Умение читать - приносит вред!

Аватар пользователя Балыкин Александр
Психолог, Педагог · г. Москва
5 лет на сайте, рейтинг: 249

Странное заявление, не правда ли?
Но с точки зрения того факта, что люди не в полной мере понимают что они читают из-за того, что не знают значения слов и понятий - в этом случае умение читать действительно приносит вред.

В чем вред?


1. В том, что читая и не понимая написанного, человек создает в своём уме ложные образы, и тем самым еще больше становится оторванным от существующей реальности, и при этом ему кажется, что он обладает знаниями.

Например, если человек знает что-то, он может показать это. Ткните пальцем в слова, которые вы часто употребляете: "я", "он", "мы", "человек", "жизнь", "время". И вы сто процентов не сможет это сделать, потому что не знаете что стоит за этими словами.

Начитавшись умных книг, но не поняв что там написано (уверен, что и писавший тоже не понимал, что пишет), человеку кажется, что он получил знания. Но почему-то после прочтения умных книг этот человек не стал более разумным и адекватным в реальной жизни.

Не понимая слов, люди с пеной у рта доказывают своё заблуждение другим, и даже не осознают, что они не знают то, о чем говорят. Не "В споре рождается истина", а "Спор рассудит истина" (с)А.И.Балыкин.
 
2. Вред в том, что используя факт непонимания читающим (слушающим) значения слов, другие манипулируют сознанием, подсовывая им красивые слова, за которыми ничего нет.
 
Особенно этим пользуются представители правящих элит, заявляя, что "наивысшей ценностью в нашем государстве является человек", но при этом урезают финансирование на социальные программы, увеличивая военный бюджет и распродавая территорию представителям других государств. А слушающие эти слова даже не понимают, что их будущее не совсем такое, какое им рисуют словами их руководители, которых они выбирают и поддерживают.
 
Да и в семье грешат манипуляциями на основе не понимания слов. Родители говорят своим детям: "Мы хотим, чтобы ты вырос хорошим человеком!" - а что, сейчас ребенок не хороший человек? А тогда какой он - испорченный, как гнилой помидор?
 
Или женщина говорит: "Сейчас нет настоящих мужчин!" - а как тогда назвать тех, у кого половые органы называются "член"? Ведь мужчина, это лицо, противоположное женщине по полу (из словаря русского языка Ожегова).
 
В итоге люди в основе своей невежественны (посмотрите значение слова «невежество» в словаре Ожегова), хоть и имеют научные звания и обладают статусом в обществе. Своё невежество они пишут в книгах, излагают на телевидении, внушают ежедневно друг другу.
 
Таким образом мы все являемся заложниками собственного невежества, основанного на непонимании слов, которыми ежедневно пользуемся.
 


Рене Декарт (французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики) писал:

«Определяйте значения слов - и вы избавите человечество от половины его заблуждений».


 
Что же нужно для того, чтобы начать прояснять слова? Для этого нужно:

  1. Осознать, что ты и твоё окружение не понимаете что означают слова которыми вы пользуетесь.
  2. Принять решение наработать навык прояснение слов и понятий как самому себе, так и своему окружению.

Для выполнения п.2 используйте словари русского языка, а также Способ прояснения понятий (автор Александр Балыкин):
 
1.Покажи (если есть такая возможность) реальный проясняемый предмет, действие, свойство или нарисуй рисунок ______ (проясняемого слова).
2. Проясни слово (понятие) по словарю во всех дефинициях (если нет возможности показать реально существующий предмет, действие или свойство, называемое проясняемым словом), начиная с подходящего по контексту.
3. Посмотри в окружающей тебя сейчас обстановке:

  • что похоже на ______ (проясняемое слово)?
  • где ______ (проясняемое слово) можно применить в окружающей тебя обстановке?
  • как или из чего можно сделать ______ (проясняемое слово)?

4. Что является противоположностью ______ (проясняемое слово)? Составь с ______ (проясняемое слово) и его противоположностью предложения, или покажи на предметах.
5. Если бы это была __________ (старуха, ребенок, бизнесмен, …), как бы ты ей (ему) объяснил ______ (проясняемое слово)?
6. Как бы __________ (старуха, ребенок, бизнесмен, …) тебе объяснил(а) ______ (проясняемое слово)?
7. Какая функция ______ (проясняемое слово)? Найди в окружающей тебя обстановке сходство ______ (проясняемое слово) с чем-либо по его функции.
8. Дай свое определение ______ (проясняемое слово). Теперь пусть напарник даст определение. Дай по-другому определение ______ (проясняемое слово), не повторяясь с первым своим определением.
9. Составь предложения раскрыв значение ______ (проясняемое слово).
10. Используй это слово в бытовой ситуации в общении с кем-нибудь.
 
Важно понимать, что есть полностью непонятые слова, не полностью понятые, ложное понимание, эмоционально нагруженные слова. Полностью непонятые слова не вызовут у вас трудностей в прояснении, т.к. вы осознаете, что их не знаете. Самым коварным являются не полностью понятые и ложно понятые слова, т.к. вы не осознаете того, что их не понимаете, но думаете, что их знаете. Именно эти слова и нужно прояснять в первую очередь используя Способ прояснения понятий. В предлагаемом видео я проясняю основные слова и понятия группе студентов, используя предметы: 

-----
С уважением,
Балыкин Александр Иванович

Ключевые слова: не указаны
Оставить комментарий