Динамика формирования межличностных отношений в группах

Новая группа формируется при появлении конкретной социальной потребности (в новом виде деятельности, формах досуга, передачи социального опыта). Условно можно выделить несколько этапов формирования социальных групп.

Начальным этапом является осознание этой потребности одним человеком или несколькими людьми и создание ядра будущей группы, а также происходит увязка потребностей: общественных с личными. Социальная направленность группы во многом зависит от того, кто и как это сделает.

Следующий этап - ассоциация (объединение) тех, для кого цели, способы совместных действий, сформулированные ядром, отвечают их внутренним побуждениям, накопленному социальному опыту, ориентациям. В это время вырабатывается «групповая мораль», т.е. общие «правила» поведения и деятельности.

На заключительном этапе проверяются и закрепляются наиболее удачные способы и формы деятельности, ролей членов группы (т.е. функций, выполняемых каждым членом группы) и групповые санкции (т.е. способы наказания нарушителей «групповой морали», которые дестабилизируют сложившееся положение). Как правило, санкции не изменяются и система санкций отражает уровень развития общества: чем более жесткие санкции, тем более тоталитарно общество.

Классификация социальных групп

Существует огромное количество социальных групп: одни группы распадаются, другие возникают. Имея много общих черт в структуре, причинах и динамике формирования, каждая социальная группа имеет свои особенности и отличия от других. Поскольку понятие группы охватывает различные аспекты человеческой деятельности, виды групп можно дифференцировать по различным логическим основаниям.

Одним из оснований для деления является размер группы, согласно которому выделяются большие (дистантные), средние и малые (контактные) группы.

По отношению к большим группам сам термин «группа» весьма условен (в разных источниках дают определения, общее основание в которых - большая группа - это крупное социальное объединение), так как к ним относятся социальные слои, нации, этнические группы и т.п., особенностями которых являются:

  • структурная сложность группы, в которую входят различные элементы (средних и малых групп), следовательно несколько лидеров;
  • управление группой носит пространственный характер;
  • члены группы могут не знать друг друга;
  • посредником между членами группы в установлении контактов являются средства массовой информации (СМИ): радио, телевидение, печать, видео- и звукозапись;
  • групповая мораль носит рекомендательный характер.

Кроме того, в больших социальных группах существуют специфические регуляторы поведения: нравы, обычаи, религия и т.д. Их существование обусловлено наличием специфической общественноисторической практики, с которой связана данная группа, а также относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики, обусловливающие образ жизни данной группы. Важную роль в существовании больших социальных групп играют религиозные верования (религиозные общества), а также язык (этнические группы). В качестве заменителя языка для некоторых возрастных (молодежных) и сословных групп, а также асоциальных групп выступает жаргон, служащий для общения только внутри группы.

Системы больших групп, взаимодействующих в решении тактических социальных целей, образуют сверхбольшие сообщества - сословия, классы, отрасли промышленности, политические движения и т.п., то есть образуют человеческое общество - макроструктуру, в которую посредством участия в жизни групп включен каждый человек.

К средним группам можно отнести коллектив Российского университета транспорта, коллектив института. Эти группы характеризуются следующими особенностями:

  • региональным (территориальным) единством членов группы;
  • однородностью составляющих группу элементов;
  • возможностью непосредственного общения большинства членов группы;
  • управляющий центр находится внутри группы, но иногда может быть и внешнее руководство.

Малая группа - это совокупность людей, совместно выполняющих определенную целенаправленную деятельность и имеющих непосредственные контакты в соответствии с характером решаемых задач.

Общение и взаимодействие людей в разных видах деятельности осуществляется преимущественно именно в малых группах, где возможны непосредственные контакты в решении деловых, бытовых, специальных профессиональных вопросов.

К особенностям малых групп относятся:

  • наличие плотных межличностных связей между всеми членами группы;
  •  наличие одного устойчивого лидера, на котором замыкаются информационные потоки;
  • основой формирования, как правило, являются межличностные отношения;
  • по поводу количественных характеристик малых групп до сих пор не прекращаются споры: «нижним» пределом считается «триада» (три человека), при меньшем количестве образуется «диада» или «бинарная» группа со своими особыми законами функционирования.

По поводу «верхнего» предела достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основании открытия Миллером «магического числа» 7+2, которое было открыто при исследовании объема оперативной памяти и означало количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти. Но впоследствии аргументы в пользу магического числа применительно к малым группам экспериментально не подтвердились. Если обратиться к практике исследования, то там находим самые произвольные числа, определяющие верхний предел: 10, 15, 20 и даже 40 человек, при большем количестве она распадается (т.к. в ней выделяются несколько лидеров). Итак, за малую группу принимается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер получается эмпирически: например, при исследовании семьи как малой группы на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек.

Длительность существования малой группы может быть различной. Так, группа может быть создана для выполнения какого-либо конкретного задания и существует лишь на протяжении его выполнения. Но она может быть и относительно постоянной. Одним из факторов, влияющих на эффективность деятельности малой группы, является ее величина. Но практика показывает, что эффективность зависит и от того, как она организована. В зависимости от конкретных задач возможны различные варианты функциональной организации группы: «цепочка», «звезда», «круг», «сеть».

Группа организуется по принципу «цепочки» в том случае, когда задача решается путем последовательного выполнения ряда операций, и каждая операция поручается отдельному работнику.

Если операции выполняются сотрудниками параллельно и независимо друг от друга, а их планирование и координация осуществляется каким-то определенным лицом, то функциональная структура группы представляет собой «звезду». Если процесс организован циклически, т.е. так, что составляющие операции последовательно выполняются разными сотрудниками, но при этом завершающая операция одного цикла является начальной для другого цикла, то функциональная структура группы образует «круг».

В том случае, когда по ходу работы все члены группы связаны друг с другом, ее функциональная структура образует «сеть» (полную или неполную).

В системах управления малая группа выступает как коллективный субъект деятельности, ведущую роль в котором играют информационные связи между членами группы, определяемые ее функциональной организацией.

Малые группы следует рассматривать также как и микросистемы, которые в свою очередь выступают как микрокосмы более крупных социальных объединений. Поэтому изучение малых групп - источник эффективных умозаключений о социальных системах вообще.

Существует также проблема межгрупповых отношений, взаимодействия малых групп, на основе которого возникают средние и большие группы.

По критерию организованности группы можно разделить на:

формальные    (официальные),    которые формируются по воле других социальных вышестоящих групп (организаций) в соответствии с потребностями общества, задачами организации труда, подготовки кадров и т.п. Признаками формальной группы являются:

  1. Юридически фиксированный статус.
  2. Нормативно закрепленная структура и предписанный алгоритм деятельности (например, на основании уставов, инструкций т.п.).
  3. Наличие назначенного сверху или избранного руководителя, обладающего правовой властью (контроль, отчетность, поощрения, наказания и т.п.).

•    полуформальные группы, в которых деятельность каждого участника также регламентирована документально, но выполнение требований документов (так же, как и само участие в группе) происходит на добровольной основе: это все общественные организации;
•    неформальные группы сверху никем не организовываются, возникают спонтанно на основе появляющихся между людьми симпатий и антипатий, сходных интересов, дружбы, взаимопомощи и т.д. Неформальные группы могут складываться как внутри формальных групп (на основе общей профессиональной направленности), так и выступать как изолированные сообщества вне совместной профессиональной направленности (на основе общих интересов -спортивных, игровых, дружеских).

Общими признаками неформальных групп являются:

  1. Внутренние психологические стимулы их формирования на основе межличностных отношений.
  2. Отсутствие официальных нормативных предписаний,    алгоритмов    деятельности, распоряжений о распределении ролей.
  3. Наличие лидера, т.е. лица, выбираемого самой группой на основе высокой компетентности в соответствующем виде деятельности и личностной привлекательности для всех членов группы.

По другому критерию - время существования групп выделяются:

  •  постоянные    группы    (например, производственные коллективы);
  •  временные (учебная группа);
  • эпизодические (случайные) группы: на транспорте, в местах отдыха и т.п.

Время существования группы связано с воздействием на человека: как правило, в эпизодической группе человек более «раскован». Здесь наблюдается «феномен попутчика», когда мы можем рассказать самое сокровенное случайному человеку, зная, что больше никогда не встретимся.

Одним из оснований выделения групп является степень влияния группы на поведение человека (значимость конкретной группы для личности):

  • референтная (эталонная) (от лат. referre -сообщать) группа, т.е. реальная или вымышленная группа, члены которой являются образцом поведения для конкретной личности, т.е. на нормы и ценности которой индивид ориентируется в своем поведении. Индивид может считать референтной свою группу, в которую он реально включен. Он может считать эталонной какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать. Референтная группа может быть условной, воображаемой.

Референтная группа может выполнять две основные функции: нормативную и сравнительную.

  • Нормативная функция референтной группы состоит в том, что она может выступать как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций личности, т.е. влиять на формирование мотивационных установок человека.
  • Сравнительная функция референтной группы выступает в качестве эталона-образца, с помощью которого индивид может некоторым образом оценить себя и других людей по определенным критериям: уму, таланту, профессиональному мастерству. Эту функцию можно назвать перцептивной, так как она влияет на восприятие индивидом себя и окружающих.

Нормативная и сравнительно перцептивная функции могут быть представлены для индивида как в двух различных, так и водной и той же группе.

Выделяют также «положительные» референтные группы, к которым индивид желал бы принадлежать в силу присущих ему идеалов, и «отрицательные» референтные группы, вызывающие неприятие у индивида (отрицательный образец). Поэтому конформность по отношению к одной референтной группе может сочетаться с негативизмом по отношению к другой.

У каждого человека обычно одновременно имеется несколько референтных групп в соответствии с присущим ему разнообразием интересов и видов деятельности. Трудно переоценить влияние референтной группы на поведение человека - она может стать либо источником антиобщественного поведения (часто это происходит в подростковом возрасте) либо мощным средством перевоспитания человека. Зная референтную группу, можно прогнозировать поведение человека, меняя группу, можно изменить поведение человека; •    группа присутствия (включения) - это малая контактная группа, в которую включен конкретный индивид и которую он всегда оценивает с точки зрения реализации своих возможностей, своих социальных позиций, уровня притязаний, а также дает ему определенную оценку.

Необходимо отметить, что особенностью этих групп является невозможность их совпадения: попадая в группу, которая была для него референтной, человек переориентируется на новые цели, идеалы, эталоны; вспомните пословицу: «Хорошо там, где нас нет». Если у человека нет референтной группы, то ему не к чему стремиться, теряется смысл.

По уровню организации различают группы низкого и высокого уровня развития.

К группам низкого уровня развития относят ассоциации, корпорации, диффузные группы.

  • Ассоциация (от лат.assotiatio - соединение) как социально-психологическое явление, означающее группу, в которой отсутствует объединяющая ее продуктивная деятельность, четкая организация и управление, а ценностные ориентации не осознанны, неустойчивы, ситуативны, межличностные отношения проявляются только в условиях непосредственного группового общения. Такие объединения склонны к текучести, неустойчивости. В зависимости от социальной значимости факторов, которые опосредуют образование таких объединений, выделяют просоциальные объединения (ассоциации), в которые из внешней социальной среды привнесены позитивные нравственные ценности. Просоциальные группы, занятые общественно полезной деятельностью, цели и мораль которых совпадают с целями и моралью общества (производственные, учебные коллективы, общественные и самодеятельные организации) требуют всяческой поддержки. Если эти ценности упрочиваются в процессе совместной трудовой деятельности, решения общественно значимых задач, соответствующей организацией и управлением, то они могут развиваться в сторону образования коллектива. Ассоциации, в которых социальные ориентации имеют негативный характер, образуют асоциальные объединения. Асоциальные группы ориентированы на удовлетворение потребностей своих членов, ставящие эти потребности на первое место, но не вступающие в конфронтацию с основными социальными структурами (спортивные фанаты, хиппи, рокеры). Асоциальные группы требуют особого профилактического внимания, важно не допустить их перерождения в антисоциальные Они иногда приобретают явно антиобщественный характер и образуют антисоциальные группы, действия которых сознательно или неосознанно направлены на подрыв сложившейся в нашем обществе отношений, экономических и политических порядков.
  • Корпорация (от лат. Corporatio - объединение) -это группа, которая характеризуется замкнутостью, авторитарностью управления, противопоставляет себя другим социальным общностям на основе своих узколичностных, корыстных интересов. Межличностные отношения здесь характеризуются асоциальными ценностными ориентациями. Управление корпорацией осуществляется ее лидерами силовыми методами за счет подавления личности других членов сообщества, например в воровской шайке, в религиозных сектах, в мафиозных структурах.
  • Диффузная группа (от лат. Diffusio - различие, рассеивание) - это совокупность людей, в которой отсутствует сплоченность на основе общих ценностных ориентаций и совместной продуктивной деятельности. Такие группы возникают как случайные ситуативные объединения людей: зрители в театре, очередь, пассажиры автобуса и т.п. Аналогом такой группы можно считать случайно подобранных лиц для проведения лабораторного    социально-психологического эксперимента, что характерно для многих зарубежных исследователей малых групп.

К группам высокого уровня развития относят:
•    контактные группы с положительной социальной ориентацией, сплоченностью, общими ценностными ориентациями. К таким группам можно отнести всякую группу, включенную в созидательную общественную полезную деятельность и обладающую четкой внутренней структурой (учебная группа и т.д.);
•    контактные группы высшего уровня организации - коллективы (от лат.cooltectivus - собирательный). В отличие от обычных малых групп для коллектива характерны следующие признаки:

  1. Стоящая перед группой социально значимая цель осознана и принята всеми членами группы, вкладывающими максимум своих способностей в ее достижение и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности.
  2. В коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений между сотрудниками:    доверие,    взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие качества, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость группы.
  3. Коллектив должен возглавлять руководитель-лидер, т.е. лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.

По степени развития групповой морали, ее соответствия общественным нормам выделяются примитивные и развитые группы.

Подробнее остановимся на психологической характеристике примитивной группы, так как по роду своей профессиональной деятельности вам придется часто встречаться именно с этим видом групп.

Итак, примитивная группа - это стихийно складывающееся образование, базирующееся на наиболее низменных побуждениях членов данной группы. Такая группа может сформироваться практически из любой социальной структуры.

Ключевые слова: Группа
Источник: Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 94 с.
Материалы по теме
Структура психологии большой социальной группы
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Группомыслие: феномен «огруппления мышления»
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Группы встреч
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Рационализации на уровне групп, обществ и народов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Групповая дискуссия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Референтные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие малой группы и коллектива
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Оставить комментарий