Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели современного воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
И.Ф. Харламов считает, что «формирование всесторонне и гармонично развитой личности - основная цель современного воспитания». Мы уже говорили выше, что это скорее цель-идеал.
Задачи воспитания он видел в том, чтобы, воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность.
Целью воспитания сегодня является разностороннее развитие личности (умственное, физическое, социокультурное, духовное и нравственное, воспитание активности, самовоспитание и самоподдержка) и помощь в выборе пути, генетически заданному ребенку.
Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:
- философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
- оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
- приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
- раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
- развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
- возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
- формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;
- развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.
Какого ребенка мы хотим воспитать? Каким мы хотим, чтобы он стал в жизни?
Конечно же - физически и психически здоровым, способным поддерживать свое тело и психику в хорошем состоянии (норма) в течение всей жизни; стремящимся к познанию мира и себя, творческую личность, способную реализовать свои интересы и способности в жизни, т.е. выполнить свое бытийное предназначение на Земле. Для этого ему надо освоить разные способности: коммуникативные, умственные (интеллектуальные и познавательные), организаторские, экологические, экономические, гендерные, семейные, эстетические, этические и др. Нравственной и духовно развитой личности, способной сопереживать, любить, творить добро, помогать нуждающимся.
Ребенку нужна помощь со стороны взрослого в освоении духовно-нравственных ценностей, развитии духовно-нравственных качеств и способностей, развитии волевых качеств, оптимизма, усердия. Однако этого недостаточно. Важно обеспечить ребенка способами самозащиты, самоподдержки, воспитать желание помогать другим. Это и есть воспитание в ребенке способности к саморазвитию и самосовершенствованию и помощи другим в этих процессах.
Ведущим педагогическим смыслом нового воспитания является «Жить и трудиться во имя Всеобщего Блага».
Сократ употреблял понятия добро, добродетель в широком значении блага, то есть высшего воплощения нравственного потенциала человека, морального совершенства, достигаемого выполнением высоких нравственных целей наилучшим способом. Для Сократа это означало жить в мире с самим собой, обладать чистой совестью и самоуважением. Идея Всеобщего Блага заключается в признании существования некоторого единственно верного положения вещей, наиболее благоприятного для всей Земли, к которому обязан стремиться каждый всеми возможными способами.
Это способ выживания и процветания человечества на нашей планете.
Это внутренняя желание и мотивация каждого жителя Земли установить справедливость и способствовать всеобщему процветанию, в нахождении, утверждении и действии равной для всех меры свободы и справедливости. В воспитании Стремление к Всеобщему Благу осуществляется в иерархической последовательности снизу вверх - благу семьи, друзей, школьного сообщества, социума, общества в объеме страны, ближайшего дружественного окружения, всей планеты, Космоса. Это формирование:
- уважения к личности и интересам другого человека;
- толерантных взаимоотношений, но не попустительских, нарушающих равноправие;
- умения сочетать общественные и личные интересы, умения строить договорные отношения для реализации целей и интересов;
- мировоззрения, основанного на осознании личной заинтересованности каждого человека, что успех в его жизнедеятельности зависит не только от него, но и успеха других, общества, планеты;
- нравственных качеств (доброта, эмпатия, другодоминантность, социальная активность, оптимизм, усердия, воли, преданность, справедливость);
- способности к сотрудничеству, сотворчеству, сочувствию.
Это признание Благом то, что обеспечивает духовное, социальное, психическое, физическое и материальное развитие личности и общества. В России движение к новому воспитанию осуществляется через социальное воспитание сообразное современной культуре.
Цель социального воспитания - способствовать социальному формированию и социальному развитию личности для осуществления самореализации в соответствии с ее индивидуальными особенностями и социокультурным своеобразием общества.
Задача педагога - помочь, поддержать, защитить ребенка, создать необходимые условия для обеспечения саморазвития и самосовершенствования. В этом и заключаются цели и задачи современного воспитания, построенных на гуманистических идеях, духовно-нравственных ценностях, демократических основах устройства жизнедеятельности ребенка.
Задачи социального воспитания в России:
- Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социализации.
- Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка.
- Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.
- Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.
- Помощь детям и подросткам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни.
Результатом социального воспитания личности является воспитанность ребенка (подростка). Воспитанность это результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации. К. Д. Ушинский отмечал, что воспитанность - это образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты. Говоря о воспитанности Л.И. Новикова в статье «Воспитание как педагогическая категория» пишет о параметрах воспитанности: ориентация его на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, ответственность, креативность, чувство собственного достоинства и независимость, «самостроительство».
Результатом социального воспитания по развитию активности личности является психологическая устойчивость, в основе которой лежит оптимистическое мировоззрение. В условиях быстро изменяющихся социально-экономических, социально-политических и социально-психологических условий российского общества и мира, важнейшим направлением социального воспитания сегодня является воспитание жизненной активности, оптимистических и нравственных качеств личности.
В основе социального воспитания находится социально-педагогическая поддержка ребенка, осуществляемая не только для решения проблем ребенка, но и нацеливающая на продуктивное социальное развитие личности, способствующая самосовершенствованию человека и созидательному развитию общества.