Деньги и психология управления

Деньги - это условие функционирования экономики. В эпоху капитализации экономических отношений российского общества интерес к проблеме сущности денег резко возрос. Деньги стимулируют экономический и социальный прогресс.

Работы К. Маркса, Г. Зиммеля, М. Вебера, П. Сорокина, К. Поланьи, Т. Парсонса заложили основы понимания денег как социального феномена и института. К. Маркс видел в деньгах общественную связь, исторически развивающуюся в форме отчуждения человека. Г. Зиммель рассматривал деньги как «чистое взаимодействие» и результат объективации, считая главным их субъективную ценность, а современную культуру - следствием господства денег. В противоположность ему М. Вебер полагал, что отношение к деньгам определяют ценности общества. П. Сорокин и Т. Парсонс выделяли инструментальную значимость денег как проводника с особыми символическими свойствами.

Деньги оказывают весомое влияние на формирование установок человека, выбор профессии, моделей потребления. Детерминирующим условием выступает их соотношение с другими ценностями, нормами, стереотипами, компетентностью субъектов и т. д.

В исследовании Р. Линна было обнаружено на примере 43 стран, что степень ценности денег для жителей страны тесно связана с показателями ее экономического роста, т. е. важность денег в жизни людей стимулирует их экономическую активность и экономический прогресс страны. Было обнаружено также, что когда деньги в достатке, люди начинают воспринимать их как меньшую ценность.

В другом исследовании, выполненном Дж. Хичкоком и двумя Р. Манро, сравнивался средний доход на душу населения в 84 странах и средний размер денежных знаков в стране. Статистически надежный результат корреляционного анализа состоял в том, что в странах с наименьшим доходом купюры и монеты были большего размера, в чем, видимо, проявлялся компенсаторный механизм на уровне страны, направленный на преодоление комплекса неполноценности. (Комплекс неполноценности - переживание собственной недостаточности, которое, будучи неприятным, вытесняется в бессознательное и компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов - реальных и мнимых). Содержательный признак -отсутствие богатства - компенсировался формальным признаком (мнимым успехом) - величиной купюры.

Феномен денег исследовался в таких психологических теориях, как психоанализ, бихевиоризм, теория развития Ж. Пиаже, в работах когнитивистской ориентации. Психоаналитическая теория денег З. Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение. Из анально сдержанного ребенка (получающего удовольствие от задержки дефекации) вырастает бережливый взрослый, а из анально несдержанного (получающего удовольствие от процесса дефекации) вырастает транжира.

Бихевиористские теории касались того, как деньги становятся условным подкреплением. Прежде всего, это исследования на животных и эксперименты на людях в клинике. Крысы и приматы довольно быстро научались реагировать на фишки или другие поощрительные стимулы, которые можно было обменять на любую еду, и которые, таким образом, моделировали функции денег. Сходство в поведении животных и человека, работающего за деньги, позволило Б. Скиннеру утверждать, что деньги - это лишь обобщенное условное подкрепление, связанное с множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления.

В рамках двух других упомянутых подходов предпринимались попытки поиска более частных закономерностей и механизмов отражения денег: так, когнитивисты стремились выявить мыслительные механизмы денежного поведения, а девелопменталисты (девелопментализм - теория развития) делали акцент на стадиях развития восприятия денег и отношения к ним.

Особое значение приобретает система ценностей, преобладающая в обществе в период становления личности.

Деньги выполняют следующие функции в обществе.

Общие функции:

  • Историко-культурологическая, отражающая национальную идентификацию. Однако в условиях глобализации происходит стирание национальных особенностей.
  • Статусная функция. Она отражает влияние денег на социальный статус личности как интегративный показатель положения человека в обществе. Деньги всегда в значительной мере определяли положение человека и его социальные возможности.
  • Социально-стратификационная функция отражает влияние денег на неуклонную социальную дифференциацию общества по уровню доходов и качеству жизни, что ведет к социальной поляризации на бедных и богатых. Это явление получило определение «социального разлома».
  • Регулятивно-поведенческая функция регулирует социальные и межличностные отношения между людьми в зависимости от уровня их обеспеченности и обусловливает выбор личностью модели экономического поведения.
  • Конфликтогенная функция. Суть ее в том, что деньги выступают основой возникновения социальной напряженности и конфликтной ситуации в обществе, которые могут достигать масштабов социального конфликта.

6. Нравственная функция денег - весьма противоречива. Деньги, с одной стороны, разжигают низменные чувства людей: жадность, алчность, корысть, стремление к наживе и обогащению любой ценой, вплоть до преступлений, и ведут, как правило, к коррупции и к масштабной криминализации общества. С другой стороны, деньги служат стимулом экономической свободы и экономической активности, трудового поведения человека, основой его морально-психологического комфорта и уверенности в себе. В зависимости от морально-нравственных принципов, которыми руководствуется человек при определении базовых жизненных ценностей, можно выделить и разные нравственные типы личности.

Прикладные функции:

  • Функция поддержания стабильности экономической и социальной структуры общества. Деньги «ответственны» за процессы социальной стратификации, приобретающие в конкретных обществах форму социальной поляризации либо форму открытых социальных структур, общества «равных возможностей». Деньги способны разрушить личность и систему там, где они не имеют шансов полноценно реализовать как экономические, так и социальные функции.
  • Функция универсализации отчуждения. Деньги как атрибут рыночного общества участвуют в экспансии вещного мира. Это рождает, как писал Э. Фромм, тенденцию преобладания пластичного и поверхностного мышления: в мире идей - многообразного, но неглубокого знания; в сфере формирования личности -«рыночного» характера; на общественном уровне - фрагментарного общения. Из повседневной жизни вытесняются морально-практические элементы, усиливается монетаризация. Базовая характеристика современности проистекает из того, что люди не могут иметь связей, в которых не присутствовали бы деньги.
  • Функция денег как средства достижения различных целей, инструмент прагматического решения социальных задач. Деньги занимают в иерархии средств достижения целей доминирующую роль: поле связанных и оцененных деньгами объектов растет, а сами деньги теряют свою специфику, становясь орудием чего угодно. Внутренняя противоречивость денег заключается в том, что, являясь абсолютным средством обмена, они становятся абсолютной целью для людей, а все другие цели становятся их средствами. Деньги сводят все шкалы ценностей к шкале денежной стоимости.
  • Функция социализации личности, развития способностей и самореализации человека. Деньги наполняют материальной силой волю человека и одновременно создают общественный механизм ее реализации, но они индифферентны к тому, на что эта воля направлена. При этом деньги как средство реализации воли не пассивны - они творят или разрушают самого человека, влияют на расстановку приоритетов и духовное ориентирование личности. По У. Джеймсу, личность в широком смысле - это «Я» плюс капитал и наличность, изменение которых неизбежно приводит к трансформации «Я» и формированию «денежного поведения».
  • Функция сравнения и оценки места индивида, социальной общности в социальной структуре. Деньги обеспечивают одну из основных свобод человека - право на неравенство. Деньги выступают в роли индикатора положения человека среди других людей.

6. Функция средства массовой информации, агитации и пропаганды. С одной стороны, данный аспект касается оформления денег. С другой стороны, деньги выступают одним из символов страны, часто более известным, чем флаг и гимн, как внутри государства, так и за его пределами.

7. Функция формирования денежной культуры. Данная функция может рассматриваться как итоговая, обобщающая «работу» всех функций денег.
Иными словами, деньги служат для формирования следующих социальных процессов:

  • Интеграция общества. Практически единственная реальная социально-интегрирующая сила заключена в процессах обмена и деньгах как их средстве. Деньги оказываются основой общества и его сутью, превращая массу разобщенных индивидов в социальное целое.
  • Опосредование взаимодействия человека и предметного мира. В «рыночных» обществах деньги устанавливают связь человека с предметным миром, минуя его социокультурную идентичность. Мир, связи в котором опосредованы деньгами, гораздо обширнее и разнообразнее мира, основанного на естественных, межличностных или идеологических связях. Традиционная общность потребляет лишь то, что производится внутри нее; с введением рыночных отношений люди получают доступ ко всему, что можно купить за деньги, - к товарам и продуктам, информации и услугам.
  • Универсальное средство коммуникации. Язык денег понятен всем и везде, подобно музыке и математике, они не нуждаются в переводчиках и посредниках.
  • Социальное уравнивание людей. Деньги в силу своей абстрактности и универсальности обладают способностью уравнивать людей. Благодаря деньгам происходит личное освобождение индивида от массы социальных, моральных, идеологических связей, упрощается путь к удовлетворению любых желаний и потребностей. На этом основании Г. Зиммель придает деньгам значение эмансипирующей силы.
  • Интеграция человека в общество. Деньги обладают способностью связывать людей друг с другом. Незнакомые и не имеющие ничего общего между собой люди могут вступать в контакт посредством денег - взаимно полезный и необходимый: из этого, собственно, и состоит вся жизнь в современном обществе. Каждый, имеющий деньги, может найти в нем свое место, а нищета страшна не просто предельной скудостью существования, но и тем, что мгновенно превращает человека в изгоя, стоящего вне общества. Деньги создают, таким образом, предпосылки для интеграции индивида в общество. Этим свойством денег объясняется, в частности, давно известный социологам феномен предпринимательской активности этнических и религиозных меньшинств.
  • Формирование идентичности человека. Обладание деньгами является пропуском в эзотерический круг посвященных, противостоящий всем остальным сообществам, включая национальное и религиозное большинство. Оказываясь способом самоидентификации, деньги определяют и свойства личности. Люди, ориентирующиеся в своей жизни на деньги, сами начинают приобретать свойства, присущие деньгам: безразличие к культурным и социальным особенностям среды и высокую мобильность; они везде чувствуют себя «дома», не знают границ и преград, быстро перемещаясь туда, где ожидается большая прибыль. Поскольку деньги прирастают в процессе оборота, то его ускорение требует от человека способности увеличить интенсивность жизни, «сжать» время, производя за единицу его большее количество операций.
  • Расширение социальных связей. Развитие дальних социальных связей идет в ущерб ближним. Современный человек чаще расположен устанавливать контакты с максимально удаленными субъектами, ограждая себя от риска чрезмерной близости и оставляя за собой возможность прервать отношения в любой момент. Именно в сфере дальних отношений и расцветает денежная рациональность: не связанный устойчивыми моральными и психологическими обязательствами и эмоциями человек свободен приобретать, преумножать, сберегать деньги.
  • Актуализация доверия/недоверия к обществу. Отчуждая большинство личностных социальных связей, деньги актуализируют доверие - основу отношения человека с ними как абстрактной экспертной системой. Это доверие не к субъектам конкретных отношений или к определенной денежной единице, а к деньгам вообще, которые повсеместно и безусловно признаются в качестве универсального эквивалента, средства реализации любых целей, достижения любых желаний. Но «доверие к деньгам» принципиально отличается от доверия и веры в традиционном понимании, поскольку подразумевает сознание постоянного риска, связанного с колебанием курсов валют, обвалом биржевых котировок, крушением банков, махинациями нечистоплотных дельцов и т. д. Постоянная настороженность, внимание к изменениям финансовой ситуации и готовность немедленно реагировать на них - характерная черта современного человека, независимо от профессии и материального положения.
  • Универсализация и усложнение человека. Имеется в виду не богатство духовной жизни личности, ее творческого потенциала и т. п., а необходимость и возможность ориентироваться на разнообразные цели и исполнять различные, не связанные между собой роли. На место целостного, интегрированного человека традиционной общности (лишь в качестве ее члена он становился работником, собственником, хозяином, вступал в дружеские, семейные, властные и проч. отношения, производство для него неотделимо от потребления, труд - от досуга, частная жизнь - от общественной) приходит частичный индивид; никакому делу и никакой цели он не отдает себя целиком, попеременно выступая то в роли работника, то собственника, то супруга и родителя, то избирателя и т. д.
  • Превращение рациональности в базовую характеристику современной культуры. В западной культуре рационализация принимает сквозной и формальный характер, подчиняет все сферы жизни общества и отдельного человека единой логике, наиболее адекватным выражением которой и служат деньги, не обладающие собственной качественной определенностью. На все сферы жизнедеятельности человека благодаря тотальной рационализации распространяется методичность - привычка планировать и разбивать на логические этапы любое действие, отделять в нем субъективные эмоции, страсти, привязанности от объективных условий и последствий. Другим проявлением рациональности является точность в оценке выгоды всего и вся -от делового предприятия до брака. Пока денежные отношения не приобрели универсального характера, а были растворены в неотчужденных межличностных связях, даже в предпринимательстве и торговле царила приблизительность, а объективные и субъективные аспекты деятельности неразрывно переплетались. Рациональность, методичность, точность становятся важнейшими добродетелями современного человека; хороший, честный, надежный человек - это «человек, достойный кредита».

Господство сквозной рациональности формального характера имеет оборотной стороной ценностную иррациональность: то, что выгодно, не всегда соответствует представлениям о добре, благородстве, чести, даже часто противоречит им. То, что приносит большой доход, отнюдь не всегда разумно, красиво, нравственно.

Восприятие денег субъективно, и оно влияет на их исполь-зование. Для одних людей комфортная сумма в кошельке -100 руб., для других - 10 тыс., для третьих - 100 тыс. руб. Как показывает жизнь, люди, которые выиграли миллион (долларов, евро, рублей), а не заработали, как правило, быстро его теряют (тратят), не умея сохранить и преумножить. Те же, кто постепенно зарабатывает миллион, два и более, - могут сохранить и преумножить получаемые деньги.

Автором на протяжении нескольких лет (с 2007 г. и по настоящее время) со студентами в рамках предмета «Психология управления» проводится ролевая игра на тему Продавцы и покупатели.
Вначале студенты делятся на три группы: 1) люди с доходом 3-6 тыс. руб. на 1 члена семьи, 2) люди с доходом 20-40 тыс. руб. на 1 члена семьи, 3) люди с доходом более 50 тыс. руб. на 1 члена семьи. Также три человека выступают продавцами разных магазинов: 1) социальный магазин, 2) гипермаркет, 3) элитный магазин. Даются следующие задания:
. Группе потребителей: а) в течение 10 минут расписать траты данной семьи на месяц; б) пойти в магазин за покупками.
. Продавцам магазинов: продать как можно больше товара (критерий оценки - сумма заработанных денег).
. И потребителям и продавцам отследить свои эмоции и чувства при планировании трат, при осуществлении покупок в магазинах по 10-балльной школе, где 1 - минимум выраженности чувства и 10 - максимум.

Результаты схожи на протяжении всех лет. Студентам, которые оперируют суммами среднего класса (от 20 тыс. до 40 тыс. руб.) (а большинство из них относится именно к этому классу), значительно проще найти, на что потратить эти деньги, они уверенно себя чувствуют в магазине. Негативные оценки практически не фигурируют. Как правило, и «продавцы» отмечают, что именно с этой группой им легче всего работать. Они посещают все три магазина.

Те, кто имеет минимальный доход в игре (от 3 тыс. до 6 тыс. руб.) испытывают чувство унижения, дискомфорта и стыда, что не могут позволить даже малого. В магазине они испытывают раздражение и неудовлетворенность собой, товаром, продавцом. В элитный магазин даже не заходят.

Те, кто имеет максимальный доход в игре, не могут найти, на что потратить имеющиеся деньги, совершают необдуманные и некотролируемые покупки. Ведут себя высокомерно и нагло. При этом испытывают беспомощность, стыд, презрение. Позитивные оценки есть, но они менее выражены, чем у «среднего класса». В социальный магазин, как правило, «не успевают», посещают только гипермаркеты и элитные магазины.

Иными словами, даже игровая ситуация выявляет «комфортные» суммы, которые могут на данный момент времени «освоить» студенты. Большая сумма, как и меньшая - вызывает психологический дискомфорт.

Как отмечает О. Дейнека, неодинаково расходуются крупные и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются с накоплением, а мелкие - с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупную купюру, человек может поступить нерационально и не купить нужную или более дешевую вещь, а на мелкие деньги может купить больше, чем планировалось. Несоответствие субъективной оценки денег их номиналу проявляется и в разном отношении к новым и старым деньгам в период денежного реформирования. Человек может проиграть в расчете ради обладания новыми деньгами или сделать нерациональную покупку, чтобы избавиться от старых денег, несмотря на одинаковые правовой статус и номинальную ценность монет и купюр старого и нового образца в данный период исторического времени.

Психологическая «окраска» денег связана с источником происхождения конкретной суммы. Опрос студентов1 показал, что бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. Подаренные, найденные или украденные деньги чаще тратятся на веселье, чем полученные от родителей деньги; на необходимые вещи тратятся деньги, полученные от родителей (вероятно, потому, что за них надо отчитаться), заработанные лично деньги относительно равномерно распределяются по всем областям и формам трат.

Также в анализе результатов исследования нами применялся контент-анализ и транссимволический анализ. Все полученные ответы были распределены по категориям: «оценочное отрицательное отношение», «продуктивное отношение», «нейтральное отношение», «сверхценное отношение». Примером оценочного отрицательного отношения является метафора «деньги - зло», пример продуктивного отношения - «деньги - возможности», нейтральное отношение - «деньги - вода», пример сверхценного отношения - «деньги - самое главное в жизни».

В результате проведения исследования получены следующие данные: категория «оценочное отрицательное отношение» - 25 % студентов 1-2-х курсов и 10 % студентов 3-4-х курсов. Вероятно, причинами достаточно высокой доли младших курсов в данной категории является оценка денег в семье вчерашних школьников, с каждым курсом студенты формируют свое отношение, которое может отличаться от родительского. Категория «нейтральное отношение»: 20 % студентов 1-2-х курсов и 10 % - 3-4-х курсов. Как правило, это студенты, нацеленные в большей степени на творческую самореализацию и саморазвитие, в данный момент времени мало думающие о материальной стороне своей жизни, их зачастую полностью обеспечивают либо родители, либо другие родственники. К категории «продуктивное отношение» мы отнесли половину студентов и младших и старших курсов. К категории «сверхценное отношение» - 5 % студентов 1-2-х курсов и 30 % студентов старших курсов. Это можно объяснить увеличивающимся уровнем рационализма и прагматизма среди старшекурсников, более четкого понимания важности денег в жизни.

Темы: Деньги, Управление
Источник: Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления
Материалы по теме
Комплексное управление денежным оборотом и финансовая политика нормирования
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Управление денежным оборотом
К.К.Жуйриков, С.Р.Раимов., Корпоративные финансы
Планирование движения денежных средств
К.К.Жуйриков, С.Р.Раимов., Корпоративные финансы
Всеобщее управление качеством
Управление конкурентоспособностью организации
Специфика современного города как объекта управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Общая теория управления
Менеджмент. Учебное пособие
Понятие и сущность теории управления
Бурганова Л.А. - Теория управления (Высшее образование) - 2009
Структура управленческого учета
Карпова Т.П. - Управленческий учет 2004
Оставить комментарий