Дистанционное образование

С распространением Интернета, а главное в связи с массовой доступностью компьютеров возникла новая форма образования — дистанционная (e-learning). Ее аудиторией выступают две категории граждан: взрослые, обучающиеся заочно, т.е. без отрыва от производства; проблемные дети, по тем или иным причинам не имеющие возможности обучаться в школе.

Дистанционное обучение и, в частности, дистанционное повышение квалификации принято определять как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов-пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования.

Студент сам выбирает дисциплины и учебные курсы, их последовательность и продолжительность. Один предмет он может пройти быстро, в течение двух-трех недель, другой — изучать долго, не спеша. Сессий при дистанте как таковых нет: после каждого учебного курса студент выполняет контрольные задания. Студент, заключивший договор с вузом на дистант-обучение, получает комплект учебных материалов — так называемый «кейс». В него входят пособия — лекции, задания, контрольные вопросы, ссылки на дополнительную литературу и т.д. Это могут быть бумажные (книги, учебники, методички) и электронные (диски, дискеты, программы, аудио- и видеокассеты) носители информации. Общение между преподавателем и студентами происходит через Интернет.

В настоящее время выделяется шесть моделей дистанционного обучения в зависимости от форм и методов обучения, получивших наибольшее распространение в мировой практике.

Обучение по типу экстерната — ориентировано на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначено для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать стационарные учебные заведения.

Университетское обучение на базе одного университета — система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. используя новые информационные технологии, включая компьютерные телекоммуникации.

Сотрудничество нескольких учебных заведений — система подготовки специалистов одновременно в рамках программ заочного/ дистанционного обучения нескольких университетов или других организаций системы образования, что позволяет сделать обучение более профессионально качественным и менее дорогостоящим. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон (Capricorn Interuniversity Teleducation Program, 1990), в разработке которой приняли участие университеты в Аргентине, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвае.

Автономные образовательные учреждения — специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне.

Автономные обучающие системы — обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевизионных или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект, проект обучения математике никарагуанского радио и др.

Неформальное обучение на основе мультимедийных программ — программы, ориентированные на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированные в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

Примером новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели обучения. В них могут использоваться телеконференции, позволяющие уяснить задачу и проблему осваиваемой области жизни; информационные сеансы, в процессе которых студенты работают с информационными полями из различных банков знаний и баз данных; проектные работы, позволяющие, используя полученную информацию, создавать фрагменты виртуальных миров, соответствующих познаваемой области жизни, проводить анализ случая, деловые и имитационные игры, тренинги, проблематизацию теорий; дискуссии, «полевые занятия» (воскресные школы), которые позволят реализовать социализацию и экологизацию получаемого знания. Источником информации в такой модели являются базы данных, банки данных и книги; координатором учебного процесса — преподаватель, а интерпретатором знания — сам студент.

Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое играет особую роль в современном образовании, поскольку может использоваться для самообучения на удаленном компьютере через компьютерную сеть.

Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы и др.

На современном уровне эта задача решается на основе новых информационных технологий. Современные технологии обработки информации, в частности информационные гипертехнологии, обеспечивают организацию и структурирование информации с помощью установления гиперсвязей.

Гипертекст позволяет устанавливать ассоциативные связи (гиперсвязи) между отдельными терминами, фрагментами, статьями в текстовых массивах, благодаря чему текст оказывается организованным не только от начала к концу, но и по тематическим линиям, индексам, библиографическим указателям и т.п., т.е. в соответствии с установленной структурой связи.

Гипермедиа-технологии, т.е. такие, которые развиты на основе гипертекста, но обеспечивают работу и с нетекстовой информацией, позволяют организовать и структурировать учебный материал и в виде изображения, звука, речи, видеозаписи.

Набор обычных учебников, методических пособий, сборников упражнений и т.п. активно вытесняется современной информационной системой. Организация структурирования учебного материала в этой системе может осуществляться с помощью средств гипертехнологий. Эти средства позволяют представить учебный материал в виде иерархической сети элементов.

Технологии гипермедиа позволяют организовать, структурировать и связать между собой различные элементы содержания образования, которые могут быть не только в форме текста, но и в форме неподвижных и движущихся изображений, речи, звука, видеороликов и т.д.

Содержание образования можно рассматривать как совокупность курсов, а курс — как систему уроков (или тем).

Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

Новой формой обучения в последнее время стала телешкола — обучение у телевизора. Телешкола представляет собой систему дистанционного образования на базе учебного телевидения, существующую в двух вариантах:
• в форме экстерната, дающего возможность обучаться в 10 и 11 классах средней школы и получить государственный аттестат о полном общем среднем образовании московского образовательного учреждения (телешкола-экстернат);
• как вариант дополнительного образования, позволяющего абонентам учебного телевидения получать образовательную информацию через спутниковые цифровые телевизионные каналы (домашний репетитор).

По мнению зарубежных специалистов, будущее в современном образовании — за дистантом. Сегодня он становится все более и более популярным. Многие зарубежные вузы уже сегодня предлагают студентам дистант-знания, сравнимые по объему и качеству с традиционным обучением. К примеру, емкость рынка дистанционного обучения в Индии к концу 2004 г. выросла до 23 трлн долл., а к 2009 г. увеличится до 182 трлн долл.

Российская система дистанционного обучения СДТ REDCLASS, соответствующая международному стандарту SCORM 1.2, в 2005 г. получила международную сертификацию. Эта сертификация подтвердила, что СДТ REDCLASS отвечает высочайшим международным требованиям, а Учебный центр REDCENTER является квалифицированным и надежным поставщиком решений для дистанционного обучения. На настоящий момент в мире 61 система дистанционного обучения сертифицирована на соответствие стандарту SCORM 1.2.

В тех странах, где развивается Интернет, расширяется и книгоиздание. Проблема России в том, что по использованию Интернета она очень сильно отстает не только от развитых, но и многих развивающихся стран. В 2004 г. информационные технологии использовались лишь в 5 тыс. библиотек, т.е. в 4% от их общего числа. Хотя по сравнению с другими учреждениями культуры библиотеки — лидеры компьютеризации. При все возрастающем объеме информации, существующей преимущественно в электронном виде, катастрофически выглядит ситуация с доступом к ней населения. По экспертным оценкам, сегодня 80—90% россиян живут в информационном вакууме.

Источник: 
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008