Осторожно КОУЧ или психологическая лихорадка

Я не психолог. Я без претензий на экспертность. Я просто хочу поразмышлять над тем, что вижу и что меня волнует. В силу личностных интересов мне часто приходится знакомиться с происходящим на рынке психологических услуг. Да-да вы не ослышались и не очитались - РЫНКЕ психологических или тренинговых услуг. Потому что эта, некогда социально-значимая узкая область профессиональной деятельности, призванная помочь человеку обрести гармонию в жизни, сегодня превратилась в МОДНЫЙ БИЗНЕС по достаточно непыльному отъему денег.

Тренинг по теме, как проводить тренинги по проведению тренингов за большие деньги. Зарабатывает естественно тот, кто находится вверху пирамиды. Профессионально-состоятельные специалисты тонут в море желающих половить «в мутной водичке» легкой рыбки. И в этих условиях обывателю проще простого попасть в сети нечистоплотных ребят. Имена этих «легендарных», и несомненно «лучших» специалистов я называть не буду, Вы их наверняка знаете – они у всех на слуху. Характерно чем громче имя в широких массах , тем менее оно значимо в профессиональной среде. Здесь правит «закон больших чисел» и популярность тренера не зависит от отношения к нему коллег, поскольку размер общей выборка потребителей информации не способных оценить его как профессионала, на порядки больше доли лиц обладающих компетенцией. Следовательно долей последних можно пренебречь.

Как избежать ошибок в выборе психолога либо тренера(коуча)? Ответ на поверхности - нужно анализировать получаемую информацию на признаки разрушающие доверие. Для этого поробую выделить такие признаки:

1. Конечно же привлекает наше внимание потрясая искусственным фаллосом на глазах у изумленной публики или использует какую-нибудь другую технику шокирования и похищения нашего внимания.

2.Обосновывает (возможно и в наукообразной форме) наше моральное право на доминирование над другой личностью, на использование манипулятивных техник по отношению к другим личностям. Это же так приятно и комфортно менять мир вокруг себя не изменяя себя. «Пусть мир принимает меня таким как есть!» , «В любви кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить!», «Быть царем или царицей! Мы этого достойны, не правда ли!?»,

3.Предлагает нам мировоззренческую концепцию, ведущую к успеху в его массовом понимании. Мы живем в доминирующей капиталистической системе ценностей, значит «успех» в массе отождествляется с количеством добытых «зеленых тенге». Моральное право учить может только человек сам достигший «успеха». Следовательно человек берущий 3000$ за краткосрочный курс безусловно является «успешным» а следовательно имеющим моральное право учить технологии успеха. Все, логический треугольник Аристотеля замкнулся! Только мы не учитываем тот факт, что мы сами дали ему право замкнуть логическую конструкцию переложив «хрустяшки» из своего в его карман.

4.Мы сможем почти без усилий вернуть вложенные в тренинг деньги, передав эту бесценную информацию другим за те же деньги. Ведь сам «УЧИТЕЛЬ» свернул свой успешный аптечный бизнес, продал домик в Майами, деревообрабатывающий цех , только для того чтобы вложить деньги в новое дело своей жизни. И вот он теперь готов поделиться секретом успеха с нами, т.е. искренне подготовить себе конкурентов в этой ограниченной кормовой базе.

5. Предлагает нам гарантированный результат, при минимуме усилий над собой. Надо только расслабиться, расширить сознание и подключиться к нужному энергетическому или информационному каналу!;)

6. Обоснованно снимает с нас ответственность за наши действия. «Ведь нами движут инстинкты, ведь это еще дедушка Фрейд доказал», тоже кстати имя громкое многие слышали, но из тех кто слышал мало кто изучал! Обоснование биологической полигамности мужчин и женщин. Без учета человеческого разума и воли и порождаемой ими этики – что собственно и отличает нас от животных.

7. Такой «УЧИТЕЛЬ» не поведет вас путем осознания традиционных ценностей, он пойдет за вашей страстью к познанию нового, и будет ее эксплуатировать. Поэтому готовьтесь – вас будут удивлять! Вы же за этим пришли. Вы же заплатили такие деньги не за то чтобы услышать то, что неоднократно слышали от своих бабушек и дедушек, воспринимали как назидание и совершенно бесплатно.

8. Использует в своих лекциях множество непонятных терминов или словесных конструкций из общеупотребимых слов, с непонятным смыслом. Цель – вызвать охранительное торможение, при котором мозг человек находится в состоянии близком ко сну, при всех внешних признаках бодрствования организма. Характерным для этого состояния является подавление воли со всеми вытекающими для нас последствиями. Скорее всего мы выберем себе специалиста который в той или иной степени будет подтверждать наши внутренние установки или решения. В этих условиях нам будет непросто выявить вышеперечисленные признаки.

И главное, что нам надо помнить – успешным становится человек не давший себя обмануть, или как минимум сделавший выводы из имевшихся в жизни подобных ситуаций. Конечно же совсем необязательно мы столкнемся именно с этими примерами или признаками, но все что касается личностного развития надо подвергать критическому осмыслению. И в помощь нам разум, опыт и здоровая ирония. Успехов всем в личностном росте!

Левшаков Ф.Э.