Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. При всем разнообразии трактовок демократии одно положение в них остается незыблемым: демократия - это власть народа, и ее единственным сувереном является народ. Это положение содержится в подавляющем большинстве конституций, в том числе и в Конституции Российской Федерации. Свои властные полномочия народ реализует через тех, кому вручит на выборах бразды правления страной. Однако обладатели властных полномочий в демократическом государстве не являются собственниками власти. Их роль и функции больше соответствуют роли и функциям менеджера, временно распоряжающегося властью с согласия и под контролем народа. Чем полнее и лучше будут учтены интересы различных групп граждан, тем более представительной будет система правления. Следовательно, выборы являются важнейшим элементом демократии, а уровень демократичности выборов тем выше, чем разнообразнее и яснее предложения кандидатов и партий, чем больше избирателей дает им критическую оценку и сравнение. При этом важно, чтобы сам механизм и условия проведения избирательной кампании давали как можно больше возможностей для таких сравнений и оценок. Иными словами, политическая активность свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, а также о самореализации человека в демократическом обществе.
В документах международных организаций демократия определяется как подлинное, широкое и мирное соревнование между индивидами и организованными группами, прежде всего партиями, за важнейшие позиции государственной власти посредством регулярных, свободных и справедливых выборов. Понятие “справедливые выборы” имеет не условное, а вполне конкретное содержание. Выборы считаются справедливыми, если процедура их проведения (законодательство, инструкции и т. д.) согласована всеми заинтересованными сторонами (включая и оппозицию) и строго всеми соблюдается. При данных условиях проигравшая сторона фактически не может никого, кроме самой себя, обвинять в проигрыше и, естественно, признает итоги голосования. Именно проведение выборов на справедливой основе и признание справедливости результатов всеми заинтересованными сторонами превращает их в инструмент достижения согласия и стабильности в обществе.
Помимо сказанного, в ходе демократических выборов должны быть обеспечены международно признанные основополагающие права и свободы граждан. Этому служат международные электоральные нормы, изложенные в Уставе ООН, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщей декларации прав человека, Декларации межпарламентского союза, принятой 26 марта 1994 года в Париже, и т. д. Речь идет об:
- уважении к правам и свободам человека и отсутствии запугивания;
- самоопределении;
- праве на участие в управлении;
- отсутствии дискриминации;
- свободе убеждений и их выражения;
- свободе объединений, мирных собраний и перемещений в ходе избирательной кампании;
- праве на безопасность личности и соответствующее правоприменение.
Важнейшим условием подлинных выборов является также общественное доверие. Дело в том, что выборы — это не просто техническая процедура, но часть политического процесса, успешный ход которого без доверия невозможен. Процесс создания обстановки общественного доверия состоит:
- в образовании эффективного и беспристрастного аппарата по проведению выборов, действующего на принципах открытости и прозрачности;
- в вовлечении политических конкурентов в электоральный процесс во всем его объеме;
- в открытости электорального процесса для контроля со стороны граждан и их организаций;
- в убеждении электората в важности выборов, а также в том, что их личная безопасность и тайна голосования будут обеспечены, а результаты голосования — уважаться;
- в обеспечении участия в контроле за ходом выборов независимых наблюдателей, заслуживающих доверия.
Только при наличии этих условий можно говорить о демократических и справедливых выборах.
В настоящее время принято называть все международные нормы в области прав и свобод личности международными стандартами, среди которых есть и международные стандарты демократии выборов. С формально-юридической точки зрения практически все государства СНГ, включая Россию, ратифицировали основополагающие международно-правовые акты, регламентирующие права и свободы человека, в том числе и в электоральном процессе. Однако это не всегда приводит к тому, что нормы этих важнейших документов стали частью практической политики, проводимой руководством этих государств.