жестокость). Тем не менее в целом мужчины фаллического типа несут в себе определенную «женскую» идентичность, а их поведенческие паттерны не столько отрицают, сколько отражают стремление скрыть это. Обычно такие люди легко производят впечатление на окружающих, сексуально привлекательны и достаточно успешны в жизни и в карьере. Они социально активны, энергичны, импульсивны, обычно достигают того, чего хотят. Однако за их стремлением к удаче всегда обнаруживается страх потерпеть фиаско. При выраженном фаллически-нарциссическом развитии в межличностных и сексуальных отношениях они ведут себя так, словно обладают огромной энергией и потенцией, любят «делиться» своими успехами и победами с окружающими, демонстрируя определенный эксгибиционизм. Тем не менее их способность получать удовольствие от жизни, общения, работы или секса почти всегда снижена. Образно говоря, энергия либидо обильно расточается вовне, а удовлетворения от разрядки не наступает, что обусловливает бесконечную погоню за удовлетворением.
Поведение женщин с фаллической организацией личности мотивированы фиксацией на «зависти» к пенису, которая определяет их бессознательное стремление к доминированию как в сексуальных, так и в межличностных отношениях.
Только адекватное преодоление фаллической фазы развития, одним из существенных факторов которого является полная семья (обладающая достаточной психологической культурой), позволяет преодолеть амбивалентность межличностных и сексуальных установок ребенка и создает основу для зрелых любовных отношений. Способность к нормальной разрядке психического и (или) сексуального возбуждения предотвращает формирование реактивных образований и увеличивает возможности для сублимации. В этом случае вместо бесконечного страха лишения и запрета на эмоциональную жизнь Эго обретает способность к естественному выражению влечений и получению удовольствия от жизни.