Циклотимный тип

В детстве личность с таким характером может мало отличаться от других детей. Лишь иногда может становиться необычайно шумливым, озорным, веселым, постоянно что-то предпринимающим. А затем снова становиться спокойным и управляемым. С наступлением половой зрелости возникают периодические фазы смены настроения от грустного и печального к радостному и веселому, длительность которых может быть от нескольких дней до недели и более.

В период понижения настроения подросткам становится трудно учиться, они раздражительны и быстро устают. То, что легко и просто давалось раньше, требует в этот период большого напряжения. В это время подросток предпочитает сидеть дома и ни с кем не встречаться. Если начать расспрашивать его, то может возникнуть бурная реакция со слезами, грубостью, резкими ответами на расспросы родителей.

После спада начинается подъем, в этот период подросток может быстро наверстать все упущенное в учебе, восстановить связи с друзьями. Искренность и отзывчивость, добродушие и приветливость восстанавливают отношения подростка с его родителями.

Увлечения циклотимного подростка обычно не устойчивые. В фазе подъема интерес к разным занятиям может проявляться очень ярко, подросток ищет новое увлечение, от которого отказывается в период спада.

Такое чередование периодов подъема и спада, может сохраниться на всю жизнь.

В обычном настроении циклотимные личности общительны и приветливы, легко знакомятся с новыми людьми и находят со всеми общий язык. Они не склонны противопоставлять себя другим, не считают себя лучше. Как правило, они реалисты и терпимо относятся к недостаткам других.

К работе и своим обязанностям такие личности относятся добросовестно, но при повышенном настроении могут проявлять легкомыслие, бессистемность. В период повышенного настроения они проявляются как оптимисты, их не пугает будущее. Им не свойственны самокопание, сомнения и самоанализ.

У них могут быть резкие вспышки, когда они сердятся, но при этом напряжение и злоба не проявляются, быстро успокоившись, они никого не успевают обидеть. Период пониженного настроения они ожидают с неприятным чувством. Взрослые цик-лотимы уже хорошо знают свою способность впадать в хандру, жаловаться на усталость. Они становятся апатичными и бездеятельными, все валится из рук. Работа, которой они занимались с увлечением, начинает их тяготить.

В период спада они не звонят друзьям, отказываются от приглашений на вечеринки, избегают всяких контактов, стараются проводить время дома и в одиночестве. Они с трудом засыпают, аппетит может быть снижен или отсутствовать. Настроение бывает хуже с утра. Они встают невыспавшимися, вялыми,. ощущают упадок сил. Весь мир может быть окрашен в мрачные тона, из оптимистов они превращаются в пессимистов, мрачно переживают мелкие неудачи.

Но они знают, что период спада все равно закончится, и у них впереди возвращение к увлечениям и привязанностям: жизнь напоминает зебру - черные полосы чередуются с белыми.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, когда от находящегося в депрессивной фазе человека требуют или ожидают характерного для него «нормального поведения». А также сама ситуация резкой и глубокой смены состояний.

Протестные реакции. В «хорошей» фазе по форме протеста напоминают гипертимных, в плохой фазе агрессия может быть направлена на себя.

Сильные стороны. Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя.

Источник: 
Выбойщик И.В., Акцентуации характера
Темы: 
Материалы по теме
Понятие психологической структуры личности
...
Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Демонстративный тип
Выбойщик И.В., Акцентуации характера
Теория личности Франкла
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Концепция личности Фрейда
Соловьева С.Л., Психотерапия
Общее представление о личности
...
Потребность стать личностью
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Активность личности и ее источники
Максименко С.Д., Общая психология
Оставить комментарий