Что такое логика и зачем она нужна

Начиная знакомиться с какой-либо наукой, мы прежде всего отвечаем на вопрос о том, что она изучает, чему посвящена, чем занимается. Логика - это наука о мышлении. Но ведь мышлением занимаются и психология, и педагогика, и многие другие науки. Значит, логика занимается не всеми вопросами и проблемами, связанными с мышлением, не всеми его областя­ми или сторонами, а только какими-то из них. Что же интересует логику в мышлении?

Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию челове­ческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (ду­мать) можно о чем угодно, например, - об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе и т. д. и т. п.

Но самое главное заключается в том, что наши мысли воз­никают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причем, если содержание нашего мышления, как уже было сказано, бесконечно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие совсем немного.

Для пояснения этой мысли приведем простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания:

  1. Все караси - это рыбы;
  2. Все треугольники - это геометрические фигуры;
  3. Все стулья - это предметы мебели.

Несмотря на различное содержание, у этих трех высказыва­ний есть нечто общее, что-то их объединяет. Что? Их объединя­ет не содержание, а форма. Отличаясь по содержанию, они сход­ны по форме: ведь каждое из этих трех высказываний строится по схеме или по форме - «Все А - это В», где А и В - это какие- либо предметы. Понятно, что само высказывание «Все А - это В» лишено всякого содержания (О чем конкретно оно говорит? Ни о чем!). Это высказывание представляет собой чистую фор­му, которую, как вы догадываетесь, можно наполнить любым содержанием, например: Все сосны - это деревья; Все города - это населенные пункты; Все школы - это учебные заведения; Все тигры - это хищники и т. д. и т. п.

Приведем другой пример. Возьмем три различных по со­держанию высказывания:

  1. Если наступает осень, то опадают листья;
  2. Если завтра будет дождь, то на улице будут стоять лужи;
  3. Если вещество - металл, то оно электропроводно.

Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти три высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: «Если А, то В». Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку; Если взлетная полоса покрыта льдом, то самолеты не могут взлетать; Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы и т. д. и т. п.

Итак, мы заметили, что по содержанию наше мышление бесконечно разнообразно, но все это разнообразие укладывается всего в несколько форм. Так вот логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления, ее интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она также часто называется формальной логикой. Так, например, если по содержанию высказывание. Все комары - это насекомые является нормальным, понятным, осмысленным, а высказывание Все Чебурашки - это инопланетяне является бессмысленным, нелепым, абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны: ведь она занимается формами мышления, а форма у этих двух высказываний была одной и той же - «Все А - это В».

Таким образом, форма мышления - это способ, которым мы выражаем наши мысли, или схема, по которой они строятся. Существует три формы мышления.

  1. Понятие - это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта (примеры понятий: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость и т. п.).
  2. Суждение - это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой и что-либо утверждает или отрицает (примеры суждений: Все планеты являются небесными телами; Некоторые школьники - это двоечники; Все треуголь­ники не являются квадратами и т. п.).
  3. Умозаключение - это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений вытекает новое суждение или вывод. Примеры умозаключений:

Все планеты движутся.
Юпитер - это планета.
Юпитер движется.
или
Железо электропроводно.
Медь электропроводна.
Ртуть электропроводна.
Железо, медь, ртуть - это металлы.
Все металлы электропроводны.

Весь бесконечный мир наших мыслей выражается в поня­тиях, суждениях и умозаключениях. Об этих трех формах мыш­ления мы будем подробно говорить на других страницах книги.

Помимо форм мышления логика также занимается зако­нами мышления, то есть - такими правилами, соблюдение ко­торых всегда приводит рассуждение, независимо от его содер­жания, к истинным выводам и предохраняет от ложных (при условии истинности исходных суждений). Основных законов мышления (или законов логики) четыре. Здесь только перечи­слим (назовем) их, а подробно рассмотрим каждый из них после того, как рассмотрим все формы мышления.

  1. Закон тождества.
  2. Закон противоречия.
  3. Закон исключенного третьего.
  4. Закон достаточного основания.

Нарушение этих законов приводит к различным логиче­ским ошибкам, как правило, - к ложным выводам. Иногда эти законы нарушают непроизвольно, не нарочно, по незнанию. Возникающие при этом ошибки называются паралогизмами. Однако иногда это делают преднамеренно, с целью запутать со­беседника, сбить его с толка и доказать ему какую-нибудь лож­ную мысль. Такие преднамеренные нарушения логических за­конов для внешне правильного доказательства ложных мыслей называются софизмами, о которых речь впереди.

Итак, логика - это наука о формах и законах правильного мышления.

Логика появилась приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Ее создателем считается знаменитый древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Как видим, логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет свое практическое значение. Многие науки и искусства Древнего мира навсегда ушли в прошлое и представляют для нас только «музейное» значение, интересны нам исключительно как па­мятники старины. Но некоторые немногие создания древних пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими поль­зоваться. К их числу относится геометрия Евклида (в школе мы изучаем именно ее) и логика Аристотеля, которая также часто называется традиционной логикой.

В XIX веке появилась и стала быстро развиваться символи­ческая или математическая, или современная логика, в осно­ве которой лежат идеи, выдвинутые задолго до Х1Х в. немец­ким математиком и философом Готфридом Лейбницем (1646-1716 гг.), об осуществлении полного перехода к иде­альной (т. е. совершенно освобожденной от содержания) логической форме при помощи универсального символиче­ского языка, аналогичного языку алгебры. Лейбниц говорил о возможности представить доказательство как математи­ческое вычисление. Ирландский логик и математик Джордж Буль (1815-1864 гг.) истолковал умозаключение как резуль­тат решения логических равенств, в результате чего теория умозаключений приняла вид своеобразной алгебры, отлича­ющейся от обычной алгебры лишь отсутствием численных коэффициентов и степеней. Таким образом, одно из основ­ных отличий символической логики от традиционной за­ключается в том, что в последней при описании правильного мышления используется обычный, или естественный язык; а символическая логика исследует тот же предмет (правиль­ное мышление) с помощью построения искусственных, спе­циальных, формализованных языков, или, как их еще назы­вают, исчислений.

Традиционная и смволическая логика не являются, как может показаться, различными науками, а представляют со­бой два последовательных периода в развитии одной и той же науки: основное содержание традиционной логики вошло в символическую, было в ней уточнено и расширено, хотя многое при этом оказалось переосмысленным.

Теперь ответим на вопрос, зачем нам нужна логика, ка­кую роль она играет в нашей жизни. Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убе­ждать других людей и лучше их понимать, объяснять и от­стаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждени­ях. Конечно же, без логики вполне можно обойтись: одного   здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточ­но для решения каких-либо задач. Например, любой человек, не знакомый с логикой, сможет найти подвох в следующем рассуждении:

Движение вечно.
Хождение в школу - это движение.
Следовательно, хождение в школу вечно.

Каждый заметит, что ложный вывод получается из-за упо­требления слова «движение» в разных смыслах (в первом ис­ходном суждении оно употребляется в широком, философском смысле, а во втором - в узком, механическом смысле). Однако найти ошибку в рассуждении не всегда просто. Рассмотрим та­кой пример:

Все мои друзья знают английский язык.
Нынешний президент Америки тоже знает английский язык.
Следовательно, нынешний президент Америки - мой друг.

Любой человек увидит, что в этом рассуждении есть какой- то подвох, что-то в нем не то или не так. Но что? Тот, кто не знаком с логикой, скорее всего, не сможет точно определить, какая ошибка здесь допущена. Тот, кто знаком с логикой сразу же скажет, что в данном случае допущена ошибка - «нераспределенность среднего термина в простом силлогизме». Или такой пример:

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.
Петербург не находится за полярным кругом.
Следовательно, в Петербурге не бывает белых ночей.

Как видим, из двух истинных суждений вытекает ложный вывод. Понятно, что в этом рассуждении тоже что-то не то, есть некая ошибка. Но какая? Вряд ли не знакомый с логикой человек сможет сразу же ее найти. А тот, кто владеет логиче­ской культурой, немедленно установит данную ошибку - «рас­ширение большего термина в простом силлогизме».

Итак, здравого смысла и жизненного опыта, как прави­ло, достаточно для того, чтобы ориентироваться в различ­ных затруднительных ситуациях. Но если к нашему здраво­му смыслу и жизненному опыту добавить еще и логическую культуру, то мы от этого нисколько не проиграем, а даже, наоборот, выиграем. Конечно же, логика никогда не решит всех проблем, но помочь в жизни она, несомненно, может.

Здравый смысл часто называют практической, или интуи­тивной логикой. Она формируется стихийно в процессе жиз­ненного опыта, примерно к 6-7 годам, т. е. к школьному возра­сту или даже раньше, и все мы ей владеем. Так, например, само слово «логика», скорее всего, было знакомо вам задолго до того, как вы начали читать эту книгу. В жизни мы часто сталкиваем­ся с такими выражениями, как «логичное рассуждение», «нело­гичный поступок», «железная логика» и т. п. Даже если мы ни­когда не изучали логику, то все равно вполне понимаем, о чем идет речь, когда говорят о логике, логичном или нелогичном.

Рассмотрим такой пример: любой человек, не знакомый с логикой, заметит логическую некорректность и даже нелепость высказывания: Я иду в новых брюках, а ты идешь в гимназию. И каждый скажет, что корректным и осмысленным было бы та­кое высказывание: Я иду в брюках, а ты идешь в шортах или: Я иду в гимназию, а ты идешь в лицей. Когда мы изучаем ло­гику, то узнаем, что в приведенном примере нарушается логи­ческий закон тождества, так как в нем смешиваются две раз­личные (неравные или нетождественные друг другу) ситуации: идти в какой-то одежде и идти куда-то. Получается, что еще до знакомства с законом тождества мы уже им практически поль­зуемся, знаем о нем, только неявно, интуитивно. Точно так же закон тождества нарушается в высказывании: Сегодня будем копать траншею от этого столба и до обеда. Даже если чело­век ничего не знает о законе тождества и о его разнообразных и многочисленных нарушениях, он, тем не менее, обязательно обратит внимание на то, что в данном высказывании присутст­вует какая-то логическая ошибка (хотя бы он и не мог опреде­лить, какая именно).

Точно так же любой человек, скорее всего, не сможет не заметить некое логическое нарушение в следующих вы­сказываниях: Он не взял устного разрешения в письменной форме; Поедем завтра вечером на рассвете; Она была юной девушкой преклонного возраста и т. п. Далеко не каждый сможет квалифицировать данную ошибку как нарушение логического закона противоречия. Однако, даже если мы ничего не знаем об этом законе, мы чувствуем, или ощуща­ем его нарушение.

Наконец, в повседневной жизни каждый из нас часто слышит и сам употребляет такие выражения, как: Почему я должен тебе верить? Чем ты это докажешь? На каком осно­вании? Обоснуй! Мотивируй! и т. п. Когда мы так говорим, то используем логический закон достаточного основания. Тот, кто не изучал логику, скорее всего, не знаком с этим за­коном и ничего о нем не слышал. Однако, как видим, незна­ние данного логического закона не мешает нам практически, или интуитивно им пользоваться.

Данные примеры свидетельствуют в пользу того, что все люди владеют логикой, независимо от того, изучали они ее или нет. Таким образом, мы практически используем логику задолго до того, как начинаем ее теоретически изучать Воз­никает вопрос: зачем нужно изучать логику, если мы и так ей владеем?

Отвечая на этот вопрос, можно отметить, что то же самое происходит с родным языком: практически мы начинаем им пользоваться в 2,5-3 года своей жизни, а изучать его начи­наем только со школьного возраста. Для чего же мы изучаем родной язык в школе, если задолго до нее и так хорошо им владеем? В 2,5-3 года мы пользуемся языком интуитивно, или бессознательно: практически владея им, мы ничего не знаем не только о склонениях и спряжениях, но также - о словах и буквах и даже - о самом факте того, что в жизни мы постоянно используем язык. Обо всем этом мы узнаем только тогда, когда начинаем изучать его в школьном (или старшем дошкольном) возрасте, в результате чего наше ин­туитивное использование языка постепенно превращается в осознанное - мы начинаем владеть им намного лучше.

 Так и с логикой: владея ей интуитивно и практически по­вседневно ее используя, мы изучаем ее как науку для того, чтобы превратить стихийное использование логики в осоз­нанное, владеть ей еще лучше и пользоваться более эффек­тивно.

Ключевые слова: Логика
Источник: Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Материалы по теме
Логическое существование
Шадрин Д.А., Логика
Основные этапы развития логики
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Логика и язык
Ганеев Б.Т. - Язык. Учебное пособие - 2001
Природа логической импликации
Коэн Моррис, Нагель Эрнест, Введение в логику и научный метод
Что такое индуктивное рассуждение
Коэн Моррис, Нагель Эрнест, Введение в логику и научный метод
Логические ошибки
Коэн Моррис, Нагель Эрнест, Введение в логику и научный метод
Что такое научный метод?
Коэн Моррис, Нагель Эрнест, Введение в логику и научный метод
Теории «Умственных моделей» и дедуктивного вывода Филиппа Джонсона-Лэрда
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий