Факторинг как часть управления дебиторской задолженностью

Важнейшей составляющей политики взыскания долгов и в целом управления дебиторской задолженностью во всем мире является использование факторинга. Факторинг (от англ. faetor — агент, посредник) — это комиссионно-посредническая услуга, оказываемая банком или специализированной организацией (факторинговой фирмой) клиенту — юридическому лицу. Данная услуга возникает в связи с кредитованием оборотного капитала поставщика и связана с переуступкой неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), которые возникают между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг факторинговой фирме или банку.

Факторинг включает в себя следующие виды операций и услуг: кредитование сбыта, принятие риска неплатежа, бухгалтерский учет дебиторов, контроль и инкассацию задолженности, ведение статистики продаж. Участниками факторинговой сделки являются:

  • банк-фактор (факторинговая компания) — покупатель неоплаченного должником требования;
  • первоначальный кредитор — клиент банка (компания-поставщик), продавший товар своему контрагенту в кредит или с рассрочкой платежа;
  • дебитор — компания (должник), получившая от продавца отсрочку платежа.

Классификацию видов факторинга можно произвести на основе нескольких критериев.

По месту проведения сделки выделяют:

  • внутренний факторинг — когда стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны. В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны: поставщик, покупатель и фактор (банк или факторинговая компания);
  • международный факторинг — поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах.

По информированности дебиторов о факторинговом обслуживании различают:

  • открытый факторинг — покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки;
  • закрытый факторинг — покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который в свою очередь направляет их в пользу фактора.

По наличию у банка-фактора права обратного требования к клиенту выделяют:

  • факторинг e правом регресса — фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме клиент, переуступивший такой «недоброкачественный» долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства. Если же с должника получен излишек по сравнению с причитающейся фактору суммой, то излишек возвращается клиенту;
  • факторинг без права регресса — фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. В данном случае фактор полностью принимает на себя риск неплатежа и при невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме потерпит убытки (в мировой практике факторинговые операции с регрессом и без регресса соотносятся как «40 на 60»). В российской практике факторинг в основном предоставляется с правом регресса.

По объему предоставляемых услуг различают:

  • традиционный факторинг — поставщики пользуются только основными услугами по факторингу, что предполагает сбор, страхование и финансирование дебиторской задолженности;
  • универсальный факторинг — предоставляется постоянным клиентам и предполагает полную защиту их интересов.

Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств, управление кредитом, учет реализации, кредитование в форме предварительной оплаты.

По периодичности обслуживания выделяют:

  • регулярный факторинг — поставщик всегда переуступает банку долги всех своих клиентов;
  • разовый факторинг — поставщик обращается к факторингу только в случае необходимости немедленного получения средств, это разовая операция, клиент не обязан всегда переуступать долги всех своих клиентов.

В управлении финансами компании факторинг может выполнять различные функции.

Предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Это основная функция факторинга. Таким образом, финансирование в рамках факторинга избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности.

Административное управление дебиторской задолженностью. Эта функция проявляется в том, что факторинг позволяет клиенту избавиться от рутинной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Также в случае факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.

Оценка платежеспособности покупателей поставщика. В странах, где кредитные бюро и рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с трансформируемой экономикой факторинговые компании могут аккумулировать информацию о платежной дисциплине компаний.

Страхование рисков, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок, из-за чего у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.

Стимулирование ускорения оборачиваемости оборотных средств поставщика, в первую очередь дебиторской задолженности.

Факторинг осуществляется следующим образом:

  • клиент осуществляет поставку товара дебитору, оформляя товарный кредит или рассрочку платежа соответствующими документами;
  • клиент переуступает фактору право требования дебиторской задолженности, продавая долговые обязательства покупателя;
  • фактор авансом выплачивает клиенту часть образовавшейся дебиторской задолженности (например, 80% от суммы счета);
  • фактор предъявляет дебитору долговые требования к оплате при наступлении указанного срока платежа;
  • дебитор переводит фактору деньги за поставку товара;
  • фактор выплачивает клиенту остаток дебиторской задолженности за исключением процентов и комиссии за дополнительные услуги.
Источник: 
Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.И. Берзона и ТВ. Тепловой. — М. : КНОРУС, 2014. — 654 с. -(Бакалавриат).
Материалы по теме
Анализ дебиторской задолженности
Ефимова. Финансовый анализ
Управление дебиторской задолженностью
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Вексель и дебиторская задолженность
Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.И. Берзона и ТВ. Тепловой...
Факторинговые операции коммерческих банков
Е.П. Жарковская., БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Оставить комментарий