Формирование электронных технологий осуществления правительственной деятельности изменяет сам характер управления. В информационном обществе по сравнению с традиционным осуществлением властных полномочий происходит становление новой структуры и принципов управления, которое в концептуальном ключе все более и более сосредоточивается в понятии «governance». Можно провести различия по ряду критериев между традиционным осуществлением власти и новым управлением. Так, процессы принятия решений традиционно строились на контроле и выполнении команд, теперь основными параметрами становятся согласие и договор. Традиционное управление большое внимание уделяло праву и регламентам, современное — непринудительным нормам, коллективным рекомендациям, моральным соглашениям. Традиционная власть осуществлялась правительствами, бюрократией и парламентами, новое управление в условиях сетевого общества все больше включает в публичную власть такие формы, как комиссии, форумы, большие демократически организованные группы. Если ранее информация для управления была централизованной и засекреченной, то сейчас информация становится распределенной, открытой, а информационные процессы связаны с интерфейсами и протоколами, становятся сетевыми, включают сетевые форумы, образование и др. [Brodhag, 2000, 320J.
Понятие «governance» отражает изменения, которыми характеризуются и отношения гражданского общества и органов публичной власти, и отношения внутри организационной структуры государства. Считается, что сформированные межорганизационные сети в системе нового публичного управления отличаются от внутриорганизацион-ных сетей в системе бюрократического управления. Сети внутри иерархий, или внутриорганизационные сети, ставят отношения между акторами под управленческую структуру, которая регулирует разрешение конфликтов и направляет поведение. Внутриорганизационные сетевые формы включают совместные предприятия, стратегические альянсы, деловые группы, предприятия с особыми правами, исследовательские консорциумы, контрактные отношения и межминистерские, межведомственные и межотраслевые образования. Хотя в последних сетях имеются конфликты, однако если уровень доверия и кооперативного сотрудничества в них высок, то здесь наблюдаются значительные сокращения трансакционных издержек, лучшее использование совместных ресурсов, больший уровень инновативности, т.е. больше условий, обеспечивающих эффективность управленческой и общей деятельности. В этом отношении Интернет и новые информационные технологии создают дополнительный базис для повышения эффективности, хотя в правительственных организациях и наблюдается сопротивление переменам.
Как пишет Жан Фоунтен, «внутриорганизационные сети, партнерство и консорциумы не могли бы функционировать на современном уровне без электронных средств. Тем не менее возможности информационных технологий для быстрых перемен в структуре, системах и менеджменте еще не реализованы — и могут быть не реализованы. Исследователи постоянно отмечают, что системы и структуры сопротивляются переменам, даже когда новые информационные технологии предлагают повышение эффективности. Для того чтобы использовать преимущества сетевого компьютерного пространства, организации должны быть способны сотрудничать как внутри, так и с партнерами по сети» [Fountain, 2001, 77].
Среди исследователей нет единства относительно того, как связаны административные реформы недавнего прошлого (новый государственный менеджмент) и формирование электронного правительства. Некоторые считают, что сегодня наблюдается серьезный отход от прежних установок. По крайней мере, можно говорить о формировании совершенно отличной модели публичного управления, изменяющей все его параметры. Другие более осторожны. Часто электронное правительство рассматривают скорее как новое средство для решения в значительной мере тех же задач, которые ставили реформы по модели нового государственного менеджмента (сокращение затрат, эффективность, конкурентность и др.). В связи с этим не все элементы электронного правительства и направления в их развитии продолжают прежние реформы.
В целом выделяют три основных элемента электронного правительства:
- Электронная демократия и участие (e-democracy and participation) предназначены для формирования общественного мнения и выработки решений через электронные средства (голосование, гражданские сети и т.д.);
- Электронные производственные сети (electronic production network) являются формами сотрудничества между публичными, публичными и частными институтами через электронные средства;
- Электронные общественные услуги (electronic public services) предназначены для предоставления услуг во благо получателей, частных лиц или компаний через местные, региональные или национальные порталы.
Если первая составляющая имеет отношение в целом к политической системе, то две других в той или иной степени продолжают начатое.
«Я не вижу, что реформы по модели нового государственного менеджмента или связанные с ними движения остановились, хотя многие элементы были приспособлены к национальным нуждам и структурам, — пишет Куно Шедлер, один из известных исследователей нового государственного менеджмента. — Концепт “электронное правительство” является другой возможностью для изучения перемен в политико-административной системе. Мы должны, однако, не трактовать электронное правительство как наследника нового государственного менеджмента, а рассматривать этот концепт в качестве дополнительного интересного подхода к его аргументации» [Schedler. 2002, 121].