Детская проституция и сексуальная эксплуатация: феноменология и профилактика

Проституция - римское слово «prostare» -продаваться публично, проституировать, также, как и существительное «prostibulum» - образовалось, следовательно, из слов «продажная девка», «проститутка». [7]

Проституция, как и любое другое социальное явление, имеет свои признаки:

  • неопределенная множественность партнеров;
  • систематичность сексуальных контактов;
  • «публичность», достоверная известность в ремесле;
  • доступность лица, занимающегося проституцией, каждому желающему удовлетворить сексуальную потребность за плату;
  • специфический «образ жизни».

Однако существенными, принципиальными, для проституции остаются два признака:

  1. безличный (отчужденный);
  2. возмездный (платный) характер сексуальных отношений.

Детская проституция и порнография не только не ушли в прошлое,

но приобрели еще большие масштабы в современном обществе. Это обусловливается рядом причин, в частности, либерализацией половой морали, ослаблением социального и правового контроля со стороны государства, а также падением престижа института семьи и материнства в современном обществе. Россия не является исключением, и здесь также происходит изменение отношения к детской сексуальности, снижение возраста сексуального дебюта, автономизация подростковой и юношеской сексуальности от «внешних» форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства, эмансипация сексуальной мотивации от матримониальной системы, наблюдается повышение интереса к эротике, расширяются масштабы секс - индустрии.

Отмечаются сдвиги в сфере сексуальной морали, в частности, связанные с нормализацией гомосексуальности, признанием сексуальных меньшинств, утверждением одной из возможных форм сексуального удовлетворения - виртуального секса, что заметно отражается на современных подростках.

Поведение детей, занимающихся проституцией, принципиально отличается от поведения взрослых проституток. К числу наиболее характерных отличий можно отнести:

  1. Неосознанность совершаемых поступков. В отличие от взрослых проституток, осознанно и целенаправленно ведущих антисоциальный образ жизни для получения дохода, у детей в качестве основных мотивов занятия проституцией выступают такие, как стремление к самоутверждению, любопытство, желание выглядеть взрослыми.
  2. Получение оплаты за свой труд в различных формах. Если взрослые проститутки вознаграждение за свой труд получают, как правило, исключительно в денежном выражении, с детьми часто рассчитываются вещами, косметикой, спиртными напитками, ужином в ресторане, сигаретами и пр.
  3. Продажа своего тела в любом месте по желанию полового партнера. В то время как взрослые проститутки обычно имеют для предоставления сексуальных услуг определенные условия.
  4. Принятие ребенком при оказании сексуальных услуг больших доз алкоголя или наркотических веществ.
  5. Занятие проституцией с вынужденным перерывом, так как время от времени дети попадают, например, в приемники - распределители, приюты, либо принудительно возвращаются к родителям.
  6. Запугивание, шантажирование подростка возможным обнародованием занятия проституцией перед значимой группой сверстников, родителями или школьным коллективом в случае отказа заниматься этим видом деятельности.
  7. Правовой нигилизм подростков, заключающийся в том, что в число друзей подростка, как правило, входят криминальные элементы: фарцовщики, валютчики, наркоманы, сутенеры, но никого из них они не считают преступниками и не связывают себя с преступным миром. [8]

К проблеме выявления причин детской проституции обращаются как отечественные, так и зарубежные ученые: медики, психологи, социологи и др.

Анализируя отечественный и зарубежный опыт, выделяют основные причины детской проституции. Их можно разделить на три группы: генетические, или их еще называют физиологические, социальные и психологические.

Генетические теории рассматривают влияние наследственных факторов, приводящих детей к занятию проституцией. Биофизиологические теории связывают выбор «профессии проститутки» с определенным морфоконституциональным типом человека. (В.Тарновского, В.Окорокова и др.) [5]

Психологические теории дают различное объяснение природы проституции, прежде всего детской. Теории личностных черт подчеркивают наличие у индивида определенных качеств, приводящих его к такого рода общественному поведению, а именно зависимость; трудности в отношениях со сверстниками; отсутствие стремления к образованию.

Мотивационно-потребностные теории считают, что занятие проституцией является второстепенной потребностью, на первое же место выдвигается удовлетворение потребностей в деньгах, а также в реализации сексуальных желаний.

Трансактный анализ рассматривает занятие проституцией как одну из «игр», которая способствует достижению индивидом своих, как правило, деструктивных целей. Эти цели закладываются родителями в раннем возрасте в форме жизненного сценария личности, в результате чего вырабатывается определенный тип сценарного поведения, изменить которое бывает практически невозможно. [6]

Социальные теории изучают проблему на макроуровне (взаимосвязь с социальной политикой государства, культурными и этническими нормами общества, экономическими условиями) и на мезоуровне (взаимоотношения ребенка с различными социальными группами). [3].

Среди преступлений, связанных с сексуальной эксплуатацией детей, выделяют следующие:

  • детская порнография;
  • вовлечение малолетних детей в половые отношения;
  • детский секс туризм;
  • детская проституция.

Причины детской проституции на мезоуровне:

  1. неблагополучие семьи;
  2. отсутствие семьи, отсутствие кого-либо из родителей, наличие в семье отчима или мачехи;
  3. раннее приобщение детей к спиртным напиткам, сексуальные притязания со стороны взрослых;
  4. желание стать материально независимыми от семьи;
  5. сексуальная активность подростка, лишенного материальной и семейной поддержки;
  6. недостаточная информированность подростка о половых отношениях (толчок может быть от извращенной информации о сексуальных отношениях в интернете, видео, случайного собственного опыта, недостаточность знания о контрацепции, венерических заболеваниях);
  7. бесконтрольность и безразличие администрации образовательных учреждений к внешкольным занятиям детей. [8]

Выделяют следующие этапы превращения нормального сексуального поведения ребенка в девиантное:

  • ребенок приобретает статус человека низшего ранга с искаженными моральными и нравственными нормами;
  • ребенком постигаются определенные сексуальные знания и умения как теоретического, так и практического характера;
  • в сознании подростка складывается убеждение, что естественных половых отношений по любви между мужчиной и женщиной не существует;
  • подростком закрепляется осознание негативного отношения общества к занятию проституцией, вследствие чего он ощущает себя человеком второго сорта.

Следует отметить, что в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения.

Иногда систематизируются типовые обстоятельства совершения насильственных действий (например, изнасилование во время свиданий).

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

  • со стороны мужа по отношению к жене;
  • со стороны жены по отношению к мужу;
  • со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
  • со стороны старших детей по отношению к младшим;
  • со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
  • со стороны одних членов семьи по отношению к другим. [7]

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Сексуальное насилие - одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное. В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие [1].

Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В России, как и в большинстве других стран, насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл.

Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения [1].

Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или, которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. [2].

Виды сексуального насилия:

  1. инцест;
  2. сексуальное соблазнение;
  3. сексуальное нападение;
  4. изнасилование;
  5. эксплуатация ребенка для порнографии и проституции;
  6. приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.

Выделяют более 30 признаков - индикаторов. К ним относятся:

  1. Физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).
  2. Поведенческие проявления (в соответствии с возрастом).

Таблица 5.8 - Поведенческие индикаторы сексуального насилия в отношении ребенка




Типы сексуального насилия в семье.

1.Отец - дочь.

  • Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина.
  • Агрессивно - доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса.
  • Жена доминирует - муж подавляет. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.
  • В инцестных семьях мать, как правило, не получала в детстве достаточно тепла и заботы от своих родителей. Она оказывается не способной дать достаточно тепла и любви мужу и дочери, что, при определенных условиях, может привести к сексуализированным отношениям отца и дочери.

2.    Отец - сын.

  • Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом.
  • Отец не уверен в своей сексуальной ориентации.
  • Отец был жертвой инцеста в детстве.

3.    Мать - сын.

  • связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. [8] Этому препятствуют:
  • социально-ролевой барьер, стереотипный сексуальный агрессор -это мужчина;
  • психологический барьер, материнский инстинкт глубже отцовского.

Для определения причин появления субъектов общества, склонных к насилию, необходимо рассмотреть их семейное окружение и условия родительского воспитания.

Особенности семейного воспитания обидчиков: [10]

  1. Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. У таких детей нарушено чувство привязанности к своей семье.
  2. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам.
  3. Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки.
  4. Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.
Темы: Насилие, Семья, Дети
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Консультация семейного и детского психолога
...
Ошибки родителей в воспитании детей
Целуйко В.М., Вы и ваши дети
Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье
Смирнова Т.П., Психологическая коррекция агрессивного поведения детей
Основные факторы семейных затруднений, типы неблагополучных семей
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Социально-педагогический мониторинг детского неблагополучия
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Особенности оказания психологической помощи детям, пострадавшим от насилия
Попова Р.Р., Психологическая помощь
Причины насилия в семье, его виды
Профилактика семейного насилия : рекомендации психолога / В. В. Козырева, С. Н. Савинков...
Факторы риска и симптомы жестокого обращения с детьми
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Оставить комментарий