Факторы успешной профессиональной деятельности

Существует достаточно много различных теорий, объясняющих профессиональный выбор, в большинстве случаев речь в них идет о прямом или косвенном удовлетворении потребностей, а они, как известно, постоянно изменяются и растут [31, с. 47].

Самой популярной теорией профессионального становления за рубежом является концепция Д. Сьюпера. Профессиональное развитие, по его мнению, состоит в реализации Я-концепции. Он выделяет следующие стадии этого процесса: стадию пробуждения (до 14 лет) как идентификацию со значимыми взрослыми; стадию исследования (до 24 лет) как апробирование себя в различных ролях; стадию консолидации как поиск устойчивой личностной позиции в найденном профессиональном поле; стадию сохранения (до 64 лет) и стадию спада (с 65 лет).

Еще одна известная теория — типологическая теория А. Холланда. Он утверждает, что профессиональное развитие обусловлено личностным типом индивида, который он характеризует как активный с реалистической ориентацией; интеллектуальный с познавательной ориентацией; социальный с ориентацией общения; адаптационный с конвенциональной ориентацией; эстетический с ориентацией на искусство; стремящийся к власти с предпринимательской ориентацией.

При всем многообразии видов профессиональной деятельности многие ученые называют ряд таких личностных качеств, выступающих в качестве профессионально важных практически для любого вида профессиональной деятельности, как ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость.

Выбор профессии имеет судьбоносное значение, ведь это предпочтение определенного стиля жизни, социального окружения и главным образом социально-экономического статуса. На нынешнем этапе развития общества именно профессиональная деятельность дает максимальные возможности полного удовлетворения базовых потребностей личности. Самореализация осуществляется прежде всего в профессиональной деятельности. Профессиональная самореализация — это самопредъявление себя миру, вхождение личности в профессиональную среду, освоение ею профессиональных ролей, норм и правил деятельности в соответствии с индивидуальной специализацией.

В обществе выделяются три социально-экономических уровня: высший элитарный, средний класс и низший. Соответственно существуют профессии высокостатусные, определяемые в терминах компетентности и экономического успеха, и низкостатусные — социальные и вспомогательные службы, рабочие специальности.

Перейти из уровня в уровень, а уж тем более передвинуться на две ступени выше, — задача чрезвычайно трудная и почти невозможная. В любом случае она потребует значительных усилий. Особенно сложно попасть в высокостатусные организации и элитные слои общества, где очень строгий и тщательный отбор вплоть до предоставления сведений о происхождении, состоятельности, социальном окружении, манерах и стиле одежды. Однако если вы все же попали в такую организацию, то на вас автоматически распространяются все ее привилегии, независимо от позиции, которую вы занимаете. Однако так же быстро вы лишитесь всех почестей, переставая занимать высокую должность или принадлежать к высокостатусной организации.

Ни для кого не секрет, что есть профессии «денежные» и «не денежные», творческие и алгоритмизированные, свободные и строго заданные, руководящие и исполнительские, интеллектуальные и основанные на физическом труде, модные и непопулярные. Более того, в отечественном бизнесе идет бурный процесс появления узких профессиональных специализаций, характерный более для западного менеджмента. Возникают новые, совершенно уникальные профессии: менеджер по развитию бизнеса, промоутер, медиапланер. Все они на гребне профессиональной моды.

Сегодня зачастую модно то, что загадочно и красиво звучит: супервайзер (торговый представитель), маркетолог (специалист по продвижению товара), артдиректор (главный художник), мерчендайзер (художник). Модными являются профессии, связанные с красивым отдыхом: бармена, туроператора, крупье.

Модно также работать в столице, региональном центре, просто в крупном городе. Модно принадлежать к известной компании (фирме), раскрученной торговой марке или бренду, работать в красивом или престижном месте, в великолепном современном здании. Модными являются западные или прозападные учреждения и предприятия, финансовые учреждения, популярные СМИ, все профессии со знанием языка, заграничными командировками и просто поездками по стране. Модно работать с известными людьми, в популярных группах, командах, коллективах. Наконец, к модным можно отнести все профессии модельного бизнеса.

Атрибуты востребованности профессии — это достойная зарплата (много превышающая среднюю по данному региону), хорошие бонусы (проценты от сделки или дохода фирмы), достойный социальный пакет (медицинские страховки, оплаченный отдых, обеды), служебный автомобиль и мобильный телефон [31, с. 48].

Всегда в моде исключительность (эксклюзив) и элитарность, следует различать, однако, финансовую, экономическую, политическую, интеллектуальную и даже профессиональную элиту общества. Безусловно, модны и престижны все руководящие должности и профессии, имеющие в конце весьма притягательное нерусское слово manager. Востребованы самые популярные профессии, т.е. те, которые чаще всего выбирают и более всего предпочитают. Всегда были и будут популярными профессии, связанные с финансами (банковские, экономические и маркетинговые специальности), властью (юристы, журналисты) и творческие профессии, составляющие богему общества или обслуживающие ее.

Если вы решили приобрести престижную, исключительно денежную и модную в настоящее время профессию, примите к сведению некоторые практические рекомендации, выполнив приведенное ниже упражнение письменно.

Спросите себя: «Кто я такой и чего я хочу в жизни?» Запишите в столбик все, что вы по этому поводу думаете, и как можно более искренне. Далее выпишите все, что у вас для этого есть, какие профессии обновились: тренинг-менеджер (специалист по обучению сотрудников), сейлз-менеджер (менеджер по продажам), экаунт-менеджер (специалист по работе с клиентами), менеджер по работе с персоналом (рядовой сотрудник отдела кадров), бренд-менеджер (специалист отдела рекламы), финансовые специалисты.

Выпишите, что вы должны будете сделать через год, через месяц, через неделю. Спросите себя: «Что я должен сделать прямо сейчас?» [31, с. 49].

Если профессия помогает красиво жить, если она хорошо оплачивается, значит она тоже модная. Хорошо платят профессионалам, узким специалистам и руководителям высшего звена (топ-менеджерам), но для этого надо быть настоящим профессионалом: в высшей степени компетентным, весьма своеобразным (имеющим собственный неповторимый стиль деятельности) и достаточно известным в своей профессионально среде. У таких людей непременно должны быть сертификаты, патенты, книги, выступления в средствах массовой информации в качестве эксперта, удачные проекты.

Следует помнить, что достойно платят не за процесс труда, а за его результат, а чтобы хорошо зарабатывать, нужно очень много работать. Работая, вы можете стать популярным и востребованным, заработав не только финансовый, но и социальный капитал. Однако чем выше вы поднимаетесь по лестнице профессионального, а с ним и социального успеха, тем сильнее конкурентная борьба.

Таким образом, популярную профессию иметь приятно, но выбирать ее стоит весьма осмотрительно, поскольку трудности может вызвать даже сама учеба. Чаще всего это платное обучение, сопряженное с целым рядом дополнительных расходов: на современные материалы, поездки и встречи, соответствующий гардероб. Вам будет необходима возможность постоянного совершенствования (на то она и престижная профессия, чтобы быть всегда на гребне времени) и общение с высокими профессионалами.

Смело вносите коррективы в свою жизнь, ведь и она, и вы сами постоянно меняетесь. Постарайтесь, однако, выстроить все в единую цепочку достижений, принимая в расчет даже косвенные события вашей жизни. Подумайте, как друзья, хорошие знакомые, семья способствуют достижению вашей цели. Определите для себя, как прошлые удачи, достижения, успехи работают на вашу цель. Поразмышляйте и над тем, как негативный опыт — неудачи и ошибки — помогает вам в получении того, чего вы желаете. Вы заметили, как все взаимосвязано? А вы даже не догадывались, что все время идете по заданному пути.

Для того чтобы «держать марку» профессионала, а не рядового специалиста, нужно сначала понять, в чем их отличие: в знании делового этикета, специфики общения и восприятия, умении грамотно использовать цвета в одежде, корректно подбирать свой гардероб в соответствии с занимаемой должностью.

В понятие «имидж» входит также умение грамотно общаться, хотя если говорить о внешнем виде профессионала, то все зависит непосредственно от требований соискателя на работу. Существует неправильный стереотип, что оригинальный внешний вид говорит о некомпетентности и безответственности человека. Каждый имеет право на ту форму, которую считает правильной и которая в первую очередь гармонирует с его внутренним миром.

Для того чтобы достичь успеха и продвигаться по службе, крайне важно быть уверенным в себе человеком. Специалист всегда ориентирован только на узкий круг своих обязанностей, в то время как профессионал — на работу с реальными проблемами в реальных ситуациях, он умеет собирать и правильно обрабатывать нужную информацию. Профессионал — не только некая коммуникативная составляющая, с ним должно быть приятно и комфортно работать как руководителю, так и коллегам, а свое отношение люди, как правило, привыкли выражать в разговоре. Большинство людей принимают как данность все свои положительные черты характера и поступки и с трудом признаются себе в слабостях. Профессионалы — люди, которые опираются на свои сильные стороны и при этом спокойно воспринимают слабые. Их имидж определяется такими качествами, как высокая самооценка, чувство собственного достоинства, вера в доброжелательность окружающих людей, ответственность перед коллегами и руководством, желание постоянно учиться.

Вы хотите «сделать» из себя высококлассного профессионала? Обратите внимание на каждую составляющую своего личного имиджа. На первом месте всегда стоит внешний вид, недаром существует выражение «встречают по одежке, а провожают по уму». Именно по тому, как вы выглядите, у окружающих складывается первое впечатление. Причем внешний вид того или иного профессионала напрямую зависит от рода его деятельности. Каждое слово, каждая брошенная фраза определяют ту реальность, в которой вы живете. Следовательно, необходимо тщательно подбирать стиль и манеру речи в зависимости от конкретной ситуации.

Профессионально важным качеством является здоровье. Поддерживать хорошую спортивную форму не только полезно для здоровья, но и приятно. Недаром многие преуспевающие личности регулярно ходят в спортклубы и ведут активный образ жизни. Комплекс регулярных упражнений, составленных с учетом вашего нынешнего самочувствия, сделает вас сильнее и привлекательнее. Не стоит скрывать и замалчивать свои ошибки, нужно постараться быстро их исправить и двигаться дальше.

Но для того, чтобы вас воспринимали как настоящего профессионала, мало хорошо выглядеть, вежливо говорить и искренне улыбаться. Имидж — это несомненное единство вашего внешнего и внутреннего мира. Ваш внешний облик и манеры прежде всего должны отображать вашу внутреннюю суть. В основном люди верят именно тому, что видят, и часто принимают решения на основе первого впечатления, поэтому правильно составленный имидж профессионала — важная составляющая карьерного роста. Имидж является сильнейшим средством для убеждения других людей в необходимости того или иного положения дел. Узнайте, что в вашем образе привлекает, а что, наоборот, отталкивает окружающих, таким образом вы сможете понять, на что нужно сделать акцент, чтобы вас считали компетентным, надежным и решительным профессионалом. Сделайте ваш имидж безупречным, и вас ждет успех!

Ключевые слова: Карьера
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Материалы по теме
Понятие и цели деловой карьеры
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Этапы карьеры и ее планирование
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Горизонтальная карьера
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Виды и циклы карьеры
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Карьерные якоря Шейна
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Понятие карьеры, её виды и этапы
Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»
Планирование карьеры персонала
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Пол и профессиональная карьера
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий