Этапы социализации

Успех социализации находится в прямой зависимости от того, насколько усилия общества учитывают этапы развития личности, насколько это развитие поставлено под контроль общества. В процессе социализации одни качества личности, приобретенные ранее, служат базой, на которой формируются другие свойства. Овладевая различными предметными формами деятельности, индивид переходит от одних социальных ролей к другим, от одних социальных позиций к другим. Процесс социализации расчленяется на определенные отрезки, фазы, в течение которых индивид овладевает социальной ролью (ролями). В процессе социализации происходит перемещение индивидов в различных подсистемах общества: в семье — позиция и роль ребенка, в школе — ученика, в производственном коллективе — профессиональная позиция, в своей семье — позиция и роль супруга и родителя.

Процесс детской и юношеской социализации, закладывая некоторые основные, базисные характеристики личности, дает весьма общую подготовку индивида к жизни в обществе. Можно даже сказать, абстрагировавшись в данном случае от многих объективных и субъективных причин, обуславливающих различия опыта социализации каждого конкретного индивида, что процесс детской и юношеской социализации обладает известной степенью универсальности. В период детской и юношеской социализации индивиды осваивают основные принципы, идеалы, ценности, нормы общества. Но существенной особенностью этой первичной социализации является известная абстрактность и умозрительность всей совокупности освоенного опыта.

Процесс вторичной социализации полезно разбить на две стадии — социализацию молодежи и взрослых. Для каждого индивида выход из стен школы означает необходимость выбора жизненного пути, прежде всего выбора профессии. Для общества каждый новый выпуск школы — это проблема размещения бывших школьников в различных профессиональных или общеобразовательных структурах, а следовательно, это не только проблема размещения, но и отбора индивидов в разные по значимости социальные структуры.

Когда выбор и отбор произведены и индивиды размещены в конкретных социальных структурах, начинается вторичная социализация, основной костяк которой составляет профессиональная подготовка. Достаточно общие принципы, ценности, нормы, идеалы, усвоенные в процессе первичной социализации, реализуются, объективируются в процессе чувственно-предметной деятельности; они уточняются, специфицируются, конкретизируются применительно к данной обретенной индивидом деятельности в данном конкретном коллективе.

Именно в процессе самостоятельной, в полной мере ответственной деятельности, и только в ней, происходит интернализация социальных норм, ценностей, идеалов.

Будучи социализированной в том или ином отношении, обладая определенными социальными свойствами, реализуя их в процессе своей жизнедеятельности, личность так или иначе продолжает изменяться и развиваться. Процесс социализации на уровне индивида не завершается на какой-то стадии жизненного цикла, а продолжается всю его жизнь. Если в процессе первичной социализации активность в основном принадлежит обществу, социальности, институтам и организациям, в которых индивид проходит обучение и воспитание, то в процессе вторичной социализации к активности общества подключается активность индивида: он выступает активной силой уже не только в отношении к самому себе, но и в отношении социализации других.

То, что социализация продолжается в течение всего жизненного цикла индивида, еще не означает, будто человек не социализирован в том или ином отношении. Напротив, раз сложившись, определенные навыки, способы поведения устойчиво сохраняются, и их воспроизведение происходит автоматически. Однако потребность в продолжении социализации может возникнуть в любой момент, и инициатором здесь могут выступать как ее агенты, так и сам субъект. Необходимость продолжения социализации становится актуальной обычно в следующих случаях.

  1. В случае социальных перемещений как по вертикали, так и по горизонтали. Перемещения индивида вызывают модификацию объективных условий его деятельности, меняют его социальное положение, содержание и структуру социальных ролей, которые он исполняет в обществе. Происходит отказ от старых ролей и освоение новых. Всё это влечет за собой определенные трансформации человека, накладывает отпечаток на его личность, индивидуальность. С изменением позиций, статусов, структуры исполняемых ролей преобразуется и структура отношений, связей данного индивида с другими людьми, его зависимости от них, осваиваются новые формы деятельности, общения.
  2. В случае крупных общественных изменений — экономических, политических и культурных. Здесь социализация выступает в форме ресоциализации, которая в подобных ситуациях охватывает широкие массы людей, представителей различных социальных групп. Примерами такого рода ресоциализации могут служить последствия реформ в сфере образования, культуры, экономики и т. п.
  3. Третий случай, когда потребность в социализации становится актуальной, касается контингента лиц, нарушающих правовые, моральные нормы данного общества. Типичным примером является социализация (в форме ресоциализации) преступников. Необходимость в ресоциализации диктуется интересами и целями всего общества или его правящих классов.

Однако указанные выше случаи не исчерпывают всех возможных ситуаций, когда социализация (или ресоциализация) необходима. Неудачный брак, развод и другие подобные ситуации ставят индивидов перед необходимостью ресоциализации при последующем вступлении в новый брак, в ситуации приспособления к статусу одинокого человека и т. п.

На уровне общества в целом процесс социализации происходит постоянно и является имманентной характеристикой всей общественной жизни. Вместе с развитием общества развиваются и содержание, формы, методы социализации. Новые условия жизнедеятельности формируют и новые социальные типы людей.

Ключевые слова: Социализация
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Я-социальное
Козлов В.В., Интегративная психология
Теоретические основы методологии социальной психологии
Руденский Е.В., Социальная психология
Теория социализации В. Райха
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Влияние социальных факторов на психологические различия мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Проблема социализации
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
Механизмы социализации
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Процесс институционализации
Фролов С.С., Основы социологии
Роль социальных и биологических факторов в формировании психологического пола
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий