Эмоциональные процессы и состояния

К эмоциональным процессам относятся эмоции, чувства, настроения и аффекты. Вообще процесс - это последовательная смена состояний в развитии чего-либо; ход, развитие какого-либо явления. Любой процесс имеет динамику, и может закончиться приведением объекта в какое-либо состояние. Следовательно, возникновение и зарождение эмоции, чувства, аффекта - это процесс, а результат этого процесса, протекающего с очень большой скоростью, - эмоция, чувство, аффект - это состояние. Поэтому психические процессы и состояния отличаются динамикой - у психических процессов она есть, а у состояний - практически нет. Можно сказать, что эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только энергетический уровень функционирования, но и направленность поведения. К ним относятся: удовлетворение, веселье, апатия, печаль, депрессия, агрессия, озлобленность, тревога, испуг, любопытство, презрение, брезгливость и др. Нередко понятия эмоциональные процессы и эмоциональные состояния используются как синонимы.

Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности. В основе эмоций лежат физиологические процессы активации различных кортикальных и вегетативных систем, но исследования показали, что физиологическое возбуждение - это необходимое, но недостаточное условие для возникновения специфических эмоций.

Чувства - более продолжительные по сравнению с эмоциями эмоциональные процессы и состояния, отражающие субъективное значение конкретных объектов для человека. Например, любовь к объекту внимания или ненависть; восхищение или презрение.

Чувства различаются по модальности, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формам своего развития, уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направленности, по особенностям их выражения, по нервному субстрату.

Чувство - эмоциональный процесс переживания человеком своего отношения к кому-либо или чему-либо. Чувство обязательно имеет предмет или объект - что-нибудь или кого-нибудь, по отношению к которым и испытывается то или иное чувство.

Чувство - форма отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям.

Одна из классификаций чувств показана в таблице 5.2.


Выделяют также чувства практические (праксические), связанные с деятельностью, - досада, удовольствие, творческий подъём и пр.; предметные - связанные или направленные на определённое событие, лицо, явление - материальные, интеллектуальные, эстетические; мировоззренческие - связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нём человека, а также переживания, связанные с формированием жизненной позиции, ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности и др.

Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Чувства, как и эмоции, могут быть положительными и отрицательными. По содержанию их можно классифицировать на простые и сложные, в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся страх, гнев, радость, горе, зависть, ревность и т. п., к более сложным - моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма, интеллектуальное чувство.

Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, исходящую от более сильной стороны. Если угрожающая сторона более слабая, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев. Соответственно говорят о реакции «кролика» и реакции «льва».

Грановская Р. М. пишет: «В первое мгновение сильный страх сопровождается ступором, оцепенением, которое сковывает мышцы, парализует мышление. Затем мышцы мобилизуются («только пятки сверкают»)». Чувство страха выражено неодинаково у разных людей. Попадая в одну и ту же ситуацию, некоторые испытывают лишь неуверенность, другие - чувство паники, третьи ощущают ужас, а четвертые сильные боли в животе.

Страх - самая сильная эмоция. Известна старинная притча о страхе. «Куда ты идешь?» - спросил странник, повстречавшись с Чумой. - «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму: «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят», - упрекнул он её. - «Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха».

Зависть - чувство досады, раздражения, вызванное удачей, успехом, благополучием другого, сопровождаемое желанием обладать тем, что есть у другого.

Ревность - это иррациональное, мучительное, доставляющее беспокойство чувство, присущее в разной степени всем без исключения людям. Каждый, наверное, знает хотя бы одну жизненную историю, где муж ревновал жену (либо наоборот), предъявляя претензии своей второй половине. Конец истории, как правило, бывает печальным - развод, а то и убийство в гневе. Ревность проявляется уже в детстве - ревнуют маму, бабушку и т. д.

Что говорит в ревнующем? Задетая гордыня, чувство собственничества, тревоги и страха потерять то, что у него есть, или недополучить то, что у него, как он считает, должно быть, например: внимание, любовь, власть, материальное благосостояние, социальный или профессиональный статус, престиж и др. Но в любом случае нужно помнить, что человек не может быть собственностью другого человека, и каждый «... имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность».

Если тревожность - это эмоциональное проявление неуверенности в будущем, то беспечность - проявление избыточной уверенности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным. Отчаяние - отрицательная астеническая эмоция, связанная с ощущением невозможности удовлетворить какую-то потребность. Человек начинает считать, что он никак не может исправить эту ситуацию, и в результате этого у него рождается ощущение безысходности, бесперспективности, собственного бессилия. Отчаяние может привести к депрессии или является одним из симптомов депрессии.

Надежда занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх - между беспечностью и отчаянием. Если страх - объективная тревожность, то стыд - тревожность социальная, это тревога за свою репутацию, когда есть вероятность не соответствовать ожиданиям окружающих. Логика переходов здесь такова: от страха «что со мной сделают?» к стыду «что обо мне подумают?».

Вина (чувство вины, угрызения совести) - отрицательно окрашенное чувство, которое появляется тогда, когда субъект совершает поступок, имеющий негативные последствия для других людей. Если последствия имеют негативное влияние только на субъект, то возникает чувство досады, а не вины.

Моральные (нравственные) чувства возникают как результат оценки человеком поступков с точки зрения соответствия или несоответствия их нормам морали, выработанным обществом, его ценностям. Основная задача педагогики - формирование нравственных чувств.

Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их реализация - нравственностью.

Еникеев М. И. пишет: «Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости».

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции - это, по выражению Иммануила Канта, «нравственный закон внутри нас». Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания. Нельзя обучить нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственные чувства переживаются людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе.

Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

Чувство долга - это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести. Чувство долга может проявляться и на работе, и в учёбе, и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет учащегося сесть за выполнение задания преподавателя и отказаться от возможности посмотреть телевизор. Это же чувство заставляет его помочь родителям по хозяйству, жертвуя развлечениями. Долг капитана корабля известен как морская традиция «Капитан покидает корабль последним», которая до сих пор задает высокие стандарты человеческого поведения и мужества, а её нарушение порицается. Например, в 1912 году капитан «Титаника» Эдвард Смит разделил трагическую судьбу парохода, оставшись на мостике. Эта традиция нашла отражение в писаных военно-морских уставах и законах некоторых государств.

Совесть  - способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции. Главной основой совести следует признать чувство стыда. В обществе совесть формировалась и формируется в континуумах эгоизм-альтруизм, плохо-хорошо. Эгоистические действия, приносящие вред людям, вызывают порицание; альтруистические действия, приносящие пользу людям, вызывают одобрение. Это различение эгоизма и альтруизма и разную оценку их стараются привить детям, у которых, благодаря поощрению и наказанию, устанавливается неразрывная ассоциация между эгоизмом как злом и порицанием его, и альтруизмом как добром и одобрением его.

Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий) - это чувства, связанные с отражением эстетической стороны воспринимаемых явлений, т. е. с отражением прекрасного и безобразного.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства - один из основных показателей психической развитости индивида, его способности различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Одна из важных особенностей человека состоит в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности её высшим эталонам.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство как отражение действительности в художественном образе, в художественном произведении рассчитано на способность человека понимать символическое отображение действительности. Искусство -часть духовной культуры и человека, и всего человечества. Человек испытывает эстетические чувства при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Эстетическое отношение проявляется через такие чувства, как восторг, радость, презрение, отвращение, страдание и пр. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. katharsis -очищение) - духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьёзное выступает под маской смешного, в иронии - смешное под маской серьёзного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией - смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями, над смертью человека и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического - возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.

Интеллектуальные (познавательные чувства) - это чувства, возникающие в процессе интеллектуальной (познавательной), умственной деятельности.

Радость познания - одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана или в жерло вулкана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых проявляется отношение человека к объекту внимания. Чувство юмора связано с умением находить противоречия в окружающем мире. Существуют различные формы юмора: ирония, пародия, сатира, анекдот, шутка, каламбур и т. д. Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор.

Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде - карикатура, шарж и др.

Чувство юмора проявляют к лицу или явлению, которые оцениваются положительно и вызывают добродушный смех.

Ирония - это тонкая, скрытая насмешка посредством слов, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что думают о лице или предмете. Это вариант отрицательной оценки человека или другого объекта. В иронии выражается весьма критическое отношение к миру, людям и к самому себе.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и любознательностью.

Любопытство - стремление узнать, услышать что-либо во всех, даже несущественных подробностях. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих -во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Любопытство - интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе познания и являющийся корнем любознательности.

Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен.

Любознательность - постоянное стремление к приобретению всё новых знаний. Это одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека проистекает из неудовлетворённости имеющимися знаниями, из стремления к радости познания, ко всё более глубокому и широкому освоению действительности. Вопрос «А что, если....?» лежит в основе многих открытий и изобретений. Без любознательности прогресс человечества был бы невозможен. Так бы и жили в пещерах и ходили в звериных шкурах. При воспитании ребёнка необходимо помнить о том, что ребёнок, да и любой человек, стремится повторять те действия, которые принесли и приносят ему положительные эмоции. Поэтому любознательность, проявляемая ребёнком при разборке игрушек, часов и т. п., не должна быть причиной отрицательных эмоций (нельзя наказывать юного «исследователя»).

Нравственность, эстетика и интеллектуальность тесно переплетены в структуре высших чувств человека. Преступное поведение, как правило, демонстрируют люди либо с низким уровнем сформированности высших чувств, либо с их отсутствием (эмоциональной тупостью, опустошённостью), либо с их извращённой направленностью. Но обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, в процессе творчества учёный испытывает сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а художник, по-видимому, испытывает сплав этих же чувств, но с преобладанием эстетических.

Эмпатия - способность к сопереживанию, включению в эмоциональное состояние другого. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (педагоги, психологи, психотерапевты, руководители, продавцы и др.)

Аффект - это сильное и относительно кратковременное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными, физиологическими, физическими и психическими реакциями с утратой волевого контроля (изумление, ярость, блаженство, отчаяние, ужас и др.). Заканчивается эмоциональным шоком, упадком сил, ступором (оцепенением). Он может возникать в случаях конфликта, противоречия между желанием и возможностью и т. п.

В состоянии аффекта человек может совершить убийство. Наказание за него - по статье 107 УК РФ.

Если удивление мы называем чувством, то изумление - то же самое по содержанию чувство, доведенное до степени аффекта; аналогично ярость - аффект гнева, блаженство - радости и удовольствия, отчаяние -горя, ужас - страха.

Настроение - сравнительно продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся как положительный или отрицательной фон психической жизни индивида.

Настроения, в свою очередь, способны влиять на эмоциональные реакции и поведение, на работоспособность и отношения с окружающими по механизму психического заражения, индуцирования.

Настроение влияет на все психические процессы и деятельность человека. Например, в одном исследовании было показано, что испытуемые могли вспомнить 78 % слов из тех, которые они запоминали, находясь в хорошем настроении, и 47 % слов из тех, которые они заучивали, находясь в плохом настроении.

Фрустрация (с лат. - обман, расстройство, разрушение планов) - состояние человека, возникающее при появлении на пути к цели непреодолимого препятствия и сопровождающееся чувствами безысходности, крушения надежд в достижении цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций. Переживается как тревога, отчаяние, гнев, напряжение, подавленность. Реакцией может быть генерализованная агрессивность, проявляющаяся в оскорблениях, физических нападках (ударить, толкнуть, сломать и т. п.). Или же человек впадает в депрессию и т. п.

Страсть - это сильное стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Мы знаем страсть любовную, к знанию, науке, музыке, к коллекционированию, к деньгам и др. Христианская мораль рассматривает страсть как непостижимую фатальную силу, которая ослепляет человека, вовлекает его во власть инстинктов.

Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности и ярко характеризующих ее эмоциональную сферу. Заметное место среди них - особенно в юношеском возрасте - принадлежит любви, которое может рассматриваться как пример устойчивого чувства.

Любовь - одно из важнейших человеческих чувств. Понятие «любовь» имеет множество определений.

Толковый словарь С. И. Ожегова: любовь: 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой: любовь - чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении.

Любовь - это сильное и относительно устойчивое позитивное чувство, физиологически обусловленное сексуальной потребностью. Характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, неослабевающим вниманием к объекту.

Как писал классик советской психологии С. Л. Рубинштейн, «Радоваться самому существованию другого человека - вот выражение любви в её исходном и самом чистом виде». Согласно автору одной из первых психодиагностических методик любви Зику Рабину (Rubin, 1970), любовь включает заботу (альтруизм), влечение (привязанность) и доверие (интимность). Древнеиндийский трактат о любви «Ветка персика» пишет о любви следующее. Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечения души порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трёх влечений порождает любовь.

Чувство любви, имеющее глубоко интимный характер, сопровождается многими ситуативно возникающими и изменчивыми эмоциями; сочетается с уважением, жалостью, ревностью, чувством собственного несовершенства, экзальтацией, экстазом, ощущением счастья, блаженством, умиротворением, вожделением, нежностью, радостью, тоской, грустью, болью, стыдливостью, робостью, приподнятым или подавленным настроением, иногда аффектами ликования или же горя и др.

Постепенно может смениться десенсибилизацией (угасанием чувства), разочарованием, охлаждением, ненавистью.

В сексологической энциклопедии рассматриваются два аспекта любви:

  1. как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т. д., хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной)
  2. как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная).

Термин «любовь» употребляется и тогда, когда речь идёт об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т. п. Многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены.

Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого.

Выбор объект любви - проблема особой сложности, и общепризнанного ответа не имеет. Хотя теорий любви создано немало. Среди них теории З. Фрейда, А. Адлера, Роберта Стернберга, комплементарных потребностей Уинча, инструментальная теория Сентерса, Мурштейна, общественной обусловленности, комплементарности геномов Артура Шопенгауэра, релизорная концепция Геннадия Симкина, химические теории любви. Любовь может быть следствием благодарности, развиться по индукции - по закону перехода количества благодарностей в качество - чувство любви.

Мы придерживаемся теории А. Шопенгауэра, получившей продолжение в релизорной концепции Геннадия Симкина. Они говорят о том, субъект влюбляется в того партнёра, геном которого является оптимальным генетическим дополнением (комплементом) к геному субъекта. Недостатки геномов при этом взаимно компенсируются, и в результате получается качественное потомство, - именно благодаря комплементарности геномов. Экспериментальная проверка теории не проводилась. Лишь в народе существует понятие «дитя любви», что означает дитя здоровое, красивое, талантливое (в потенции). Эта же теория может объяснить, почему проходит любовь: потому, что с течением времени комплементарность геномов уменьшается, а потом и вообще сходит на нет. Однако, как птица Феникс, любовь возрождается из пепла, только объект у неё уже другой - тот, чей геном в данный период времени является комплементарным. А если есть дети? Как быть? Разводы разрешены, а общество не одобряет и одобрять никогда не будет... Потому что в его интересах - моногамия, полная семья, полноценное воспитание детей как членов общества.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. п.

Удовольствие и неудовольствие - основные состояния человека, к которым сводятся результаты воздействия всех эмоций и чувств. И удовольствие для человека, конечно же, предпочтительнее неудовольствия. Вопрос только в том, какой ценой достигается это удовольствие.

Многообразие индивидуальных эмоциональных проявлений обусловлено, прежде всего, особенностями нервной системы человека. Ими определяется степень эмоциональной возбудимости, сила эмоциональной возбудимости, сила эмоционального возбуждения и устойчивость эмоциональных состояний. 

Ключевые слова: Эмоции
Источник: Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
Материалы по теме
Функции эмоций и чувств
Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности
Теории эмоционального реагирования
...
Определение нежности в психологии
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Эмоции в подростковом и юношеском возрасте
Кон И.С. - Психология ранней юности
Классы и подклассы эмоциональных процессов
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Конфликтные эмоциональные состояния
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Управление эмоциями
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Связь между мотивами, потребностями и эмоциями
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Оставить комментарий