Естественнонаучные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки

С расширением предмета психологических исследований появилась перспектива разработки новых, экспериментальных методов, в которых можно было бы использовать специальное оборудование, повышающее точность и достоверность результатов наблюдения, и применение математики для обсчета полученных данных. Большое значение для становления экспериментального метода в психологии имели достижения физиологов, изучавших работу органов чувств и нервной системы. Прежде всего, речь идет о разработке анатомо-морфологической модели рефлекса.

Развитие нервной системы
Новую эпоху в развитии знаний о рефлексе открыли работы чешского анатома, психофизиолога и врача И. Прохазки. Он ввел понятие об «общем чувствилище», на основе физиологических опытов описал схему рефлекторного акта.

Эксперимент прочно вошел в физиологию и в психологию. На основании ряда экспериментов было установлено, что спинной мозг работает по принципу рефлекторной дуги, т.е. нервы - это посредники между внешним миром и умом. Кроме того, посредством ума человек воспринимает не внешний мир, а уже переработанный.

Эксперимент с обезглавленной лягушкой. Обезглавленная лягушка может совершать сложные действия, т.е. она обозначает препятствия.

Другими словами, то, что лягушка «считает» работой души, вовсе ею не является, а, следовательно, высшие и низшие отделы нервной системы работают по одним и тем же законам. Таким образом, представления о том, что душа и тело работают по различным законам, опровергалось при помощи этого эксперимента.

Было выявлено, что на химическом уровне нет принципиальной разницы между живой и неживой природой. Этот факт был доказан на следующем эксперименте: ученые синтезировали органическое вещество, что подтверждает тот факт, что разницы между органическими и неорганическими веществами не существует. Все эти открытия стимулировали попытки объяснения психических явлений в терминах физики или химии.

В ходе проведения ряда экспериментов было открыто такое биологическое явление, как гомеостаз - саморегуляция как в живой, так и в неживой природе. Иначе говоря, гомеостаз - поддержка равновесия в динамической системе посредством обмена веществ. Иллюстрацией такого понятия может быть, например, соленость крови.

Были осуществлены успешные попытки при помощи гомеостаза математически описать любой процесс как в органической (живой), так и в неорганической (неживой) природе.

Развитие физиологии органов чувств
Физиология органов чувств изучала, как внешний стимул влияет па физиологические параметры перцептивной системы. В научных кругах того времени возникла дискуссия о том, что видит человек. Одни говорили, что человек видит то, что определено его нервной системой, а другие, в свою очередь, то, что определено его опытом, т.е. управлением перцептивной системы.

На основании возросших возможностей человека (в связи с использованием эксперимента), не утихающего интереса к физиологическим проблемам и впечатливших ученых данных, полученных от проведенных экспериментов, возникла новая наука - психофизика - один из классических разделов современной общей психологии. Создатель психофизики Фехнер. Специфика психофизики состоит в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний объясняется здесь прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций. Другими словами, психофизику можно определить как пауку о соотношении между физическим и психическим миром. В ходе развития данной науки было установлено, что разнообразие поведения и психических явлений определяется внешней физической ситуацией (например, изучение порогов ощущений). Психофизика существует и сегодня и занимается двумя основными направлениями: психофизические исследования сенсорных процессов и построение психофизических шкал.

Возникло еще одно новое направление - психометрия (от. греч. Metron - мера), которая изучала временные характеристики психических процессов. В ходе психометрических экспериментов было установлено, что ощущение прекращается с запаздыванием. Необходимо отметить, что психометрия существует и сегодня, но круг вопросов, изучаемых ею, существенно расширился, и в настоящее время к этому направлению относят весь круг вопросов, связанных с измерением в психологии.

Эволюционная теория Дарвина

Чарльз Дарвин рос шумным и озорным ребенком. Он не любил ходить в школу и не демонстрировал успехов в учебе, но рано проявил интерес к истории естествознания, коллекционированию монет, морских раковин и минералов. Был послан отцом в Эдинбургский университет изучать медицину, но быстро утратил к ней интерес и бросил занятия. И тогда отец решил, что Чарльз должен стать священником. В Кембриджском университете от провел лишь три года. С 1831 по 1836 г. Ч. Дарвин вместе с известным ботаником Д.С. Хенслоу участвовал в кругосветном плавании с научными целями. Это путешествие изменило его характер, он превратился в серьезного ученого, поставившего цель: разработать теорию эволюции живой природы. В 1936 г. Дарвин женился и переехал жить в деревню недалеко от Лондона. В эти годы он часто болел.

Прошли десятилетия мучительных размышлений, прежде чем Чарльз Дарвин решил представить свою теорию миру. Поспособствовала этому просьба молодого ученого помочь ему опубликовать теорию эволюции, написанную в течение трех дней. Дарвин хотел войти в историю первым. И 1 июля 1858 г. мир узнал о его тории эволюции. Книга «О происхождении видов» породила невиданный всплеск эмоций, общественного мнения и бесчисленные споры.

Появление эволюционной теории Дарвина имело для психологии огромное значение и способствовало возникновению экспериментальной психологии. В главном труде Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) показано, что окружающая среда является силой, способной не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность, поскольку от организма требовалось приспособиться к ней. Изменилось и понятие о самом организме: предшествующая биология Питала виды неизменными, а живое тело - своего рода машиной с раз и навсегда фиксированной физической и психической конструкцией. Рассматривая телесные процессы и функции в качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни, Дарвин выдвинул новую модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические) в частности. При этом психика становилась закономерным результатом развития жизни, инструментом адаптации.

Столь же важное научное и мировоззренческое значение имела книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). (Сравнивая человеческий организм с животным, он подверг тщательному сравнению выразительные движения, которыми сопровождаются эмоциональные состояния, установив сходство между этими движениями у человека и высокоорганизованных живых существ (обезьян). Свои наблюдения он изложил в книге «Выражение эмоций у животных и человека» (1872). Основная идея Дарвина заключалась в том, что выразительные движения (оскал зубов, сжатие кулаков и др.) - это не что иное, как рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков. Некогда, в условиях непосредственной борьбы за жизнь, эти движения имели важный практический смысл.

Учение Дарвина изменило сам стиль психологического мышления, стимулировало возникновение новых областей психологической науки - дифференциальной психологии, импульс которой придала идея Дарвина о том, что генетические факторы (наследственность) определяют различия между людьми; генетической психологии; зоопсихологии.

Ключевые слова: Наука, История
Источник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Развитие дифференциальной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Период открытого кризиса в психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
История изучения психиатрии как науки
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Формирование зарубежной детской психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Развитие психологии в конце XIX - начале XX века
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Этапы развития детской психиатрии в России
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Предмет и методы истории психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Социальная и культурно-историческая психология
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Оставить комментарий