Бухгалтерская отчетность как средство коммуникации

Значимость бухгалтерской отчетности многоаспектна и может быть рассмотрена как в рамках теории бухгалтерского учета и финансов, так и с позиции практикующих бизнесменов и специалистов. Прежде всего следует отметить, что концепция составления и публикации отчетности является краеугольным камнем системы национальных стандартов бухгалтерского учета в большинстве экономически развитых стран. Безусловно, этот факт не случаен. Чем же объясняется такое внимание к отчетности? Логика здесь достаточно очевидна. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово хозяйственной деятельности, т.е. в основном с помощью отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования. Связь бухгалтерии и финансов, вне всякого сомнения, может быть охарактеризована в различных аспектах, в частности, не случайно бухгалтерскую отчетность в экономически развитых странах нередко называют финансовой.

Приоритетная роль бухгалтерской отчетности как основного средства коммуникации проявляется в том, что цель ее и требования, к ней предъявляемые, являются краеугольным камнем при разработке концептуальных основ теории бухгалтерского учета, получивших достаточно широкое распространение в англоязычных странах Запада. Значительный вклад в их формализацию внесли такие известные западные теоретики, как У.Паггон (W.A.Paton), Г.Свини (Я. W.Sweeney), А.Литлтон (А.С.Littleton) н др.

В наиболее общем виде взаимосвязь и взаиморазвитие основных категорий, определяющих концептуальные основы бухгалтерского учета, и роль отчетности в формулировании логики построения этих основ можно представить следующим образом (рис. 3.1).

Все выделенные на схеме категории в той или иной степени отражают управленческую природу учетно-аналитической деятельности. В частности, одним из важнейших принципов бухгалтерского учета является принцип достаточной аналитичности генерируемых в системе и отражаемых в отчетности данных. Очевидно, что далеко не любые полезные сведения могут быть отражены непосредственно в отчетности, часть их приходится давать дополнительно в виде приложений и примечаний к отчетности, аналитических записок, схем, графиков. Это актуализирует проблему содержания и структурирования бухгалтерского отчета. Данная проблема должна рассматриваться в двух аспектах: допустимая степень унификации отчетных форм и собственно структурное представление годового отчета, а ее решение возможно на основе обобщения отечественного опыта, существующего состояния теории и практики подготовки отчетности, практики зарубежных стран, рекомендаций международных учетных стандартов.

Цели бухгалтерской отчетности определяются потребностями пользователей. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также о текущем финансовом положении и происшедших в нем изменениях за отчетный период.

Пользователи информации различны, цели их конкурентны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской информации может быть выполнена различными способами, однако, как правило, выделяют три укрупненные их группы

  • пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию;
  • сами предприятия (точнее, их управленческий персонал);
  • собственно бухгалтеры как представители этой профессии.

Из приведенной схемы следует, что каждая из групп пользователей имеет собственные интересы; только область I отражает совокупность интересов, общих для всех групп. Назначение бухгалтерской отчетности как раз и состоит в том, чтобы в максимально возможной степени сгладить противоречия между интересами различных пользователей.

Конкретизация целей бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами; чаще всего строят иерархическую структуру дерева целей. В частности, можно упомянуть о классификации целей, разработанной в начале 70-х годов исследовательской группой Роберта Трублада (R.M.Trueblood) в рамках проекта по созданию концептуальных основ бухгалтерского учета в США. В этой классификации выделено двенадцать взаимосвязанных целей, специфицирующих требования различных пользователей [Belkaoui, с. 178—188].

Исключительно важным для понимания логики построения отчетности является идентификация качественных характеристик информации, циркулирующей в системе учета вообще и в отчетности в частности. Вновь можно упомянуть о разработках американских специалистов, предложивших описание этих характеристик в виде определенной иерархической структуры (рис. 3.3). Все представленные на схеме характеристики легко интерпретируются, поэтому мы не будем вдаваться в пространный комментарий по этому поводу.

Остальные элементы концептуальных основ бухгалтерского учета, представленные на рис. 3.1, носят достаточно специфический учетный характер, а их описание можно найти в соответствующей отечественной и зарубежной литературе по теории бухгалтерского учета, в частности, в работах Я.В.Соколова, В.Д.Новодворского, М.И.Кутера, У.С.Хендриксе иа, А.Р.Белкаои, М.Мунитца и др.

Одно из основных достоинств бухгалтерской отчетности как средства коммуникации — ее аналитические возможности. Анализ годового отчета компании входит в число основных разделов текущей деятельности финансового менеджера. Важность его предопределяется тем обстоятельством, что в условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов, являющаяся по сути единственным средством коммуникации, достоверность которого весьма высока и при определенных условиях подтверждена независимым аудитом, становится важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Именно бухгалтерская отчетность в совокупности со статистической и текущей информацией финансового характера, публикуемой соответствующими агентствами в виде аналитических обзоров о состоянии рынка капитала, позволяет получить первое и достаточно объективное представление о состоянии и тенденциях изменения экономического потенциала возможного контрагента или объекта инвестиций.

Сталкиваться с бухгалтерской отчетностью приходится многим специалистам и руководителям, причем далеко не все они в достаточной степени владеют основами бухгалтерского учета. Тем не менее, желая провести анализ отчетности или хотя бы понять ее содержание и привлекая для этого известные из учебно-методической литературы методики, процедуры и алгоритмы, они рассчитывают серию аналитических показателей и далее мучительно пытаются дать им экономическую интерпретацию. Такой кавалерийский наскок на бухгалтерскую отчетность редко приводит к успеху, а иногда имеет и прямо противоположный эффект. Нужна не только определенная система в проведении анализа, но необходимы и некоторые усилия в подготовке (или самоподготовке) по вопросам, на первый взгляд, имеющим лишь косвенное отношение к собственно анализу.

Существующая бухгалтерская отчетность трудна для восприятия даже специалисту. Вместе с тем многие потенциальные ее пользователи не имеют базового бухгалтерского образования, не владеют техникой учета, не знают взаимосвязей отчетных форм, экономического смысла многих статей. Поэтому вполне резонен вопрос: можно ли понять отчетность, не зная принципов учета, двойной записи, основной бухгалтерской процедуры и т.п.? Иными словами, можно ли двигаться от отчетности как исходного элемента или к ней нужно прийти как к завершающему элементу науки и практики бухгалтерского учета, начав с изучения системы счетов, первичных документов, основной процедуры учета и т.д.

Эта дилемма не является чем-то новым и необычным. Более того, даже в собственно бухгалтерском учете при изложении теории известны два подхода к пониманию его логики и сути: а) от счетов к балансу; б) от баланса к счетам. Первый подход является доминирующим в исторической перспективе. Второй подход впервые был предложен И.Шером в 1890 г. и позднее поддержан в России Н.С.Лунским [Соколов, 1985, с.109]. Если с позиции теории и практики подготовки бухгалтеров можно дискутировать на тему, какой из этих подходов лучше, то с позиции пользователей отчетности эта дилемма нередко решается в практической плоскости — многие из них могут не иметь достаточных знаний в области бухгалтерского учета и впервые сталкиваются с ним, когда возникает необходимость чтения отчетности, иными словами, они получают элементарные познания об учете через призму отчетности. Тем не менее и при таком подходе необходима определенная система.

В частности, имеются достаточные основания утверждать, что умение работы с бухгалтерской отчетностью предполагают по крайней мере знание и понимание:

  • места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения деятельности финансового менеджера;
  • нормативных документов, регулирующих ее составление и представление;
  • состава и содержания отчетности;
  • методики ее чтения и анализа.
Источник: 
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006. — 768 с,; ил, —Ci ISBN 5-279-01907-0
Темы: 
Материалы по теме
Этапы и стандартные приемы (методы) анализа бухгалтерской отчетности
Финансовый Анализ Управление Финансами, Н.Н. СЕЛЕЗНЕВА, А.Ф. ИОНОВА, г. Москва 2006
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Методы стоимостного измерения в бухгалтерском учете
Бородина В.В., Родионова Н.П. - Теория бухгалтерского учета (Высшее образование)
Задачи реформирования бухгалтерского учета
Пошерстник Н.В. - Бухгалтерский учет на современном предприятии - 2007
Положения (стандарты) бухгалтерского учета
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Понятие о счетах, их виды, содержание
Бородина В.В., Родионова Н.П. - Теория бухгалтерского учета (Высшее образование)
Права и обязанности главных бухгалтеров
Пошерстник Н.В. - Бухгалтерский учет на современном предприятии - 2007
Основные требования к ведению бухгалтерского учета
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Оставить комментарий