Факторный анализ в изучении личности

В западных личностных теориях значительную роль занимает теория 3. Фрейда, теория К. Юнга, Э. Берна. Разработанная Фрейдом психоаналитическая теория личности может быть отнесена к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов.

Аналитическая психология Карла Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения.
В теории Эрика Берна господствует трансакционный анализ.

Главной проблемой психоанализа, рассматриваемого 3игмудтом Фрейдом, является проблема мотивации.

В психической жизни 3. Фрейд выделяет три уровня: бессознательное, предсоэнательное и сознательное. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и а мыслительных формах), является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначает ее термином «либидо»).

3. Фрейд занимался вопросами неврозов, разработал психоанализ — психотерапевтический способ лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как методов проникновения в бессознательное. Он изучал психологические аспекты возникновения сексуальности, в которых выделил ряд стадий, расширяя сферу использования психоанализа.

Структура личности воспринимается 3. Фрейдом как складывающаяся из «я» и «оно». Фрейд полагает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.

К фрейдистской школе относится Альфред Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей силой развития психики является комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики. Представители неофрейдизма несколько отходят от биологизаторства Фрейда, приближаясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию развития личности, Э. Фромм например пытался выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества, по мнению Эриха Фромма, имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами.

Западные психологические теории, таким образом, склоняются к доминированию в процессе развития личности биологических факторов.

Ключевые слова: Личность
Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Диспозициональная теория личности
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Подходы к пониманию внутриличностного конфликта
Анцупов А.Я., Конфликтология
Развитие личности человека
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Методики определения личностной зрелости
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Особенности личности подростков
Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии
Социальная направленность личности
Дубровина И. В., Формирование личности старшеклассника
Личность как предмет психологического познания
Мельник С.Н., Психология личности
Оставить комментарий