Эволюция организационных структур

Организационную структуру следует рассматривать как один из формирующихся элементов системы управления, находящейся в развитии и постоянно нуждающейся в качественном совершенствовании, адекватном изменяющимся социально-экономическим условиям, рыночной ситуации, обновленным бизнес-стратегиям и перспективам производственно-рыночной деятельности.

В последние годы наблюдается активный процесс реорганизации управленческих структур как в крупных межотраслевых комплексах, так и в средних организациях, функционирующих в пределах одной отрасли или рыночной сферы.

Важнейшими факторами, детерминирующими подобную реорганизацию, являются:

  • активизация инновационных процессов в различных областях производственно-рыночной деятельности;
  • развитие предпринимательства, предполагающего конструктивное использование творческой инициативы членов коллективов предприятий и организаций;
  • внедрение информационных технологий, видоизменяющих управленческий процесс;
  • усиление конкуренции.

Направления трансформации организационных структур

Трансформация организационных структур на современном этапе осуществляется по следующим направлениям:
1. В принципах управления:

  • изменение соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении, вызванное изменениями стратегических приоритетов, активизацией или снижением уровня взаимодействия между структурными подразделениями;
  • расширение программно-целевого управления, предусматривающего консолидацию ресурсов для развития наиболее эффективных направлений производственно-рыночной деятельности, а также наиболее полное применение ресурсного потенциала фирм-производителей;
  • использование концептуальных положений маркетинговой парадигмы, нацеливающей управленческие системы на решение рыночных задач: удовлетворение потребительского спроса, укрепление конкурентных позиций, интеграцию в рыночную среду, формирование систем продвижения продукции, применение методов воспроизводства спроса и др.

2. В аппарате управления:

  • перегруппировка подразделений и изменение внутренних взаимосвязей;
  • выделение в самостоятельные хозяйственные подразделения программно-целевых проектных групп;
  • выделение подразделений, специализирующихся на инновационной деятельности;
  • изменение характера межфирменных связей в результате интенсификации интеграционных процессов, участия в акционерном капитале, развития рыночной кооперации и неформальных взаимоотношений между бизнес-партнерами;
  • перестройка научно-производственных комплексов в наукоемких отраслях;
  • выделение дополнительных промежуточных управленческих звеньев — специализированных подразделений, курирующих производственные объекты, в работе которых наблюдаются определенные проблемы.

3. В функциях управления:

  • усиление роли стратегического планирования и прогнозирования, отражающихся на долгосрочной экономической и научно-технической политике;
  • развитие экономического анализа и информационного обеспечения управленческой деятельности;
  • внедрение системы контроллинга и мониторинга конечных и промежуточных результатов;
  • появление новых задач в области управления персоналом;
  • привлечение работников к участию в акционерном капитале;
  • развитие маркетинговой деятельности и придание ей более высокого управленческого статуса;
  • выделение функции организации внешних коммуникаций;
  • усиление роли социально-психологических методов управления.

4. В хозяйственной деятельности:

  • изменение технологических процессов на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса;
  • углубление межфирменного сотрудничества в части специализации и кооперирования производства, инновационной сфере, наукоемких отраслях, области разработки природных ресурсов и т.д.;
  • развитие современных предприятий.

Следует иметь в виду, что даже применение единых принципов организационного построения и методов управления не гарантирует однозначной определенности структур. Каждая организация создает собственную, специфическую структуру, учитывая такие факторы, как:

  • масштаб производства;
  • структуру и емкость занимаемого рынка;
  • особенности потребительского контингента;
  • свойства и широту ассортимента выпускаемой продукции;
  • тенденции и перспективы развития конкуренции.

В заключение важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XXI в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:

  1. сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;
  2. уменьшение числа уровней управления;
  3. групповая организация труда как основа новой структуры управления;
  4. ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;
  5. создание условий для гибкой комплектации продукции;
  6. минимизация запасов;
  7. быстрая реакция на изменения;
  8. гибко переналаживаемое оборудование;
  9. высокая производительность и низкие затраты;
  10. безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.

Ключевые слова: Организация
Источник: Менеджмент. Учебное пособие
Материалы по теме
Особенности банкротства кредитных организаций
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Сущность и классификация международных организаций
А.С.Булатов, Экономика
Финансовые кризисы и роль финансовой службы
Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.И. Берзона и ТВ. Тепловой...
Система внутреннего контроля в организации
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Признаки конфликтной ситуации, правовое разрешение организационного конфликта
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Социальные группы и организации
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Понятие расходов организации
Финансовый Анализ Управление Финансами, Н.Н. СЕЛЕЗНЕВА, А.Ф. ИОНОВА, г. Москва 2006
Виды бюрократических структур управления организациями
Менеджмент. Учебное пособие
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий