Динамика потребностей

Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потребности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности. Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Следовательно, реальный потенциал (сила воздействия) потребности есть функция от степени ее удовлетворения. Сила воздействия потребности, ее интенсивность, кроме того, зависят от занимаемого ею места в общей иерархии. Физиологические потребности независимо от степени воздействия их удовлетворения обладают большей силой воздействия, чем, например, эгоистические, занимающие четвертую ступеньку. По мере продвижения вверх сила воздействия скорее убывает, нежели возрастает. Действительно, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться величием классической музыки. Только одиночки способны на такие подвиги. Голод чаще о себе заявляет, чем, скажем, потребность в общении. Сколько вы можете пробыть без еды, не испытывая дискомфорта? А без общения с другими людьми?

Оказывается, потребности не предзаложены в человеке от века, а возникают и исчезают, формируются и деформируются. Потребности можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе располагаются стихийные потребности (физиологические),

мало поддающиеся сознательному регулированию, а на другом — искусственные, созданные благодаря социальной среде (духовные). Они поддаются контролю со стороны сознания. Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие — в неодинаковой. Образованные и необразованные испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намерение выдвинуться, сделать карьеру) потребности. Правда, причиной тому служат не только социальные факторы, но и психологические особенности индивида, например любовь к уединению. В общем и целом высшие потребности сильнее дифференцируют людей, различают друг от друга, нежели низшие.


И еще одна особенность, важная для объяснения человеческой личности: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Можно выразиться еще определеннее: там, где начинаются высшие потребности, там, собственно говоря, начинается личность. С другой стороны, чем выше уровень иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование потребностей. Это и понятно, ведь потребности расположены от неконтролируемых вверх к контролируемым. В результате возникает двунаправленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их содержание.

Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Современная молодежь, имеющая более высокий уровень образования, чаще разочаровывается в труде, если ей предоставляют путаную, однообразную работу. Ведь чем выше образование, тем выше притязания. И как следствие — более затяжной период выбора профессии по своему характеру, складу ума, запросам. Все чаще молодые люди связывают с выбором профессии выбор фундаментальных ценностей, ищут в ней ответ на главные вопросы жизни.

Все потребности функционируют циклически. Например, в начале своей карьеры человек довольствуется малым: невысоким заработком, равным статусом с другими, однако по мере служебного роста претензии возрастают.

Маслоу утверждал, что когда потребности удовлетворяются, они перестают служить побудительным мотивом. Однако при этом низшие и высшие потребности ведут себя по-разному. Когда низшие удовлетворены, их значение падает, и они уступают дорогу высшим. А когда удовлетворены высшие, то у человека еще больше разгорается аппетит, и он стремится удовлетворить их еще раз и в большем объеме. Чем выше мы поднимаемся по иерархии потребностей, тем ненасытнее они становятся.

Вот пример: у себя на заводе хозяин платит рабочим больше, чем в среднем по отрасли. Работодатель считает, что осчастливил служащих и им больше ничего не надо в жизни. Но в один прекрасный момент он наталкивается на глухое сопротивление и искренне недоумевает. Хотя ему надо бы знать, что, когда индивид получил высокий заработок и удовлетворил низшие потребности, у него автоматически актуализируются высшие. И к их удовлетворению он подходит даже более щепетильно. Что нужно делать в подобных ситуациях? Не замыкаться на одном уровне потребностей, а предлагать служащим компании широкий спектр услуг, удовлетворяющих различные потребности, — от центров реабилитации, комнат отдыха, внерабочего общения в группах до эффективных систем страхования и пенсионного обеспечения или конкурсного признания творческих достижений.

Главное из того, что Маслоу обнаружил в области психологии, он обнаружил, изучая самого себя. Из его произведений видно, что он изучал себя; он был способен, как мы говорим, быть объективным в отношении самого себя.
Генри Гейгер

В концепции Маслоу существуют исключения. Согласно Маслоу, когда потребности более низкого уровня удовлетворены, потребности более высокого порядка становятся важнее. В действительности модель потребностей Маслоу скорее учитывает категорию людей с низкими доходами, а не общество в целом, так как их основные потребности в пище и жилье слабо удовлетворены. У среднего класса, профессионалов и менеджеров порядок и значимость потребностей могут быть иными и напоминать скорее ромб. Для среднего класса актуальны потребности второго, третьего и четвертого уровней, но не актуальны первого и четвертого. Таково первое исключение, она дает нам модифицированную модель Маслоу для среднего класса.

Второе исключение касается класса богатых, куда входят топ-менеджеры и капиталисты. Получая высокие доходы, они давно удовлетворили низшие потребности, а актуальность средних для них невелика потому, что они работают индивидуально, а не в команде, над ними нет начальников, расположения которых необходимо добиваться, и т. п. Зато очень сильна потребность в самовыражении. И это не случайно: бизнес — продолжение их творческого «Я».

Работая с моделью Маслоу, ученый должен помнить, что вовсе не обязательно, что люди с равными доходами будут иметь одинаковые потребности. Совокупность человеческих потребностей тоже не обязательно должна оставаться постоянной. Слабость этой теории заключается в том, что нет данных о существовании такой четкой иерархии, а также нет доказательств того, что если какая-то потребность удовлетворена, то это всегда так и останется. Совсем наоборот, существует значительное количество данных, говорящих о том, что на различных стадиях жизни потребности значительно различаются. Например, потребность в надежности может, наверное, увеличиваться во время рождения первого ребенка, затем снова снижаться и вновь расти по мере приближения к выходу на пенсию. Стремление к повышению по службе также различается в зависимости от возраста.

Социализация формирует и деформирует потребности по Маслоу. Низшие потребности формируются независимо от нас, значит, они есть у всех воспитанных и менее воспитанных. Правда, в экстремальных случаях (у брошенных детей, выросших в грязи, не умеющих справлять нужду и т. п.) деформированы или подавлены и низшие потребности. Но это крайний случай. Социализация окультуривает и низшие потребности. Ведь даже потребность в безопасности физиологична, ибо это потребность в сохранении жизни, которая есть и у животных. Высшие потребности развиты у разных людей по-разному.

Ключевые слова: Потребности
Источник: Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Материалы по теме
Теория потребностей Герцберга
...
Связь между мотивами, потребностями и эмоциями
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Методика «Потребность в общении» Ю. М. Орлова
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Потребности как движущий мотив потребительского поведения
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Понятия мотивации, потребности, мотива
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Потребность, мотив, ценность и фрустрация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Характеристика потребностей человека
Сербиновский Б.Ю., Управление персоналом
Иерархия потребностей
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Оставить комментарий