Деньги и психология управления

Деньги - это условие функционирования экономики. В эпоху капитализации экономических отношений российского общества интерес к проблеме сущности денег резко возрос. Деньги стимулируют экономический и социальный прогресс.

Работы К. Маркса, Г. Зиммеля, М. Вебера, П. Сорокина, К. Поланьи, Т. Парсонса заложили основы понимания денег как социального феномена и института. К. Маркс видел в деньгах общественную связь, исторически развивающуюся в форме отчуждения человека. Г. Зиммель рассматривал деньги как «чистое взаимодействие» и результат объективации, считая главным их субъективную ценность, а современную культуру - следствием господства денег. В противоположность ему М. Вебер полагал, что отношение к деньгам определяют ценности общества. П. Сорокин и Т. Парсонс выделяли инструментальную значимость денег как проводника с особыми символическими свойствами.

Деньги оказывают весомое влияние на формирование установок человека, выбор профессии, моделей потребления. Детерминирующим условием выступает их соотношение с другими ценностями, нормами, стереотипами, компетентностью субъектов и т. д.

В исследовании Р. Линна было обнаружено на примере 43 стран, что степень ценности денег для жителей страны тесно связана с показателями ее экономического роста, т. е. важность денег в жизни людей стимулирует их экономическую активность и экономический прогресс страны. Было обнаружено также, что когда деньги в достатке, люди начинают воспринимать их как меньшую ценность.

В другом исследовании, выполненном Дж. Хичкоком и двумя Р. Манро, сравнивался средний доход на душу населения в 84 странах и средний размер денежных знаков в стране. Статистически надежный результат корреляционного анализа состоял в том, что в странах с наименьшим доходом купюры и монеты были большего размера, в чем, видимо, проявлялся компенсаторный механизм на уровне страны, направленный на преодоление комплекса неполноценности. (Комплекс неполноценности - переживание собственной недостаточности, которое, будучи неприятным, вытесняется в бессознательное и компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов - реальных и мнимых). Содержательный признак -отсутствие богатства - компенсировался формальным признаком (мнимым успехом) - величиной купюры.
Феномен денег исследовался в таких психологических теориях, как психоанализ, бихевиоризм, теория развития Ж. Пиаже, в работах когнитивистской ориентации. Психоаналитическая теория денег З. Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение. Из анально сдержанного ребенка (получающего удовольствие от задержки дефекации) вырастает бережливый взрослый, а из анально несдержанного (получающего удовольствие от процесса дефекации) вырастает транжира.
Бихевиористские теории касались того, как деньги становятся условным подкреплением. Прежде всего, это исследования на животных и эксперименты на людях в клинике. Крысы и приматы довольно быстро научались реагировать на фишки или другие поощрительные стимулы, которые можно было обменять на любую еду, и которые, таким образом, моделировали функции денег. Сходство в поведении животных и человека, работающего за деньги, позволило Б. Скиннеру утверждать, что деньги - это лишь обобщенное условное подкрепление, связанное с множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления.

В рамках двух других упомянутых подходов предпринимались попытки поиска более частных закономерностей и механизмов отражения денег: так, когнитивисты стремились выявить мыслительные механизмы денежного поведения, а девелопмен-талисты (девелопментализм - теория развития) делали акцент на стадиях развития восприятия денег и отношения к ним.
Особое значение приобретает система ценностей, преобладающая в обществе в период становления личности. Деньги выполняют следующие функции в обществе.
Общие функции1:
. Историко-культурологическая, отражающая национальную идентификацию. Однако в условиях глобализации происходит стирание национальных особенностей.
. Статусная функция. Она отражает влияние денег на социальный статус личности как интегративный показатель положения человека в обществе. Деньги всегда в значительной мере определяли положение человека и его социальные возможности.
. Социально-стратификационная функция отражает влияние денег на неуклонную социальную дифференциацию общества по уровню доходов и качеству жизни, что ведет к социальной поляризации на бедных и богатых. Это явление получило определение «социального разлома».
. Регулятивно-поведенческая функция регулирует социальные и межличностные отношения между людьми в зависимости от уровня их обеспеченности и обусловливает выбор личностью модели экономического поведения.
. Конфликтогенная функция. Суть ее в том, что деньги выступают основой возникновения социальной напряженности и конфликтной ситуации в обществе, которые могут достигать масштабов социального конфликта.

6. Нравственная функция денег - весьма противоречива. Деньги, с одной стороны, разжигают низменные чувства людей: жадность, алчность, корысть, стремление к наживе и обогащению любой ценой, вплоть до преступлений, и ведут, как правило, к коррупции и к масштабной криминализации общества. С другой стороны, деньги служат стимулом экономической свободы и экономической активности, трудового поведения человека, основой его морально-психологического комфорта и уверенности в себе. В зависимости от морально-нравственных принципов, которыми руководствуется человек при определении базовых жизненных ценностей, можно выделить и разные нравственные типы личности.
Прикладные функции1:
. Функция поддержания стабильности экономической и социальной структуры общества. Деньги «ответственны» за процессы социальной стратификации, приобретающие в конкретных обществах форму социальной поляризации либо форму открытых социальных структур, общества «равных возможностей». Деньги способны разрушить личность и систему там, где они не имеют шансов полноценно реализовать как экономические, так и социальные функции.
. Функция универсализации отчуждения. Деньги как атрибут рыночного общества участвуют в экспансии вещного мира. Это рождает, как писал Э. Фромм, тенденцию преобладания пластичного и поверхностного мышления: в мире идей - многообразного, но неглубокого знания; в сфере формирования личности -«рыночного» характера; на общественном уровне - фрагментарного общения. Из повседневной жизни вытесняются морально-практические элементы, усиливается монетаризация. Базовая характеристика современности проистекает из того, что люди не могут иметь связей, в которых не присутствовали бы деньги.
. Функция денег как средства достижения различных целей, инструмент прагматического решения социальных задач. Деньги занимают в иерархии средств достижения целей доминирующую роль: поле связанных и оцененных деньгами объектов растет, а сами деньги теряют свою специфику, становясь орудием чего угодно. Внутренняя противоречивость денег заключается в том, что, являясь абсолютным средством обмена, они становятся абсолютной целью для людей, а все другие цели становятся их средствами. Деньги сводят все шкалы ценностей к шкале денежной стоимости.
. Функция социализации личности, развития способностей и самореализации человека. Деньги наполняют материальной силой волю человека и одновременно создают общественный механизм ее реализации, но они индифферентны к тому, на что эта воля направлена. При этом деньги как средство реализации воли не пассивны - они творят или разрушают самого человека, влияют на расстановку приоритетов и духовное ориентирование личности. По У. Джеймсу, личность в широком смысле - это «Я» плюс капитал и наличность, изменение которых неизбежно приводит к трансформации «Я» и формированию «денежного поведения».
. Функция сравнения и оценки места индивида, социальной общности в социальной структуре. Деньги обеспечивают одну из основных свобод человека - право на неравенство. Деньги выступают в роли индикатора положения человека среди других людей.
6. Функция средства массовой информации, агитации и пропаганды. С одной стороны, данный аспект касается оформления денег. С другой стороны, деньги выступают одним из символов страны, часто более известным, чем флаг и гимн, как внутри государства, так и за его пределами.

7. Функция формирования денежной культуры. Данная функция может рассматриваться как итоговая, обобщающая «работу» всех функций денег.
Иными словами, деньги служат для формирования следующих социальных процессов:
- Интеграция общества. Практически единственная реальная социально-интегрирующая сила заключена в процессах обмена и деньгах как их средстве. Деньги оказываются основой общества и его сутью, превращая массу разобщенных индивидов в социальное целое.
- Опосредование взаимодействия человека и предметного мира. В «рыночных» обществах деньги устанавливают связь человека с предметным миром, минуя его социокультурную идентичность. Мир, связи в котором опосредованы деньгами, гораздо обширнее и разнообразнее мира, основанного на естественных, межличностных или идеологических связях. Традиционная общность потребляет лишь то, что производится внутри нее; с введением рыночных отношений люди получают доступ ко всему, что можно купить за деньги, - к товарам и продуктам, информации и услугам.
- Универсальное средство коммуникации. Язык денег понятен всем и везде, подобно музыке и математике, они не нуждаются в переводчиках и посредниках.
- Социальное уравнивание людей. Деньги в силу своей абстрактности и универсальности обладают способностью уравнивать людей. Благодаря деньгам происходит личное освобождение индивида от массы социальных, моральных, идеологических связей, упрощается путь к удовлетворению любых желаний и потребностей. На этом основании Г. Зиммель придает деньгам значение эмансипирующей силы.
- Интеграция человека в общество. Деньги обладают способностью связывать людей друг с другом. Незнакомые и не имеющие ничего общего между собой люди могут вступать в контакт посредством денег - взаимно полезный и необходимый: из этого, собственно, и состоит вся жизнь в современном обществе. Каждый, имеющий деньги, может найти в нем свое место, а нищета страшна не просто предельной скудостью существования, но и тем, что мгновенно превращает человека в изгоя, стоящего вне общества. Деньги создают, таким образом, предпосылки для интеграции индивида в общество. Этим свойством денег объясняется, в частности, давно известный социологам феномен предпринимательской активности этнических и религиозных меньшинств.

- Формирование идентичности человека. Обладание деньгами является пропуском в эзотерический круг посвященных, противостоящий всем остальным сообществам, включая национальное и религиозное большинство. Оказываясь способом самоидентификации, деньги определяют и свойства личности. Люди, ориентирующиеся в своей жизни на деньги, сами начинают приобретать свойства, присущие деньгам: безразличие к культурным и социальным особенностям среды и высокую мобильность; они везде чувствуют себя «дома», не знают границ и преград, быстро перемещаясь туда, где ожидается большая прибыль. Поскольку деньги прирастают в процессе оборота, то его ускорение требует от человека способности увеличить интенсивность жизни, «сжать» время, производя за единицу его большее количество операций.
- Расширение социальных связей. Развитие дальних социальных связей идет в ущерб ближним. Современный человек чаще расположен устанавливать контакты с максимально удаленными субъектами, ограждая себя от риска чрезмерной близости и оставляя за собой возможность прервать отношения в любой момент. Именно в сфере дальних отношений и расцветает денежная рациональность: не связанный устойчивыми моральными и психологическими обязательствами и эмоциями человек свободен приобретать, преумножать, сберегать деньги.

- Актуализация доверия/недоверия к обществу. Отчуждая большинство личностных социальных связей, деньги актуализируют доверие - основу отношения человека с ними как абстрактной экспертной системой. Это доверие не к субъектам конкретных отношений или к определенной денежной единице, а к деньгам вообще, которые повсеместно и безусловно признаются в качестве универсального эквивалента, средства реализации любых целей, достижения любых желаний. Но «доверие к деньгам» принципиально отличается от доверия и веры в традиционном понимании, поскольку подразумевает сознание постоянного риска, связанного с колебанием курсов валют, обвалом биржевых котировок, крушением банков, махинациями нечистоплотных дельцов и т. д. Постоянная настороженность, внимание к изменениям финансовой ситуации и готовность немедленно реагировать на них - характерная черта современного человека, независимо от профессии и материального положения.

- Универсализация и усложнение человека. Имеется в виду не богатство духовной жизни личности, ее творческого потенциала и т. п., а необходимость и возможность ориентироваться на разнообразные цели и исполнять различные, не связанные между собой роли. На место целостного, интегрированного человека традиционной общности (лишь в качестве ее члена он становился работником, собственником, хозяином, вступал в дружеские, семейные, властные и проч. отношения, производство для него неотделимо от потребления, труд - от досуга, частная жизнь - от общественной) приходит частичный индивид; никакому делу и никакой цели он не отдает себя целиком, попеременно выступая то в роли работника, то собственника, то супруга и родителя, то избирателя и т. д.

- Превращение рациональности в базовую характеристику современной культуры. В западной культуре рационализация принимает сквозной и формальный характер, подчиняет все сферы жизни общества и отдельного человека единой логике, наиболее адекватным выражением которой и служат деньги, не обладающие собственной качественной определенностью. На все сферы жизнедеятельности человека благодаря тотальной рационализации распространяется методичность - привычка планировать и разбивать на логические этапы любое действие, отделять в нем субъективные эмоции, страсти, привязанности от объективных условий и последствий. Другим проявлением рациональности является точность в оценке выгоды всего и вся -от делового предприятия до брака. Пока денежные отношения не приобрели универсального характера, а были растворены в неотчужденных межличностных связях, даже в предпринимательстве и торговле царила приблизительность, а объективные и субъективные аспекты деятельности неразрывно переплетались. Рациональность, методичность, точность становятся важнейшими добродетелями современного человека; хороший, честный, надежный человек - это «человек, достойный кредита».

Господство сквозной рациональности формального характера имеет оборотной стороной ценностную иррациональность: то, что выгодно, не всегда соответствует представлениям о добре, благородстве, чести, даже часто противоречит им. То, что приносит большой доход, отнюдь не всегда разумно, красиво, нравственно.

Восприятие денег субъективно, и оно влияет на их исполь-зование. Для одних людей комфортная сумма в кошельке -100 руб., для других - 10 тыс., для третьих - 100 тыс. руб. Как показывает жизнь, люди, которые выиграли миллион (долларов, евро, рублей), а не заработали, как правило, быстро его теряют (тратят), не умея сохранить и преумножить. Те же, кто постепенно зарабатывает миллион, два и более, - могут сохранить и преумножить получаемые деньги.

Автором на протяжении нескольких лет (с 2007 г. и по настоящее время) со студентами в рамках предмета «Психология

управления» проводится ролевая игра на тему Продавцы и покупатели.
Вначале студенты делятся на три группы: 1) люди с доходом 3-6 тыс. руб. на 1 члена семьи, 2) люди с доходом 20-40 тыс. руб. на 1 члена семьи, 3) люди с доходом более 50 тыс. руб. на 1 члена семьи. Также три человека выступают продавцами разных магазинов: 1) социальный магазин, 2) гипермаркет, 3) элитный магазин. Даются следующие задания:
. Группе потребителей: а) в течение 10 минут расписать траты данной семьи на месяц; б) пойти в магазин за покупками.
. Продавцам магазинов: продать как можно больше товара (критерий оценки - сумма заработанных денег).
. И потребителям и продавцам отследить свои эмоции и чувства при планировании трат, при осуществлении покупок в магазинах по 10-балльной школе, где 1 - минимум выраженности чувства и 10 - максимум.

Результаты схожи на протяжении всех лет. Студентам, которые оперируют суммами среднего класса (от 20 тыс. до 40 тыс. руб.) (а большинство из них относится именно к этому классу), значительно проще найти, на что потратить эти деньги, они уверенно себя чувствуют в магазине. Негативные оценки практически не фигурируют. Как правило, и «продавцы» отмечают, что именно с этой группой им легче всего работать. Они посещают все три магазина.

Те, кто имеет минимальный доход в игре (от 3 тыс. до 6 тыс. руб.) испытывают чувство унижения, дискомфорта и стыда, что не могут позволить даже малого. В магазине они испытывают раздражение и неудовлетворенность собой, товаром, продавцом. В элитный магазин даже не заходят.

Те, кто имеет максимальный доход в игре, не могут найти, на что потратить имеющиеся деньги, совершают необдуманные и некотролируемые покупки. Ведут себя высокомерно и нагло. При этом испытывают беспомощность, стыд, презрение. Позитивные оценки есть, но они менее выражены, чем у «среднего класса». В социальный магазин, как правило, «не успевают», посещают только гипермаркеты и элитные магазины.

Иными словами, даже игровая ситуация выявляет «комфортные» суммы, которые могут на данный момент времени «освоить» студенты. Большая сумма, как и меньшая - вызывает психологический дискомфорт.

Как отмечает О. Дейнека, неодинаково расходуются крупные и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются с накоплением, а мелкие - с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупную купюру, человек может поступить нерационально и не купить нужную или более дешевую вещь, а на мелкие деньги может купить больше, чем планировалось. Несоответствие субъективной оценки денег их номиналу проявляется и в разном отношении к новым и старым деньгам в период денежного реформирования. Человек может проиграть в расчете ради обладания новыми деньгами или сделать нерациональную покупку, чтобы избавиться от старых денег, несмотря на одинаковые правовой статус и номинальную ценность монет и купюр старого и нового образца в данный период исторического времени.

Психологическая «окраска» денег связана с источником происхождения конкретной суммы. Опрос студентов1 показал, что бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. Подаренные, найденные или украденные деньги чаще тратятся на веселье, чем полученные от родителей деньги; на необходимые вещи тратятся деньги, полученные от родителей (вероятно, потому, что за них надо отчитаться), заработанные лично деньги относительно равномерно распределяются по всем областям и формам трат.

Также в анализе результатов исследования нами применялся контент-анализ и транссимволический анализ. Все полученные ответы были распределены по категориям: «оценочное отрицательное отношение», «продуктивное отношение», «нейтральное отношение», «сверхценное отношение». Примером оценочного отрицательного отношения является метафора «деньги - зло», пример продуктивного отношения - «деньги - возможности», нейтральное отношение - «деньги - вода», пример сверхценного отношения - «деньги - самое главное в жизни».

В результате проведения исследования получены следующие данные: категория «оценочное отрицательное отношение» - 25 % студентов 1-2-х курсов и 10 % студентов 3-4-х курсов. Вероятно, причинами достаточно высокой доли младших курсов в данной категории является оценка денег в семье вчерашних школьников, с каждым курсом студенты формируют свое отношение, которое может отличаться от родительского. Категория «нейтральное отношение»: 20 % студентов 1-2-х курсов и 10 % - 3-4-х курсов. Как правило, это студенты, нацеленные в большей степени на творческую самореализацию и саморазвитие, в данный момент времени мало думающие о материальной стороне своей жизни, их зачастую полностью обеспечивают либо родители, либо другие родственники. К категории «продуктивное отношение» мы отнесли половину студентов и младших и старших курсов. К категории «сверхценное отношение» - 5 % студентов 1-2-х курсов и 30 % студентов старших курсов. Это можно объяснить увеличивающимся уровнем рационализма и прагматизма среди старшекурсников, более четкого понимания важности денег в жизни.

Источник: 
Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления