Экономические основы поведения организаций

В экономике организация является хозяйствующим субъектом, реализующим собственные интересы посредством производства и реализации товаров и услуг на рынках. Организация — это открытая система, характеризующаяся наличием объекта и субъекта управления. Под открытостью организации понимается ее взаимосвязь с внешней средой и большая зависимость от нее (рис. 5.1).


При определении миссии и разработке стратегии деятельности организация должна учитывать характер рынка, на котором она функционирует, его структуру. К основным характеристикам структуры рынка относят:

  • количество покупателей и продавцов;
  • долю покупателей и продавцов в общем объеме покупаемой или продаваемой продукции;
  • степень стандартизации товаров или услуг;
  • степень свободы входа на рынок или выхода из него.

В соответствии с приведенными критериями различают следующие виды рыночных структур:

  1. совершенная конкуренция;
  2. монополия;
  3. монополистическая конкуренция;
  4. олигополия.

Основные характеристики рыночных структур представлены в табл. 5.1.


В условиях совершенной конкуренции (например, рынки сельскохозяйственной продукции) ни одна организация не может влиять на цену готовой продукции. Устанавливается равновесная цена, которая воспринимается всеми участниками рынка как заданная.

В отличие от рынка совершенной конкуренции ситуация на рынке монополии противоположная. Существует одна организация-монополист, которая влияет на цену с целью максимизации прибыли. В настоящее время выделяют три основных вида монополий.

  1. Закрытая монополия — ситуация на рынке, возникающая только тогда, когда организация защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав, например предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность и др.
  2. Естественная монополия — ситуация на рынке, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна организация обслуживает весь рынок целиком. Например, передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, коммунальные услуги и т.д.
  3. Открытая монополия — ситуация на рынке, при которой одна организация является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. Например, французская фирма Dupont была первой, производящей полиэтиленовую пленку, искусственную пленку и непромокаемую ткань.

Приведенная классификация носит достаточно условный характер, поскольку некоторые организации могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов:

  • ценовые войны и тайные соглашения;
  • ломаная кривая спроса и твердость цен;
  • лидерство в ценах;
  • ценообразование, ограничивающее вход в отрасль.

Тайные соглашения в области ценообразования позволяют фир-мам-олигополистам уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. Ломаная кривая спроса и твердость цен предполагают неизменность цен на рынке олигополии, несмотря на изменение издержек. Лидерство в ценах складывается в ситуации, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством организаций на рынке. Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль, показывает, каким образом олигополисты стремятся не допустить появление на рынке новых конкурентов. Они договариваются о цене, которая может быть значительно ниже средних издержек нового конкурента, тем самым вынуждая его уйти с рынка.

Цена в условиях монополистической конкуренции определяется фирмой исходя из структуры потребительского спроса, цен, устанавливаемых конкурентами, а также собственных издержек производства.

Таким образом, для того чтобы принять решение о поведении организации в рыночных условиях, необходимо провести оценку конкурентной среды отрасли. Проведение оценки осуществляется в несколько этапов.

  1. Сопоставление параметров рыночной ситуации с существующими моделями рынков, исследование маркетинговой деятельности предприятий для определения типа конкурентной среды.
  2. Исследование текущего состояния рынка предполагает важнейшие характеристики структуры рынка — количество покупателей и продавцов; долю покупателей и продавцов в общем объеме покупаемой или продаваемой продукции и т.д.
  3. Исследование интенсивности конкуренции на рынке с расчетом долей рынка, коэффициентов относительной доли рынка и показателей степени интенсивности конкуренции.
Ключевые слова: Организация
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Материалы по теме
Управление организационной культурой
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Реорганизация кредитных организаций в форме слияния (присоединения)
Рождественская Т.Э. - Банковское право - 2010
Внешняя среда организации
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Учетная политика организации: формирование, изменения и раскрытие
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Этапы организационных преобразований
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Проектировочные организации
К. Хелдман.,Профессиональное управление проектом
Свойства и функции системы управления в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Базовые концепции организации
Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом
Оставить комментарий