Этапы развития теории местного самоуправления

Понятие «самоуправление» впервые стало употребляться в связи с местными органами власти уже в период Великой французской буржуазной революции, чтобы отразить факт самостоятельности общины по отношению к государству. Появление же самого термина связано с именем прусского министра и теоретика государственного управления Лоренца фон Штейна (1757-1831), который видел в самоуправлении не только форму участия граждан в управлении делами государства на местном уровне, но и средство пробуждения у людей чувства принадлежности к единому сообществу. Среди тех, кто одними из первых показал значение местного самоуправления для развития демократии, были Алексис де Токвиль и Джон Стюарт Милл.

Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер развивали в своих работах теорию свободной общины, противопоставляющей деятельность органов самоуправления государственному управлению.

Пришедшая ей на смену общественная (или общественно-хозяйственная) теория местного самоуправления также исходила из противопоставления государства и общины, из принципа признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. На первый план она выдвигала не естественный и неотчуждаемый характер прав общины, а негосударственную, преимущественно хозяйственную природу деятельности органов местного самоуправления.

Однако постепенно эта идея начала терять свою привлекательность. Местное самоуправление стали рассматривать как распределение обязанностей по управлению государственными делами между центральными и местными властями, Признав необходимость определенной автономии на местах, специалисты сконцентрировали свое внимание на теоретической разработке отдельных проблем, в частности разграничения компетенции между центральными и местными органами власти.

В результате на смену «общинным» доктринам местного самоуправления пришла государственная теория местного самоуправления, согласно которой самоуправление - это одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия в области местного самоуправления даны государством, имеют своим источником государственную власть. Однако, в отличие от центрального государственного управления, местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, а при помощи местных жителей, заинтересованных в результате местного управления. Передача некоторых задач государственного управления в ведение местных сообществ обусловлена тем, чтобы обеспечить более эффективное решение данных вопросов на местном уровне.

В начале XX в. некоторое распространение получила теория, согласно которой органы местного самоуправления хотя и исполняют функции государственного управления, но являются органами не государства, а общин как обособленных от государства публично-правовых юридических лиц. В целом же в этот период в научной литературе достаточно четко прослеживалась мысль о том, что под самоуправлением следует понимать такую организацию управления, при которой получает выражение общественный элемент.

Необходимо отметить, что общественная и государственная теории местного самоуправления имели своих сторонников и в дореволюционной России. Основные начала общественной теории самоуправления получили свое обоснование в работах В.Н. Лешкова и А.И. Васильчи-кова. Государственная теория самоуправления получила свое развитие в работах таких видных правоведов, как А.Д. Градовский, В.П. Безобразов, Н.И. Лазаревский.

В это же время с идеей муниципального социализма выступили члены Фабианского общества и в особенности Сидней и Беатрис Вебб. В местном самоуправлении они видели продолжение традиционной общинной жизни, строящейся на исторически существующих местных органах, роль которых гораздо важнее произвольно созданных государством органов. Фабианцы полагали, что местное самоуправление, свободное от контроля из центра, реализующее на муниципальном уровне принципы социализма, должно способствовать развитию практического братства людей, их доброй воле и интересам.

Их современники и соотечественники, так называемые гильдийские социалисты, делали акцент на функциональной демократии, они менее ярко защищали идеи демократии территориальной. В работах Дж. Коула была возрождена вера в братство и групповую основу демократического правления на местном уровне. При этом под группами он понимал не группы давления из представителей среднего класса, а гильдии трудящихся различных профессий и ремесел, которые должны были быть представлены в местном самоуправлении. Такое функциональное представительство, рассматривающее производителей одновременно как граждан и потребителей, должно было оказывать более эффективное влияние на управление.

В целом можно сказать, что теоретики XIX - начала XX в. выдвинули три ключевых аргумента в пользу местного самоуправления, которое:

  • предоставляет возможность для политического участия;
  • помогает обеспечить эффективное предоставление услуг;
  • воплощает в себе традицию оппозиции излишне централизованному управлению.

В их представлении местное самоуправление - это относительно автономный, многоцелевой институт, обеспечивающий набор услуг, имеющий возможность установления и сбора налогов и контролируемый путем выбора представителей для осуществления контроля за работой оплачиваемых чиновников.

Новый этап в развитии теорий местного самоуправления относится уже к периоду после окончания Второй мировой войны и связан со становлением и развитием социального государства. Основная проблема заключалась в том, чтобы примирить местное самоуправление с теми требованиями, которые предъявляет ему социальное государство. Несмотря на то что этот период проходил под знаком расширения и укрепления местных органов власти, что было главным образом связано с перестройкой и обновлением инфраструктуры общественного сектора, быстрым развитием процесса урбанизации, созданием социального государства, однако и в этот период развитие и функционирование местного самоуправления не было беспроблемным. Особую озабоченность, как правило, вызывали проблемы, связанные с отношениями между центром и местными органами власти, защитой местной автономии, а также с эффективностью функционирования самой системы местного самоуправления.

Тревожные симптомы в этих сферах особенно усилились в середине 70-х гг., что связано было в первую очередь с кризисом социального государства. Возникла настоятельная необходимость глубокого научного анализа возникшей ситуации, разработки теоретических концепций местного самоуправления, которые могли бы послужить основой для формирования государственной политики в этой сфере, осуществления соответствующих реформ. И неслучайно именно в этот период особенно интенсивно идет процесс формирования основных теоретических подходов к оценке сущности такого сложного социальнополитического феномена, каковым является местное самоуправление.

Ключевые слова: Самоуправление
Источник: Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Концепции местного самоуправления
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Принципы и подходы к местному самоуправлению со стороны государственной власти
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Формы и методы контроля самоуправления со стороны органов государственной власти
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Сфера компетенции и функции местного самоуправления
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Особенности взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Перспективы местного самоуправления в системе публичной власти
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Местное самоуправление в Российской Федерации
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Оставить комментарий