Факторный анализ в изучении личности

В западных личностных теориях значительную роль занимает теория 3. Фрейда, теория К. Юнга, Э. Берна. Разработанная Фрейдом психоаналитическая теория личности может быть отнесена к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов.

Аналитическая психология Карла Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения.
В теории Эрика Берна господствует трансакционный анализ.

Главной проблемой психоанализа, рассматриваемого 3игмудтом Фрейдом, является проблема мотивации.

В психической жизни 3. Фрейд выделяет три уровня: бессознательное, предсоэнательное и сознательное. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и а мыслительных формах), является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначает ее термином «либидо»).

3. Фрейд занимался вопросами неврозов, разработал психоанализ — психотерапевтический способ лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как методов проникновения в бессознательное. Он изучал психологические аспекты возникновения сексуальности, в которых выделил ряд стадий, расширяя сферу использования психоанализа.

Структура личности воспринимается 3. Фрейдом как складывающаяся из «я» и «оно». Фрейд полагает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.

К фрейдистской школе относится Альфред Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей силой развития психики является комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики. Представители неофрейдизма несколько отходят от биологизаторства Фрейда, приближаясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию развития личности, Э. Фромм например пытался выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества, по мнению Эриха Фромма, имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами.

Западные психологические теории, таким образом, склоняются к доминированию в процессе развития личности биологических факторов.

Ключевые слова: Личность
Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Волевая сфера личности
Пашук Н. С. Психология индивидуальных различий. - Мн.: Изд-во МИУ, 2010.
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Психогенетические исследования темперамента и личности
Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.
Направленность личности
...
Представления античных философов об активности личности
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Саморегуляция личности
...
Модель личности по Левину
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Диспозиционный подход
...
Оставить комментарий