Этапы социализации. Периодизация психического развития в онтогенезе

Социализация - это процесс и результат усвоения индивидом социального опыта. Осуществляется в процессах воспитания, обучения, общения, игры. Начинается с первого контакта младенца с матерью.

Основные механизмы социализации:

  1. Индентификация (самоотожествление я=ты).
  2. Подражание (воспроизведение поведения других людей).
  3. Убеждение (процесс воздействия на сознание с помощью аргументов для того, чтобы индивид понял что-либо и поверил в это).
  4. Внушение (результат и такой процесс воздействия на психику человека, при котором информация усваивается без её осмысления и понимания, некритично).

Люди имеют различную внушаемость. Внушаемость - это характеристика человека, зависящая от ситуативных и личностных факторов. В общем-то нормальное свойство человеческой психики, но, будучи чрезмерным, может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное ей свойство - критичность.

К числу свойств личности, способствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (комплекс), покорность, забитость, затурканность, затюканность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, экстернальность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности («тормозной»).

Выделяются следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости.

  1. Психофизическое состояние субъекта - при покое и релаксации внушаемость возрастает, так же как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе.
  2. Низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, малая степень его значимости для личности.
  3. Дефицит времени для принятия решения.
  4. Авторитетность источника информации.

В дальнейшем информация, усвоенная в процессе внушения, с большим трудом поддаётся коррекции. Она становится установкой, стереотипом. Человек не может объяснить, почему он что-то делает или имеет какое-либо мнение, но считает, что это правильно. Переубедить его трудно, потому что исходные знания основаны не на логике и не на понимании.

Внушаемость под влиянием группового давления, податливость - это конформность. Конформность - это характеристика личности, а само явление носит название конформизма. Противоположность конформности - нонконформность (явление называется нонконформизм). В русском языке нонконформизм называется негативизмом. Негативизм - стремление непременно поступать наперекор позиции других людей, любой ценой и во всех случаях высказывать и отстаивать противоположную точку зрения. Почему человек себя так ведёт? Ведь это, по существу, бунт. Когда? Против чего?

«Золотой серединой» между конформностью и негативизмом является независимость - самостоятельность как способность вырабатывать собственное мнение, собственную позицию и придерживаться их, не поддаваясь психологическому давлению.

Психологическое давление - давление на психику - принуждение, насилие над чьей-либо волей, убеждениями вербальными и невербальными средствами (но не физическими). Используют: социальные ожидания, молчаливый или словесный укор, неодобрение, разрыв или угроза разрыва отношений, крик, грубость, резкость, придирки, разносы, унижения, оскорбления, угрозы, шантаж.

Социализация человека осуществляется поэтапно. Первый этап - младенчество - от рождения до года. Это этап формирования доверия или недоверия к миру. Ведущей деятельностью на этом этапе является эмоциональное общение со взрослыми. Благодаря этому общению ребёнок осваивает нормы отношений между людьми. В этот период у ребенка ещё не сформировалось самосознание. В зависимости от характера воспитания, и особенно от обращения матери с ребенком, в этот период у него формируется либо позитивное, оптимистическое отношение к миру (если он получает качественный уход и имеет положительное и достаточное общение с матерью), стремление к жизни, либо отрицательное, недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти (если имеется дефицит эмоционального общения с матерью и оно носит негативный характер).

Второй этап - раннее детство (от 1 до 3лет) - этап формирования самостоятельности. Ведущей деятельностью является предметная, и соответственно на первый план выходит усвоение способов деятельности с предметами, выработанных обществом. Именно в этот период ребенок впервые начинает осознавать себя субъектом собственных действий и поступков (отделяя свои действия от действий других людей). Он говорит: «Я сам», не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя другим (это моё). В этот период формируется автономия и независимость ребенка, он учится контролировать себя при выполнении основных бытовых действий. Родители при этом стараются регулировать степень автономии, используя стыд и наказание за неправильные действия. В оптимальном варианте должно соблюдаться определённое равновесие автономии и стыда и тогда развитие ребенка будет положительным, у него сформируется самостоятельность, автономия, опрятность, воля. Если же самостоятельность автономия ребенка будет чрезмерно подавляться, то у ребенка разовьются сомнения в своих силах, стыд, зависимость от других, которые затем могут генерализоваться.

Третий этап - дошкольное детство (3-7 лет) - этап выбора: инициативность или пассивность. Ведущей деятельностью является игра, с помощью которой ребёнок осваивает социальные роли, способы взаимоотношений между людьми. В этом возрасте развитие самосознания сводится к самооценке своих качеств. Если родители поощряют и развивают игровую активность ребенка, то тем самым они формируют правильное поведение ребёнка по отношению к внешнему миру - инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность. Если же в этот период родители не уделяют внимание играм ребенка, или подавляют его чрезмерной мелочной опекой, то у него формируются пассивность, неуверенность, конформность, чувство вины, подражательность.

Следующий этап, четвёртый - школьный возраст (от 7 до 14 лет), в том числе младший школьный возраст 7-10 лет, когда формируется самооценка). Основными видами деятельности являются учебная деятельность и общение со сверстниками. В этот период происходит освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности, освоение норм отношений между людьми. В этот период начинает формироваться т. н. Я-образ - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с другими. В образ Я встраивается и отношение человека к самому себе. Протекание этих процессов также существенно зависит от метода и приемов воспитания и успешности учебной деятельности ребёнка.

Социализация ребёнка носит положительный характер, если в семье он получает положительную эмоциональную поддержку, в школе успешно овладевает знаниями, в коллективе сверстников пользуется уважением и одобрением. Всё это воспитывает в школьнике уверенность в себе. Если же вышеперечисленные моменты (семья, учителя, сверстники) не дают положительной оценки учебной деятельности ребенка и вообще его поведения, то у ребенка возникает комплекс неполноценности, который может закрепиться у него на всю жизнь. Самым важным, пятым этапом социализации является юношеский возраст (14-25 лет). Его иногда делят на ранний (14-18) и поздний (18-25). Ведущей деятельностью здесь является выбор и освоение профессии, а также учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой человек не только усваивает профессиональные знания и навыки, но и осваивает нормы профессиональных, социальных, производственных отношений. Именно в этом возрасте завершается формирование устойчивого самосознания личности и её характера.

Кроме выбора профессиональной деятельности, второй проблемой этого возраста является поиск друзей, а затем и спутника жизни. Положительная социализация в этот период выражается в том, что человек находит своё Я, своё место в жизни, уверенно включается в определённую социальную и профессиональную группу. Ошибки в воспитании на предыдущих этапах, другие внешние и внутренние неблагоприятные факторы могут вести к отрицательной социализации и её негативным последствиям - тревоге, одиночеству, инфантилизму, асоциальному поведению, враждебности к миру и людям, когда человек не находит признания, своего места в обществе, уходит в себя, боится, избегает личного общения (особенно с лицами противоположного пола).

Социализация в принципе не заканчивается с формированием цельной личности в юношеском возрасте. Она фактически продолжается всю жизнь, поскольку в трудовой деятельности и в других сферах своей жизнедеятельности личность постоянно испытывает определённые воздействия окружающих людей и изменяется под их влиянием, хотя эти изменения опосредованы самосознанием личности (и как бы регулируются ею). Они также не носят такого резкого и ярко выраженного характера.

Особыми моментами социализации, да и жизни, являются критические возрасты, соответствующие переходам от предыдущей к последующей стадии социализации. Эти критические возрасты неизбежны и естественны, ибо они есть резкий и качественный переход от одного уровня социализации, развития личности к другому. Они сопровождаются отрицанием, пересмотром прежних форм поведения и отношений человека и возникновением новых, более высоких, и соответствующими кризисами. Кризис - это резкий перелом в жизни. Задача воспитателей в этот период - не упорствовать в своих старых отношениях к ребёнку, а перестроить свои отношения в соответствии с изменившимся состоянием личности. Критические возрасты могут проявляться по-разному -резко бурно, остро, если окружающие личность люди, воспитатели неверно на них реагируют.

В жизни личности выделяют несколько основных кризисов. Родившийся ребёнок испытывает кризис новорожденности. Затем - кризис 3-х лет - ребёнок становится самостоятельной личностью и тогда появляются симптомы кризиса 3-х лет:

  • негативизм - ребёнок отказывается подчиняться требованиям взрослых,
  • упрямство - ребёнок настаивает на своём требовании, решении,
  • строптивость - протест против порядка, который существует дома,
  • своеволие - ребёнок хочет делать то, что он сам решил делать,
  • обесценивание взрослого,
  • деспотизм.

В конце дошкольного возраста - кризис 7-ми лет. Дети начинают паясничать, манерничать, теряют непосредственность, замыкаются в себе, становятся неуправляемыми.

Подростковый возраст: 10-14 лет. В подростковом возрасте (10-14 лет) -кризис полового созревания. С началом полового созревания дети становятся агрессивными. Появляется склонность к крайним точкам зрением и конфликтам. Поведение становится неуправляемым. На 1-м месте - удовольствия. Но внутренне подростки очень ранимы. Появляется чувство взрослости. Самое главное - доверительность. Будут давить, приказывать - убежит из дома. Протестуют против командования открыто. «Если оставить общение подростков без вмешательства, то на этом поколении может остановиться цивилизация».

Предпочтительная позиция в общении - на равных.

В раннем юношеском возрасте (14-17-18 лет) - кризис 17-ти лет. С 15 до 18 лет случаются суициды. Пик тревожности. В то же время юность - пора напряжённых, порой мучительных поисков ответов на вечные вопросы о добре и зле, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, долга и свободы, прекрасного и ужасного и т. д. Характерен максимализм. Пренебрежительно относятся к старшему поколению. Высока подверженность влиянию ровесников. Юноша ищет своё место среди других людей, в мире.

Он проходит через обособление и даже отчуждение от тех, кого любил, от близких людей, от своих родных. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твёрдое отстранение от родных, которые стремятся к сохранению прежних отношений с подрастающим сыном или дочерью. Вспомним притчу о блудном сыне. Ещё хорошо, если юноша возвращается, конечно, прежде всего, душой, к родителям, а бывает, что и нет.

Затем наступает поздняя юность (18-21). Это переход к зрелости (но зрелость только биологическая). Главные ценности: дружба, любовь, интимная близость; юноша стремится быть оригинальным; есть стремление к новому, решительность. Сохраняются максимализм и пренебрежительное отношение к старшему поколению. Наблюдается кризис идентичности: в сомнениях происходит выбор и проверка убеждений, стиля жизни, профессии, самоопределения, жизненных планов. Центральный период для становления характера, ценностных ориентаций, профессионального мышления и компетенции.

Зрелость. Этот период жизни делят на три части:

  • ранняя зрелость: 21-25 лет;
  • средняя зрелость: 26-40 лет;
  • поздняя зрелость: 41-55 лет.

Годы 21-23 - 30-35 лет называют молодостью. Молодость - пора ответственнейших решений: где работать и кем, с кем создавать семью, сколько иметь детей, какую карьеру делать - должностную или профессиональную, для женщин эти вопросы дополняются ещё одним: или же заниматься семьёй, детьми, быть надёжным «тылом» для мужа; где жить, как жить, как относиться к политике и обществу, в котором живёшь, От правильных ответов зависит вся будущая жизнь.

Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания и решимости осуществить свои мечты. Всё кажется «по плечу». Молодым доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, они легко вступают в контакты, заводят друзей, много общаются, влюбляются, женятся, легко адаптируются к т новым условиям работы и совместной жизни с избранником.

Это также возраст наибольшей половой активности и оптимальное время для рождения детей. После 35 лет у женщин резко возрастает риск рождения неполноценного ребёнка. То же самое касается и мужчин.

После 35 лет наиболее часто встречающейся опасностью является вероятность рождения ребёнка с синдромом Дауна. Риск возрастает вместе с возрастом: для 20-летних матерей - 1 на 10 000, для 35-летних - 3 на 1000 и наконец, 1 на 100 для 40-летних . Считается, что это и другие хромосомные нарушения проявляются у женщин старшего возраста потому, что их яйцеклетки тоже «не молоды» (каждая женщина рождается с их определённым запасом на всю жизнь).

Аристотель писал, что у мужчины старше 54 лет рождается плохое потомство - слабое, тупое, хилое, жалкое и недолговечное. В свою очередь, и у них рождаются такие же дети - в большей или меньшей степени слабые, тщедушные, болезненные. Поэтому Аристотель советует, чтобы мужчина, достигший 54 лет, не производил детей.

Кризис 30 лет или кризис смысла жизни. Он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Начинает мучить вопрос: а зачем всё это я делаю? А так ли я живу? Неужели это всё, что мне может дать жизнь? Короче, появляется какая-то неудовлетворённость. Кризис знаменует переход от молодости к зрелости.

Возраст 30-35 лет называют ещё переходным. Кстати, это возраст Христа - жил-жил, и вдруг и сам начал жить по-новому, и других учить.

Собственные дети могут всячески давать знать, что они уже большие и сопротивляться присутствию матери в их жизни. Вечеринки - без родителей, и вообще ребёнок-подросток может сказать: «Не приходи туда, где буду я, а то уйду». Женщина пробует изменить что-то в своей жизни - больше времени уделять работе, карьере. Социологи иногда называют такое поведение «кухонным бунтом». 

У женщин «бальзаковского» возраста 30-35 лет - пик сексуальности, а у мужчин начинается спад сексуальной активности. Это всё отражается и на семье, она переживает семейный кризис.

Первый пик разводов приходится на 7-й год совместной жизни.

В 33-35 лет человек вдруг начинает лихорадочно менять семью, работу, место жительства, хобби и т. д.

После 35 лет молодых учёных, писателей, специалистов и т. д. уже не называют молодыми. Балерины вообще выходят на пенсию. Да и лётчики-испытатели также прекращают карьеру.

Возраст 35-40 лет считается жизненным водоразделом.

Многие переживают очередной кризис - кризис 40 лет - кризис середины жизни. Он начинается с переосмысления прожитых лет жизни, её итогов.

Пожилой возраст: 55-65 лет; старость: 65-75 лет. Старческий кризис (переход от активной трудовой деятельности к доживанию, «отдыху») - очередной пересмотр своего места в жизни, новое «самоопределение», подведение итогов жизни.

Источник: 
Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 194 с.
Материалы по теме
Агенты и институты социализации
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Особенности социальной ситуации развития младенца
Смирнова Е.О., Детская психология
Социальная ситуация развития в юности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Понятие и особенности политической социализации
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Значимые события жизненного пути
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Политическая социализация как процесс
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Асоциализация. десоциализация и ресоциализация личности
Деркача А.А., Социальная психология
Процессы социализации и инкультурации
Белинская Е.П., Этническая социализация подростка
Оставить комментарий