Духовные потребности

Духовные потребности отражают потребности человека в духовных благах, которые создаются в процессе интеллектуальной деятельности людей в таких отраслях, как культура и искусство, образование, наука, социальное обеспечение и политическое управление.

В рыночной экономике удовлетворение многих видов духовных потребностей происходит на основе обмена и распределения, т.е. с учетом товарно-денежных отношений. Однако, в отличие от материальных благ, они не всегда имеют вещественную форму и товарно-денежный обмен.

В качестве примера приведем воспитание детей в семье, самообразование на основе семейной библиотеки, формирование общественной морали в религиозных организациях. Даже использование средств массовой информации для удовлетворения духовных потребностей имеет минимальную цену, а результат услуги - высокое духовное развитие. Однако они могут оказывать и негативное влияние на личность (фильмы ужасов и триллеры).

Духовные потребности могут быть отражены с помощью ряда статистических показателей, показывающих динамику удовлетворения социальных потребностей населения России. К ним можно отнести численность учащихся и студентов в расчете на 10000 населения, число посещений театров и музеев на 1000 населения, число массовых библиотек и клубных учреждений в расчете на 1000 населения, годовой тираж газет, книг и брошюр на душу населения, удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме бюджета государства. С другой стороны, на уровень духовного благосостояния влияют такие показатели, как число преступлений на 10 000 населения, процент участия населения в выборах органов власти и др.

Духовные потребности создаются в результате интеллектуальной деятельности в таких отраслях народного хозяйства, как наука, образование, культура, социальное обеспечение, политическое управление. Они представляют собой продукт преобразования отношений между людьми, складывающихся в ходе совместной, коллективной деятельности, из формы бытия в форму сознания. Роль духовных потребностей в развитии личности человека и персонала организации весьма велика, однако исследована теорией управления пока недостаточно. Некоторые показатели духовного благосостояния населения России за 1985-2000 гг. даны в табл. ниже.


Демократизация и гуманизация общественной жизни и поворот лицом к человеку являются главными особенностями XX в. В современном менеджменте все большее значение приобретает гуманистическая концепция. В соответствии с ней человек - это главный субъект управления, который не может рассматриваться как трудовой ресурс. Эта философия широко пропагандируется лидерами японского бизнеса и заключается в рассмотрении человека как члена семьи (компании), а функция менеджмента состоит в управлении социальным существом (человеком).

Согласно этому подходу, считает проф. Л.И. Евенко, не человек существует для предприятия, а предприятие для человека, и, исходя из учета индивидуальных особенностей работников, строятся стратегия, структура и процесс управления на предприятии1. В центре координации совместных усилий находится самоуправление трудовых коллективов и внутрифирменные отношения, массовое участие работников в принятии коллективных решений, обучение непосредственно на рабочем месте с участием наставников, контроль за поведением и выполнением правил внутреннего трудового распорядка с помощью лидеров неформальных групп. В то же время сохраняется четкое директивное внутрифирменное планирование, нормирование труда, рост автоматизации производства, жесткая организационная культура, т.е. человек имеет высокую степень свободы в четких организационных рамках и мотивирован на высокие конечные результаты труда.

Ключевые слова: Потребности
Источник: Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. - 320 с.
Материалы по теме
Характеристика потребностей человека
Сербиновский Б.Ю., Управление персоналом
Иерархия потребностей
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Фрустрация потребности в эмоциях и ее последствия
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Классификации потребностей
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Мотивы и потребности личности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Понятие потребности
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Трансформация потребностей
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Что такое социогенные потребности и как они формируются?
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий