Эволюция организационных структур

Организационную структуру следует рассматривать как один из формирующихся элементов системы управления, находящейся в развитии и постоянно нуждающейся в качественном совершенствовании, адекватном изменяющимся социально-экономическим условиям, рыночной ситуации, обновленным бизнес-стратегиям и перспективам производственно-рыночной деятельности.

В последние годы наблюдается активный процесс реорганизации управленческих структур как в крупных межотраслевых комплексах, так и в средних организациях, функционирующих в пределах одной отрасли или рыночной сферы.

Важнейшими факторами, детерминирующими подобную реорганизацию, являются:

  • активизация инновационных процессов в различных областях производственно-рыночной деятельности;
  • развитие предпринимательства, предполагающего конструктивное использование творческой инициативы членов коллективов предприятий и организаций;
  • внедрение информационных технологий, видоизменяющих управленческий процесс;
  • усиление конкуренции.

Направления трансформации организационных структур

Трансформация организационных структур на современном этапе осуществляется по следующим направлениям:
1. В принципах управления:

  • изменение соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении, вызванное изменениями стратегических приоритетов, активизацией или снижением уровня взаимодействия между структурными подразделениями;
  • расширение программно-целевого управления, предусматривающего консолидацию ресурсов для развития наиболее эффективных направлений производственно-рыночной деятельности, а также наиболее полное применение ресурсного потенциала фирм-производителей;
  • использование концептуальных положений маркетинговой парадигмы, нацеливающей управленческие системы на решение рыночных задач: удовлетворение потребительского спроса, укрепление конкурентных позиций, интеграцию в рыночную среду, формирование систем продвижения продукции, применение методов воспроизводства спроса и др.

2. В аппарате управления:

  • перегруппировка подразделений и изменение внутренних взаимосвязей;
  • выделение в самостоятельные хозяйственные подразделения программно-целевых проектных групп;
  • выделение подразделений, специализирующихся на инновационной деятельности;
  • изменение характера межфирменных связей в результате интенсификации интеграционных процессов, участия в акционерном капитале, развития рыночной кооперации и неформальных взаимоотношений между бизнес-партнерами;
  • перестройка научно-производственных комплексов в наукоемких отраслях;
  • выделение дополнительных промежуточных управленческих звеньев — специализированных подразделений, курирующих производственные объекты, в работе которых наблюдаются определенные проблемы.

3. В функциях управления:

  • усиление роли стратегического планирования и прогнозирования, отражающихся на долгосрочной экономической и научно-технической политике;
  • развитие экономического анализа и информационного обеспечения управленческой деятельности;
  • внедрение системы контроллинга и мониторинга конечных и промежуточных результатов;
  • появление новых задач в области управления персоналом;
  • привлечение работников к участию в акционерном капитале;
  • развитие маркетинговой деятельности и придание ей более высокого управленческого статуса;
  • выделение функции организации внешних коммуникаций;
  • усиление роли социально-психологических методов управления.

4. В хозяйственной деятельности:

  • изменение технологических процессов на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса;
  • углубление межфирменного сотрудничества в части специализации и кооперирования производства, инновационной сфере, наукоемких отраслях, области разработки природных ресурсов и т.д.;
  • развитие современных предприятий.

Следует иметь в виду, что даже применение единых принципов организационного построения и методов управления не гарантирует однозначной определенности структур. Каждая организация создает собственную, специфическую структуру, учитывая такие факторы, как:

  • масштаб производства;
  • структуру и емкость занимаемого рынка;
  • особенности потребительского контингента;
  • свойства и широту ассортимента выпускаемой продукции;
  • тенденции и перспективы развития конкуренции.

В заключение важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XXI в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:

  1. сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;
  2. уменьшение числа уровней управления;
  3. групповая организация труда как основа новой структуры управления;
  4. ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;
  5. создание условий для гибкой комплектации продукции;
  6. минимизация запасов;
  7. быстрая реакция на изменения;
  8. гибко переналаживаемое оборудование;
  9. высокая производительность и низкие затраты;
  10. безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.

Источник: 
Менеджмент. Учебное пособие
Оставить комментарий