Динамика культуры

Культурная динамика - модификация или изменения культуры во времени и пространстве.

Среди разных научных школ в объяснении того, как и почему меняется культура, имеются существенные отличия.

Научные школы, отдающие приоритет материальным факторам в развитии общества считают, что изменения в культуре происходят в зависимости от роста производительных сил, внедрения новых технологий, изменений в социальных отношениях. В соответствии с ними выделяют основные периоды линейного развития мировой истории:
- первобытный,
- рабовладельческий,
- феодальный,
- буржуазный,
- социалистический.

Смена характера производства (по марксизму) ведет за собой изменения общественного строя, в том числе и культуры.

Научные школы, отдающие приоритет духовным ценностям в развитии общества. Изучение культуры в XX в. принесло огромное количество концепций нелинейного общественного развития. Широкое распространение получили схемы культурного плюрализма, основанные в трудах О. Шпенглера, П. Сорокина, А. Тойнби. Последователи этих концепций полагают, что изменения могут осуществляться в самых разных последовательностях: круговорот, спираль, челночные броски, непроизвольное хаотическое движение.

Выделяют следующие типы культурных изменений.
1. Историческая смена фаз и этапов, связанных со сменой основных типов социальности:
- доиндустриальный,
- индустриальный,
- постиндустриальный.
2. Смена духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций, территориальной перемены центров культурной деятельности:
- романский,
- готический,
- ренессансный,
- барокко,
- рококо,
- неоклассицизм,
- романтизм,
- реализм,
- модернизм,
- постмодернизм.
3. Обогащение и дифференциация культуры, формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний.
4. Состояние длительной неизменности, повторяемости норм, ценностей, знаний, ограничение нововведений, приверженность неизменным традициям - культурный застой.
5. Ослабление дифференциации или устранение элементов культуры, упадок и деградация.
6. Кризис культуры как проявление несоответствия разных частей социокультурной системы.
7. Циклические или волнообразные изменения - движение общества по сходным циклам бытия, повторяющие себя на протяжении многих поколений.
8. Преобразование как радикальное изменение культуры при сохранении прежнего достояния.

Источники и факторы культурной динамики:
1. Инновация - выработка новых идей, образов, принципов действия, целью которой является формирование нового типа мышления, новых норм и ценностей, изменение всей культуры в целом. Авторы и носители новшеств - деятели культуры, ученые, представители власти и др., а также целые группы. Нововведения должны соответствовать социокультурной среде.
2. Наследование - подразумевает обращение к культурному наследию, т. е. к тем достижениям, которые, несмотря на древности происхождения, сохраняют способность перехода к новым поколениям и в новые эпохи. В культурное наследие входят все ценности и нормы.
3. Диффузия - распространение культуры из одного центра в другой. Диффузия - распространение культуры по горизонтали (в отличие от традиций) - в социальном и географическом пространстве, где основными средствами выступают завоевания, колонизация, торговля и миграция, добровольное подражание и т. д.
Факторы, влияющие на культурную диффузию:
- степень интенсивности контактов,
- условия контакта,
- состояние общества (его готовность принять нововведения).
4. Синтез - взаимодействие и соединение двух разнородных элементов, в результате которого возникает новое культурное явление, стиль, направление, отличающееся от составляющих его компонентов.

«Кризис культуры». Кризис - обязательный и закономерный этап в развитии каждой культуры. Она не может приобрести самоидентичности без преодоления возникающих в ее русле внутренних коллизий. Следовательно, переломные моменты в развитии культуры не всегда свидетельствуют о процессах распада и гибели. В этом смысле кризис стоит понимать как тяжелое переходное состояние.

Сущность кризиса составляет переоценка и перекомпоновка слагаемых духовно-смыслового ядра культуры. В результате кризис способен парализовать культурную динамику. Это может привести к краху культуры в ее прежнем виде. Но нередко кризис культуры сопряжен с ее самопознанием, с обнаружением ее потенциала. Кризисные процессы в культуре нередко связывают с поиском ее адекватного раскрытия, самоистолкования.

Культура находится в стадии процветания, когда она имеет внутренние устойчивые представления о самой себе. Кризис свидетельствует о распаде постоянного ядра, об утрате самотождественности. Культура перестает понимать, что она собой представляет. Возникает тоска по прочному архетипу, рождается тревожное, смятенное сознание. Постепенно вырабатывается новый образ культуры.

Тема кризиса неразрывно связана с представлением о внутреннем богатстве культуры. Процветание культуры - это выражение ее самодостаточности, сцепленности и соразмерности ее различных компонентов. Ощущение кризиса рождается в результате рассогласования изначального единства культуры.

Кризисы в культуре не являются случайным наказанием, эпизодом в ее судьбе. В мире культуры такого рода процессы сопровождают всю историю. Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме. В ее развитии наступают сложности. Они могут, по мнению О. Шпенглера, свидетельствовать об истечении времени данной культуры. В таком случае, никакого перерождения культуры быть не может. Кризис -это сигнал к окончательной гибели культуры.

Однако, существует и другой взгляд. Кризис племенной культуры породил осевое время человечества - всплеск человеческого духа. В недрах язычества вызрела христианская культура. Закат античности выявил новое в европейской культуре. Современный кризис есть предвестие новой культурной парадигмы. Основными ценностями новой культуры должен стать культ всего естественного, единства с природой, космосом в целом, отказ от власти техники, всевластия науки и рационализма.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.