Дистанционное образование в вузе: психологическое влияние

Аватар пользователя Хачатрян Кристина
2 года на сайте, рейтинг: 15

Переживать пандемию студентам высших учебных заведений пришлось в онлайн-формате – пары в зуме, домашние семинарские выступления и бесчисленное количество электронных заданий. Кто-то с удовольствием влился в новую форму образования, пока другие в отчаянии не справлялись с виртуальными темпами учёбы. Подведем итоги позитивных и негативных сторон дистанционки, которые повлияли на всех участников образовательного процесса, прежде всего, на преподавателей и студентов.


Домашний уют или рабочая атмосфера ?

Дома – всё под рукой, можно удобно и уютно организовать пространство. В условиях карантина – это самое безопасное место. Спокойная домашняя обстановка способствует повышению концентрации внимания. С другой стороны, довольно трудно организовать дома рабочую атмосферу. Наш мозг, по большей части, воспринимает дом, как место для отдыха и спокойствия. В расслабленном состоянии сложно «собраться» для продуктивной работы. Также внимание рассеивается на мелкие домашние дела и окружающие предметы быта. Университет – это атмосфера работы, а значит организация пространства продумана так, чтобы студент не отвлекался от образовательной деятельности. Дома же, отсутствие градации в восприятии и смены «картинки» ведет к непродуктивности. Что же касается безопасности в период пандемии, - организация «безопасного режима» для обучения является обязанностью вузов. Обеспечив студентов всеми необходимыми защитными мерами (с нормативно/административным условием выполнения), можно было бы говорить о продолжении обучения без страха и риска заражения.

Процесс поглощения знаний и работа над заданиями

Удобно и приятно вписывать университетские задания в график повседневных дел, как и совмещать прослушивание лекций с личными заботами. Ответы на семинарских занятиях также значительно упростились, ведь не нужно волноваться во время выступления перед аудиторией. Такая форма организации образования многих радует, особенно людей застенчивых, замкнутых или по – другому говоря – интровертов. Обратная сторона дистанционного обучения выглядит так: не всегда удаётся вписать в перечень повседневных дел задания для вуза, студенту нужны особые качества тайм-менеджмента, дисциплинированность и сознательность. Также сложно не отвлекаться на «свои» дела. Говоря про устные работы, не стоит исключать, что отсутствие живой коммуникации в ряде случаев замыкает человека, заставляет его ощущать рассказ в пустоту. Аудиторные выступления помогали развивать коммуникативные навыки, как бы их не боялись некоторые студенты. С практическими занятиями тоже не всё гладко. Отсутствие данной формы по многим направлениям профессиональной подготовки (не берём в счёт вузы, где практику нельзя отменить – медицинские, театральные и др.) лишает главного звена обучения – практики.

Весь мир в одном устройстве

Университет перемещается в онлайн и помещается на любом устройстве с интернет-связью, а это значит всё собрано в одном месте. Можно сидеть на занятиях из любой точки мира при наличии нормальной связи. Не обязательно жить в городе, где находится ваш вуз или проживать в общежитии. Однако, увеличивается время, проводимое за ноутбуком или телефоном. Помимо лекционных и практических занятий, длительность которых в среднем больше часа, студенту также необходимо выполнить самостоятельные задания, в электронной среде. Безусловно, это негативно сказывается на физическом здоровье и психологическом самочувствии. Существует еще одна, явная проблема - отсутствие качественной интернет-связи по всей стране. Это значительно затрудняет процесс обучения (отсюда возможная «рваность» получения информации), либо вообще лишает возможности подключится к занятиям.

Коммуникации
Самое родное место для человека – это дом. Общение с близкими поможет и подбодрит как в учёбе, так и в жизни. Нахождение дома сближает с домочадцами или же позволяет освободить время для общения, даже если они вдали. Вместе тем, напомним, что университет – агент социализации. Важно посещать именно очные занятия, так как молодежи нужно общение, объединяющие мероприятия, ощущение причастности к какой-либо социальной группе. Недостаток живого общения, конечно, несет психологические последствия. Климат в семье – такой же важный фактор. Дело в том, что каждый из нас обладает определенным уровнем терпимости и возбудимости. Кто-то спокойно может работать в шумной обстановке, абстрагируясь от окружающего мира, а кому-то нужны абсолютная тишина и уединение. Родные и близкие люди в этом случае не всегда готовы принимать факт обучения дома, что сильно влияет на психо-эмоциональное состояние студентов, живущих с кем-то под одной крышей.

О преподавании
Среди профессоров значительная часть в возрасте 65+ , поэтому дистанционка – прекрасная возможность сохранить свою работу. В то же время, значительно затрудняется преподавательская работа. Отсутствие живого контакта со студенческой аудиторией, переключение на совершенно иной тип деятельности и освоение новых технологий, дополнительная нагрузка с виде электронной отчётности,- то, с чем столкнулись преподаватели. Первое из перечисленного - это самая важная часть в вузовском преподавании. Интенсивность общения с преподавателями и обратная связь из-за перехода к дистанционному формату заметно снизились, отсюда происходит усложнение вопросно-ответной формы «познания», что значительно замедляет процесс обучения. Таким образом, в дистанционном формате изучаемый студентами материал сложнее усваивается.

За что платим?
Сегодня почти все программы и платформы для образования - бесплатные, либо пользование ими оплачивает сам университет. При этом стоимость дистанционного образования равна прежнему очному. Разница между оплатой очного и дистанционного образования в перечне предоставляемых услуг. Дистанционка явно требует меньше средств и затрат, поэтому странно и глупо платить ту же сумму, как за очное образование. 

Кристина Хачатрян 

Оставить комментарий