Этапы, типы и механизм политической социализации

Процесс социализации человека происходит благодаря различным посредникам, которые в большинстве случаев имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических характеристиках и формах воздействия. В политологии их называют агентами политической социализации.

Агенты политической социализации - это система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направленно на развитие индивидов, прежде всего, путем воспитания и образования. Агентов политической социализации принято подразделять на политических (государственные и специализированные политические институты, партии, общественные движения) и неполитических (семья, система образования, работа, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации).

Главными агентами политической социализации являются государство и общество, по-разному влияющие на ее характер. Государство ориентируется, прежде всего, на распространение среди граждан образцов конформистского поведения, общество же заинтересовано в воспитании критического отношения граждан к государству, его возможностям подчинять себе людей.

В современном мире важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой информации (СМИ): пресса, радио, телевидение, видеозапись, компьютерные сети. Они выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека, а зачастую и манипулируют им. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение, радио и Интернет.

Границы основных стадий политической социализации личности принято увязывать с возрастными рамками ее развития. В политологии выделяют четыре этапа политической социализации.

Первый этап (возраст человека от 3-5 до 12-13 лет) характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец и являются примером для подражания. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис выделили четыре стадии политической социализации личности в возрасте от 3 до 13 лет: «политизации», «персонализации», «идеализации» и «институализации». Первая из них (примерно первые пять лет жизни ребенка) характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), а также лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии и т. д.), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики. Важное место на первом этапе принадлежит семье.

На втором этапе (возраст человека от 13 до 18 лет), как правило, формируется политическое «Я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты. На этом этапе в системе акторов политической социализации важное место отводится школе.

Третий этап (с 18 лет) отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди. На этом этапе основную скрипку среди акторов политической социализации играет высшая школа.

Четвертый этап - завершение жизненного цикла (прекращение активной трудовой и общественно-политической деятельности в рамках официальной организации).

В процессе социализации у личности формируется определенный ее тип. В современной политической науке выделяются четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

Гармонический тип - предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых традиций и гражданского общества (в этом случае новые поколения входят в политическую жизнь безболезненно). Этот тип отражает психологические нормы взаимодействия человека и власти, уважительное отношение власти к индивиду и свойственен англо-американской культуре.

Плюралистический тип - возникает в обществе, для которого характерно наличие субкультур. Этот тип предполагает, что человек признает принципы равноправия с другими гражданами, может изменять свои политические пристрастия, признает за другими право иметь другие убеждения и характерен для Западной Европы.

Конфликтный тип - также характерен для стран с субкультурами, но характеризующимися низкой общей культурой всей духовной сферы - общей, религиозной, социально-политической (в таких обществах иногда встречается весьма развитая элитарная культура, но она не затрагивает большинство). Этот тип предполагает, что индивид сохраняет лояльность только к своей группе и поддерживает ее в борьбе с политическими противниками.

Гегемонистский тип - характерен для закрытых политических систем, исповедующих и активно утверждающих единые ценности для всего общества. Этот тип предполагает, что человек негативно относится ко всем политическим и социальным нормам, кроме пропагандируемых своей группой (классом, религией и т.д.), имеющей подавляющую власть в обществе и входит в политику исключительно на ее ценностях.

Таким образом, алгоритм реализации политической социализации личности можно представить следующим образом : интерес (к политической информации, реализуемый в поиске этой информации и потреблении ее) - привычки (к политическим оценкам происходящего в мире, стране, ближайшем окружении, требующие широты политического кругозора) - потребность (в систематизированных политических знаниях, реализуемых в образовании и самообразовании) - стремление (проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов, восприятие этого как собственных исканий смысла жизни, своего места в реальном политическом многообразии мира) -умение (защищать свою политическую гражданскую позицию). В результате, политическая социализация формирует политическое сознание и политическое поведение индивида, то есть в процессе ее реализации происходит становление личности, гражданина той или иной политической системы.

Источник: 
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.
Темы: