Дистанционное образование

С распространением Интернета, а главное в связи с массовой доступностью компьютеров возникла новая форма образования — дистанционная (e-learning). Ее аудиторией выступают две категории граждан: взрослые, обучающиеся заочно, т.е. без отрыва от производства; проблемные дети, по тем или иным причинам не имеющие возможности обучаться в школе.

Дистанционное обучение и, в частности, дистанционное повышение квалификации принято определять как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов-пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования.

Студент сам выбирает дисциплины и учебные курсы, их последовательность и продолжительность. Один предмет он может пройти быстро, в течение двух-трех недель, другой — изучать долго, не спеша. Сессий при дистанте как таковых нет: после каждого учебного курса студент выполняет контрольные задания. Студент, заключивший договор с вузом на дистант-обучение, получает комплект учебных материалов — так называемый «кейс». В него входят пособия — лекции, задания, контрольные вопросы, ссылки на дополнительную литературу и т.д. Это могут быть бумажные (книги, учебники, методички) и электронные (диски, дискеты, программы, аудио- и видеокассеты) носители информации. Общение между преподавателем и студентами происходит через Интернет.

В настоящее время выделяется шесть моделей дистанционного обучения в зависимости от форм и методов обучения, получивших наибольшее распространение в мировой практике.

Обучение по типу экстерната — ориентировано на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначено для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать стационарные учебные заведения.

Университетское обучение на базе одного университета — система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. используя новые информационные технологии, включая компьютерные телекоммуникации.

Сотрудничество нескольких учебных заведений — система подготовки специалистов одновременно в рамках программ заочного/ дистанционного обучения нескольких университетов или других организаций системы образования, что позволяет сделать обучение более профессионально качественным и менее дорогостоящим. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон (Capricorn Interuniversity Teleducation Program, 1990), в разработке которой приняли участие университеты в Аргентине, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвае.

Автономные образовательные учреждения — специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне.

Автономные обучающие системы — обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевизионных или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект, проект обучения математике никарагуанского радио и др.

Неформальное обучение на основе мультимедийных программ — программы, ориентированные на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированные в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

Примером новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели обучения. В них могут использоваться телеконференции, позволяющие уяснить задачу и проблему осваиваемой области жизни; информационные сеансы, в процессе которых студенты работают с информационными полями из различных банков знаний и баз данных; проектные работы, позволяющие, используя полученную информацию, создавать фрагменты виртуальных миров, соответствующих познаваемой области жизни, проводить анализ случая, деловые и имитационные игры, тренинги, проблематизацию теорий; дискуссии, «полевые занятия» (воскресные школы), которые позволят реализовать социализацию и экологизацию получаемого знания. Источником информации в такой модели являются базы данных, банки данных и книги; координатором учебного процесса — преподаватель, а интерпретатором знания — сам студент.

Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое играет особую роль в современном образовании, поскольку может использоваться для самообучения на удаленном компьютере через компьютерную сеть.

Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы и др.

На современном уровне эта задача решается на основе новых информационных технологий. Современные технологии обработки информации, в частности информационные гипертехнологии, обеспечивают организацию и структурирование информации с помощью установления гиперсвязей.

Гипертекст позволяет устанавливать ассоциативные связи (гиперсвязи) между отдельными терминами, фрагментами, статьями в текстовых массивах, благодаря чему текст оказывается организованным не только от начала к концу, но и по тематическим линиям, индексам, библиографическим указателям и т.п., т.е. в соответствии с установленной структурой связи.

Гипермедиа-технологии, т.е. такие, которые развиты на основе гипертекста, но обеспечивают работу и с нетекстовой информацией, позволяют организовать и структурировать учебный материал и в виде изображения, звука, речи, видеозаписи.

Набор обычных учебников, методических пособий, сборников упражнений и т.п. активно вытесняется современной информационной системой. Организация структурирования учебного материала в этой системе может осуществляться с помощью средств гипертехнологий. Эти средства позволяют представить учебный материал в виде иерархической сети элементов.

Технологии гипермедиа позволяют организовать, структурировать и связать между собой различные элементы содержания образования, которые могут быть не только в форме текста, но и в форме неподвижных и движущихся изображений, речи, звука, видеороликов и т.д.

Содержание образования можно рассматривать как совокупность курсов, а курс — как систему уроков (или тем).

Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

Новой формой обучения в последнее время стала телешкола — обучение у телевизора. Телешкола представляет собой систему дистанционного образования на базе учебного телевидения, существующую в двух вариантах:

  • в форме экстерната, дающего возможность обучаться в 10 и 11 классах средней школы и получить государственный аттестат о полном общем среднем образовании московского образовательного учреждения (телешкола-экстернат);
  • как вариант дополнительного образования, позволяющего абонентам учебного телевидения получать образовательную информацию через спутниковые цифровые телевизионные каналы (домашний репетитор).

По мнению зарубежных специалистов, будущее в современном образовании — за дистантом. Сегодня он становится все более и более популярным. Многие зарубежные вузы уже сегодня предлагают студентам дистант-знания, сравнимые по объему и качеству с традиционным обучением. К примеру, емкость рынка дистанционного обучения в Индии к концу 2004 г. выросла до 23 трлн долл., а к 2009 г. увеличится до 182 трлн долл.

Российская система дистанционного обучения СДТ REDCLASS, соответствующая международному стандарту SCORM 1.2, в 2005 г. получила международную сертификацию. Эта сертификация подтвердила, что СДТ REDCLASS отвечает высочайшим международным требованиям, а Учебный центр REDCENTER является квалифицированным и надежным поставщиком решений для дистанционного обучения. На настоящий момент в мире 61 система дистанционного обучения сертифицирована на соответствие стандарту SCORM 1.2.

В тех странах, где развивается Интернет, расширяется и книгоиздание. Проблема России в том, что по использованию Интернета она очень сильно отстает не только от развитых, но и многих развивающихся стран. В 2004 г. информационные технологии использовались лишь в 5 тыс. библиотек, т.е. в 4% от их общего числа. Хотя по сравнению с другими учреждениями культуры библиотеки — лидеры компьютеризации. При все возрастающем объеме информации, существующей преимущественно в электронном виде, катастрофически выглядит ситуация с доступом к ней населения. По экспертным оценкам, сегодня 80—90% россиян живут в информационном вакууме.

Ключевые слова: Образование
Источник: Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Материалы по теме
Модель образования как государственно-ведомственная организация
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как общечеловеческая ценность
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Тенденции развития современной системы образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Мировые образовательные тенденции и модели образования в современных условиях
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Общее понятие о системе образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как социальный институт
Деркача А.А., Социальная психология
Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Оставить комментарий