Этапы развития экономической теории

Некоторые сведения по истории экономической науки включены в объяснение теории. Здесь изложено в целом становление экономической науки.

  • Экономика основа общества;
  • обеспечивает его ресурсами;
  • определяет образ его жизни.

Она детерминирует все остальные сферы общественной жизни и судьбу каждого человека. Это называют законом примат экономики, или экономический детерминизм.

Адаптация к природе животных и людей зависит от ее постижения. Даже звери при адаптации к природе потребляют выборочно те или иные виды растений и т. п. Предки людей (гоминиды) поступали так же.

Знание экономики возникло вместе с обществом. Со временем оно росло. Люди все более изучают ее сознательно.
 

Ступени познания экономики

Опыт первая форма знания экономики. Он возник вместе с обществом посредством подражания и научения старшими поколениями. Он лежит в основе обыденной жизни людей. И сегодня каждый человек имеет экономический опыт. Даже безграмотные люди имеют его. Они живут потому, что обладают опытом, перенятым от других. Кто живет только опытом, тот беден.

Доктрины вторая ступень познания экономики. Она возникла 2500 лет назад, когда была написана первая книга по экономике. Ее автор Ксенофонт. Тогда возник и данный термин экономика. Его смысл домохозяйство, или законы хозяйствования.

В последующие 2 тыс. лет было много одиночных мыслителей, которые писали об экономике. В Древней Греции философы Платон и Аристотель, в Древнем Риме практики и политики, в Европе духовенство (теологи).

Экономические школы третья ступень познания экономики (с XIV века). Экономическими школами называют множество людей, которые одинаково объясняют экономику. Они не знают друг друга, живут в разных странах и в разное время, но понимают экономику одинаково. В то время началось становление общеэкономической науки, и возник специальный термин для ее названия «политическая экономия». В 1615 г. А. Монкретьен написал книгу «Политическая экономия». До ХХ века это словосочетание использовали для названия общеэкономической науки.

Исторический ряд основных экономических школ с кратким пояснением их специфики.

Меркантилизм первая экономическая школа с XIV века. Она продолжалась 5 веков. Ее представители были во всех странах, в том числе в нашей стране И. Т. Посошков. Его книга «О скудости и богатстве». Меркантилисты исходили из примата обращения, анализировали сферу торговли, и отсюда название данной школы от слова «купец». Они считали обращение (торговлю) главной сферой экономики, а деньги главной формой богатства. Внешняя торговля обеспечивает приток денег в страну. У школы было две ступени ранний и поздний. Ранний меркантилизм отстаивал необходимость денежного баланса. Например, в Англии закон об истрачивании иностранные купцы не могли вывозить из Англии деньги (золото) и должны были купить на них товары. Поздний меркантилизм исходил из торгового баланса. Меркантилизм проводил политику протекционизма защиты экономики страны.

Физиократия экономическая школа Франции. Это слово обозначает «власть земли». Физиократы перенесли исследование из сферы обращения в сферу производства. Они исходили из примата производства. Тогда основной формой производства было сельское хозяйство. Они считали сельское хозяйство источником богатства, чистого дохода. Ее представители Буагильбер, Кенэ, Тюрго. Ф. Кенэ личный врач короля Франции Людовика XV. Он написал книгу «Экономические таблицы». В ней на основе графического и математического моделирования показал движение чистого дохода в экономике. Физиократы изучали «чистый продукт», создаваемый в сельском хозяйстве и распределяемый в экономике. Они заложили основы либерализма, провозгласив доктрину «естественного порядка» (невмешательства государства в экономику).

Классическая школа экономики английская версия экономической науки. Она исходила из примата производства и исследовала условия производства и накопления богатства. Ее представители В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй и др. Они начали теоретизировать экономическую науку давать целостное объяснение ей как определенному организму, действующему по своим законам.

В. Петти родоначальник английской экономической науки. Особое значение имеет А. Смит и его книга «Богатство народов». Он считал источником богатства:

  • труд;
  • накопление капитала;
  • расширение рынков;
  • производительность труда;
  • структуру занятости. Основные его идеи:
  • минимизация вмешательства государства в экономику;
  • рыночное саморегулирование экономики.

В основе его доктрины лежит следующая концепция. Рынок саморегулируемая система, которая самостоятельно приходит в равновесное состояние без вмешательства государства. Это происходит потому, что у людей существуют частные интересы как основной стимул их экономической активности, экономической свободы человека. Он ввел понятие «экономический человек» для описания поведения индивидов в экономике. Люди эгоисты и преследуют собственные цели, и тем самым возникает гармоничное развитие рынка.

Правительство не должно мешать людям в бизнесе, они должны быть свободными и делать все, что посчитают нужным. В противоположность меркантилизму А. Смит отстаивал экономический либерализм минимальное вмешательство государства в экономику.

Он ввел ряд метафор (образных выражений):

  • «невидимая рука» для названия законов рынка;
  • «ночной сторож» для указания ЭРГ.

Парадокс Смита вода полезна, но не имеет цены, а бриллианты бесполезны, но дорогие.

А. Смит анализировал разделение труда и его значение для производительности труда и создания богатства. Его пример: один булавоч-ник сделает 20 булавок за день, а на основе разделения труда каждый булавочник из десяти сделает 4800 булавок, т. е. в 240 раз больше.

А. Смит обособил основной и оборотный капитал и т. п. Слова «стоимость» и «цена» он использовал как синонимы, выделил две формы цены естественную и рыночную, обособил потребительную и меновую стоимость товара.

Ж. Б. Сэй развил теорию трех факторов производства труд, капитал, земля и, соответственно, три формы дохода: зарплата, процент и рента:

  • труд зарплата;
  • земля рента;
  • капитал %, прибыль.

Он утверждал, что в обществе существует гармония интересов. Каждый фактор обеспечивает свой доход, и никто никого не эксплуатирует.

Он сформулировал закон рынка, называемый его именем, предложение порождает спрос, а поэтому всегда имеет место их соответствие: спрос = предложению, а поэтому не может быть перепроизводства товаров, кризисов в долгосрочном плане. Через несколько лет после издания его книги произошел промышленный кризис 1825 г., который доказал ошибочность данного закона. Но закон Сэя оставался основой науки более века, до его пересмотра Дж. Кейнсом.

Историческая школа Германии возникла как оппонент классической школы Англии. «Историки» эволюционно объясняли экономику стран. Они показали тот факт, что экономика Германии менее развита, чем экономика Англии. А поэтому то, что выгодно Англии, вредит Германии. Они делали упор не на общие законы развития экономики, а на законы разных стадий развития экономики. Проблема была в том, что классическая школа экономики, созданная в Англии, препятствовала развитию экономики Германии. А поэтому они разработали свою версию экономической науки. Ее главный представитель Ф. Лист; и было много других известных экономистов.

Марксизм возник в середине XIX века. Он являлся преемником классической школой экономики и продолжил теоретизацию экономической науки. Ее основоположник К. Маркс. В сотрудничестве с Ф. Энгельсом он написал «Капитал», который теоретически объяснил экономику того периода времени. К. Маркс признавал наличие ошибок в «Капитале», но его композицию назвал триумфом немецкой науки. Композицией «Капитала» является эволюционный ряд, показывающий становление капиталистического рынка и его структуру:
товар деньги капитал.

По К. Марксу, капитал есть самовозрастающие деньги, или деньги, которые обеспечивают прибыль. Капитал производственные отношения между наемными работниками и капиталистами. Эти отношения представлены в виде вещи, находятся в постоянном движении, обеспечивающем самовозрастание стоимости на основе присвоения неоплаченного труда пролетариев.

К. Маркс разделил рабочее время пролетария на необходимое и прибавочное. На этой основе он объяснил присвоение предпринимателями продуктов прибавочного времени.

Появление марксизма привело к противостоянию двух направлений (течений) экономической мысли предпринимательской и пролетарской. С тех пор эти доктрины остаются главными парадигмами экономической науки. В XIX веке экономическая наука распалась на две ветви:
марксизм - маржинализм.

Маржинализм возник как оппонент марксизма во второй половине XIX века. Маржинализм — предпринимательская наука об экономике. Это общее название для господствующей экономической науки.

Слово «маржинализм» образовано от слова «предел». Эта экономическая школа обращает внимание на изучение предельных величин. Маржинализм анализирует поведение экономических субъектов с использованием предельных величин.

Марксизм использовал эссенциалистский анализ — познание сущности экономических явлений, а маржинализм — функциональный анализ взаимодействия экономических явлений. На этой основе маржиналисты анализировали ценообразование и равновесие рынка.

Признаки маржинализма:
1) методологический индивидуализм;
2) статический подход (вместо динамического);
3) равновесный подход;
4) экономическая рациональность;
5) предельный анализ;
6) математизация.

Первую, раннюю, версию маржинализма называют австрийской школой: Бем-Баверк, Менгер, Визер. Они игнорировали классическую школу. Их главным объектом было изучение предельных величин и их значение при поведении людей и ценообразовании. Они анализировали не экономического, а рационального человека — ориентированного на выгоду, занятого максимизацией доходов и минимизацией расходов.

Неоклассическая школа, поздний маржинализм, или Кембриджская школа, возникла на рубеже XIX и XX веков. Ее основоположник — А. Маршалл. Он поставил экономическую науку на службу предпринимательству, т. е. ограничил ее содержание только проблемами рынка. Он дал новое название общеэкономической науке — экономикс.

А. Маршалл ввел графическую модель спроса и предложения — ее называют «крест Маршалла». Он ввел понятие «эластичность».

Институционализм — версия маржинализма США. Ее основоположник — Т. Веблен (1857-1929). Он расширил рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы других наук. Ин-ституционализм различает два понятия:
— институции — нормы, обычаи поведения людей в обществе;
— институты — закрепленные законом обычаи в виде учреждений культуры, политических организаций, форм предпринимательства и т. п.

Институционализм не ограничивается анализом чисто экономических явлений, а включает анализ значения всех институтов общества для экономического развития.

Институционализм характеризуется следующими признаками:
— исследует экономику как часть общества;
— учитывают значение правовых, психологических, политических и других факторов;
— рассматривает противоположность индустрии и бизнеса;
— отрицает деление субъектов на максимизаторов и минимизаторов, так как люди следуют разным привычкам;
— интересы общества первичны;
— рынок не равновесная, а эволюционирующая система, обладающая принципом кумулятивизма;
— определяющую роль имеет не потребитель, а производитель;
— признает экономическую роль государства (ЭРГ);
— отрицает рационального человека и изучает реальных людей;
— цены не столь изменчивы: конъюнктура подвижна, а цены консервативны;
— экономическая наука является нормативной — дает рекомендации обществу.

Дихотомия Веблена: индустрия <-> бизнес.

Кейнсианство возникло в 1930-е гг. в связи с самым большим экономическим кризисом 1929 г. Нужно было найти методы выхода из глубокого кризиса. Это сделал английский экономист Дж. Кейнс. Кейнсианство сводится к исследованию экономики страны в целом — макроэкономике. Его книга издана в 1936 г.

Кризис 1929 г. породил массовую безработицу, и нужно было найти средства для решения этой проблемы. Дж. Кейнс считал безработицу большим злом, чем инфляция. Он нашел средства стабилизации экономики с помощью ЭРГ. На основе его доктрины президент США Рузвельт преодолел кризис.

Дж. Кейнс заложил основы макроэкономики и придал должное значение ЭРГ. Он выступил против закона рынка Сэя — предложение порождает спрос (S — D), а поэтому они всегда равны. По Дж. Кейнсу, спрос рождает предложение (D — S). Рынку не свойственно равновесие, потому что люди склонны к сбережению (это называют психологическим законом Кейнса), поэтому AD < AS. Государство должно регулировать экономику, воздействовать на совокупный спрос инвестициями, госзаказами, общественными работами, бюджетным финансированием.

Классическая школа игнорировала значение денег для экономики. Без учета их знания нельзя понять воспроизводство капитала — потребители не обязательно тратят деньги, но и накапливают. Тем самым они уменьшают спрос на товары. Деньги превращают эффективный спрос в меру их инвестирования.

Дж. Кейнс сформулировал идею эффективного спроса. Поскольку склонность населения к сбережению подрывает спрос, надо чтобы правительство поддерживало его разными методами. В результате достигается макроэкономическое равновесие.

Кейнсианство было главным направлением экономической науки с 1930-х по 1970-е гг. Оно не могло решить всех проблем. В экономике начала обостряться проблема финансового кризиса ввиду инфляции. В связи с этим возникла новая экономическая школа — монетаризм.

Кейнсианство <-> монетаризм.

Монетаризм возник как оппонент кейнсианства. Он не отрицает ЭРГ, а ограничивает ее только монетарными методами воздействия на экономику. Он возник во второй половине XX века. В его основе лежит количественная теория денег. Это — либеральное экономическое течение, которое выступает против прямого вмешательства государства в экономику. Монетаризм отстаивал необходимость регулирования рынка государством посредством денежного обращения. Он придает главное значение деньгам как средству устойчивого развития рынка. Его представитель — М. Фридман (1912-2006).

Неоклассический синтез — объединяет кейнсианство и монетаризм. Это наиболее распространенная сегодня экономическая школа. Ее называют мэйнстрим (главное течение).

Ключевые слова: Экономика
Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Материалы по теме
Экономические конфликты
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Особенности маркетинга в российской экономике
Маркетинг. Учебное пособие
Уровень экономического развития страны
Акулич. Международный маркетинг
Состояние экономики
Акулич. Международный маркетинг
Региональная экономическая интеграция
Акулич. Международный маркетинг
Финансово-экономический анализ
Корпоративный менеджмент
Экономические методы управления
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Экономическая функция фьючерсных рынков
Финансы., Эви Боди, Роберт Мертон
Оставить комментарий