Этико-деонтологические принципы и положения общения с пациентом и коллегами

В основе этико-деонтологических принципов общения медработников заложены 3 основных требования:
- гарантированные международным Биллем о правах человека, конституцией и законами страны права человека, независимо от его пола, возраста, расы, национальности, социального и профессионального статуса;
- соблюдение и уважение права человека на получение необходимой и адекватной медико-социальной помощи, в том числе психологической и психиатрической;
- соблюдение и уважение права личности (гуманитарное отношение): «не, навреди» - основной критерий профессионализма медработника.

Медицинская деонтология - наука о нравственном долге медработника перед больным и здоровым человеком, а точка приложения ее требований - психическая сфера пациента, его внутренний душевный мир.

Из этого вытекают следующие этические принципы общения с пациентами:
- уважение к личности пациента;
- невозмутимость и беспристрастность;
- избегание предубежденности и каких-либо преждевременных оценочных суждений;
- доброжелательность, внимательность, терпеливость, такт;
- принимать пациента и его проблему такими, какие они есть (с учетом особенностей вида, состояния, поведения, настроения и т.д. пациента);
- проявлять чувство эмпатии;
- терпимость и отсутствие проявлений неприятия пациента (отвращения, брезгливости при проведении интимных манипуляций);
- деликатность, анонимность, гарантированная конфиденциальность получаемой информации;
- профессиональная компетентность и осведомленность;
- самоконтроль и дисциплина;
- повышение авторитета медработника и учреждения.

Кроме того, к этико-деонтологическим принципам следует отнести создание и соблюдение условий, психологически располагающих и положительно настраивающих пациента:
- соответствующая обстановка в медучреждении (тишина, покой, чистота, порядок, цветы, эстетика, щадящий режим);
- внешний облик медработника (аккуратность, чистая белая спецодежда и т.д.);
- манеры поведения (уравновешенность, уважительность, участие и заинтересованность, пунктуальность, правильное использование вербальных и невербальных средств общения и т.д.).