ЕСЛИ ЭМОЦИИ младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка обладают большой силой, и управлять ими трудно. Подросток отличается большой страстностью и вспыльчивостью на фоне неумения сдерживать себя, слабости самоконтроля, резкости в поведении (схема 27).
При встрече с трудностями у подростка возникает сильное ощущение противодействия, и он чаще бросает дело, реже — становится настойчивее (испытывая удовольствие от преодоления). Учитель должен определять посильные задания для подростка.
Высока противоречивость чувств подростка. Он может быть внимательным и грубым, может с жаром защищать друга, зная, что тот был не прав, быть романтически восторженным по отношению к кому-то из взрослых и тут же позволять себе грубые выходки.
На эмоциональную сферу подростка влияет:
• отношение к собственной внешности;
• процесс половой идентификации, раннее (позднее) сексуальное развитие;
• успехи (неуспехи) в учебе;
• особенности взаимоотношений со сверстниками.
Взрослые должны проявить такт в оценке изменений, которые происходят в подростковый период. Именно родители могут провоцировать появление у детей «комплекса неполноценности» из-за недостатков фигуры, черт лица, замедленного развития и т. д.
Самоопределение в подростковом возрасте задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений.
Самоопределение входит в Я-концепцию подростка как обобщенное представление о мире и самом себе. Формируется внутренняя позиция взрослеющего человека.
Внутренняя позиция складывается из того, как подросток представляет:
• свои возможности и свои потребности;
• какое положение он занимает в жизни сейчас и какое положение он будет занимать в будущем.
Это новообразование Я-концепции подростка обусловливает его отношение к действительности, окружающим, самому себе и модулирует его будущее место в обществе в виде жизненного плана (программы).
Не сформированные в полной мере мировоззренческие принципы способствуют тому, что подростков легче «обратить», подчинить своему влиянию в различного рода сектах, в том числе деструктивных.
Подлинное обращение к религии требует достаточно высокого уровня развития самосознания, саморефексии, проникновения в собственный мир.
Массовую религиозность подростка (до 45 %) надо рассматривать как результат повышенной социальной конформности, некритичного отношения к пропагандируемым религиозным ценностям. Соблюдают церковную дисциплину и бывают в храме еженедельно не более 1-1,5 % молодежи.
Современная молодежь принимает религию во многом как культурную норму, как приверженность национальным традициям, как часть своей национальной идентичности.
Исследования показывают, что чем религиознее подросток, тем он конформнее.