Факторы социального прогресса

Вопрос о том, каковы причины, вызывающие изменения в обществе, давно интересовал человека. В социальной философии на этот счет существуют различные точки зрения.

Одни авторы ищут источник развития (факторы, которые обусловливают изменения в обществе) внутри самого общества, в действиях людей и их взаимодействиях, в их свободной воле и во вне — Божественном промысле, наличии Абсолютной идеи, которой подчиняются различные общества.

Кроме деления источников развития по их месту нахождения, факторы эволюции общества подразделяются на объективные, действие которых не зависит от воли и сознания людей (например, экономика, технология, географическая среда, народонаселение, наука). Эти факторы обусловливают причинно-следственную связь явлений, закономерный характер изменений. В связи с этим данные факторы называют детерминантами (от лат. determinans — определитель, определяющий). Вторая группа факторов включает активную, целенаправленную, осмысленную деятельность человека. Поведение индивидов, социальных групп, политических партий составляет субъективный фактор социального процесса.

В качестве решающего фактора развития общества некоторые исследователи определяют природно-географическую среду. Это направление в науке называется географическим детерминизмом. Один из основоположников этого течения — французский просветитель Шарль-Луи Монтескьё утверждал, что климат, почвы, размер территории, географическое положение формируют законы и нравы людей. Именно через них географическая среда определяет ход исторического развития, политический строй. Так, например, жаркий климат изнеживает людей, порождает лень, равнодушие, приводит к рабству. Умеренно-холодный климат побуждает людей к упорному труду, формирует свободолюбие.

Согласно его мнению, в странах с плодородными почвами, где сельское население не слишком вовлечено в борьбу за политическую свободу, устанавливаются деспотические формы правления, т.е. единовластие, основанное на насилии. Напротив, демократия складывается в странах с неплодородными землями, где люди отличаются старательностью, сдержанностью, скромностью. Размер территории также оказывает влияние на политическое устройство. Огромному государству больше соответствует деспотия, государству со средней по величине территорий — монархия, небольшому — демократия.

В XIX и XX вв. географический детерминизм потерял свои прогрессивные черты естественно-научной теории и стал обоснованием территориальных притязаний некоторых государств, их права на захват других стран. Достаточно упомянуть Первую (1914—1918) и Вторую (1939—1945) мировые войны, источником которых всякий раз была борьба за передел уже поделенного мира. Так, в своей книге «Майн кампф» («Моя борьба») основатель фашистского государства Адольф Гитлер сформулировал теорию «жизненного пространства», согласно которой арийская раса (немцы) должна вырваться из восточного рабства, чтобы поглотить немецкоязычное население Австрии, чешских Судет. Следует установить нацистское господство в Польше и России, уничтожив при этом 130 млн «недочеловеков». Гитлер писал:

Природа не знает политических границ, она начала с создания жизни на земном шаре, а теперь наблюдает свободную игру сил Те. кто показывают в игре наибольшую храбрость и предприимчивость, ее самые любимые дети, и им будет даровано безраздельное право на существование

В современных условиях решающее значение географической среды в социальном прогрессе рассматривается теориями, объединенными в научное направление, называемое геополитикой. В центре ее внимания находятся вопросы жизнеобеспечения государств, взаимодействия их в решении глобальных проблем, сотрудничество в крупных районах мира и т.д.

Сторонники другого направления — социального дарвинизма — в объяснении источников развития общества исходят из аналогии между эволюцией живых организмов и эволюцией общества. Социал-дарвинисты полагают, что в обществе так же, как и в природе, происходит борьба за существование, в которой выживает сильнейший. Один из основоположников теории органического развития — британский философ Герберт Спенсер применил при анализе развития общества всеобщий закон сохранения энергии, которая в своем движении меняет формы. Общество в процессе эволюции переходит от однородного, аморфного состояния к более сложному, дифференцированному, четко структурированному.

Общество как живой организм состоит из клеток (индивидов), взаимодействующих друг с другом, и каждая клетка выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают функционирование всего организма. Фазы в развитии общества Спенсер выделял на основе закона борьбы за существование. Социальная эволюция начинается с орды, где существует принудительное сотрудничество, военная организация общества, централизация управления. Вершина развития — индустриальный тип общества, основанный на промышленном труде, свободном сотрудничестве, децентрализации власти и управления, согласовании различных интересов.

Разновидностью социального детерминизма, которая именуется демографическим детерминизмом, является мальтузианство. Его основателем стал английский священник и экономист Томас Мальтус (1766—1834). Он объяснял общественное развитие быстрым ростом населения. В своей работе «Опыт закона о народонаселении» (1798) Мальтус нарисовал мрачную картину мира, где население всегда растет в геометрической прогрессии, а количество продуктов питания — в арифметической. На этом основании он сформулировал естественный закон:

Рост населения обязательно ограничивается средствами существования Население неизбежно увеличивается с количественным ростом средств существования. .

В борьбе за средства существования слабые должны погибнуть и уступить место более сильным и приспособленным. «Избыточное население», по Мальтусу, составляют трудящиеся. По образному выражению философа, бедняк приходит на праздничный пир природы, но не находит для себя свободного прибора, и природа предлагает ему убраться вон, ибо, прежде чем родиться, он не заручился согласием общества принять его. Рост населения, по Мальтусу, регулируют голод, болезни и войны. Однако он не мог предвидеть появления высокоурожайных сельскохозяйственных культур, развития транспорта, пищевой промышленности, позволяющих относительно дешево снабжать людей продовольствием. Мальтус не мог предсказать и ограничение рождаемости, которое стало стандартом жизни для развитых стран: по его подсчетам, население планеты в 60-х годах XX в. должно было составлять 110 млрд, а на самом деле насчитывало 5,2 млрд чел. К тому же он, наверное, сильно удивился бы, узнав, что планета на рубеже XXI в. может накормить 6 млрд чел. в год.

Третье направление — экономический детерминизм — объясняет прогресс общества влиянием детерминизм    экономических факторов — способом производства материальных благ. В него включаются производительные силы (работники, предметы и средства труда) и производственные отношения (отношения распоряжения, обмена, распределения и потребления). По мнению немецких философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, создавших теорию исторического материализма, для того чтобы жить, мыслить, творить, человек должен создать необходимые для его существования средства. Производство материальных благ и их распределение в обществе обусловливают социальные, политические, духовные процессы.

Главным в способе производства основоположники марксизма считали отношения собственности, которые они назвали базисом общества, поскольку они определяют положение классов в обществе. Остальные общественные отношения — политические, религиозные, культурные и др. — являются надстройкой над базисом и зависят от него.

Теория психоанализа
В противоположность представлениям о причинно-следственной обусловленности социальных изменений существуют научные направления, которые причину развития видят в свободной воле человека, его бессознательных влечениях, выступающих мотивами его поступков.

Так, немецкий философ Фридрих Ницше всю историю человечества характеризует как борьбу двух воль к власти — воли «сверхлюдей» (высших видов, аристократов) и воли «недочеловеков» (толпы, рабов, стада). Воля к власти, по Ницше, выступает движущей силой развития общества, поскольку это основной мотив человеческого поведения. Аристократическая воля к власти — инстинкт подъема, воля к жизни. В противовес ей рабская воля к власти — инстинкт упадка, воля к смерти.

Согласно теории психоанализа, автором которой был венский врач, психиатр Зигмунд Фрейд, история цивилизации есть история борьбы между половым влечением (либидо) и инстинктом смерти. Человек, по Фрейду, действует в соответствии с требованием своего либидо, или жизненной силы, энергии выживания. Поскольку конечной целью является воспроизводство вида, инстинктивная энергия тесно связана с сексуальностью. Если либидо не удовлетворяется, то возникают различные формы преобразования энергии. Энергия либидо может трансформироваться в позитивные формы — науку, искусство, религию и т.д. Этот процесс называется сублимацией. Напротив, негативные формы вызывают различные болезненные состояния — неврозы: истерии, фобии (беспокойства) и т.д.

В противоположность жизненной силе (либидо) инстинкт смерти подталкивает человека к агрессии, любому деструктивному поведению. Многие ученые считают, что 3. Фрейд переоценил значение сексуальной сферы в развитии общества. Сам того не желая, он стал пророком сексуальной революции, разразившейся в 60-х годах XX в.

Источник: 
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Социальная направленность личности
Дубровина И. В., Формирование личности старшеклассника
Социальные конфликты: сущность, характеристики, этапы
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Предмет социальной философии
Соколов С.В., Социальная философия
Социальные нормы и место права в их системе
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Виды социальных изменений
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Теории приобретенной социальности
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Социальная философия в системе философского знания и социально-гуманитарных наук
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Социально-психологическая структура личности
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Оставить комментарий