Близнецовый метод в психогенетике

Близнецовый метод основан на существовании двух типов близнецов. Однояйцевые, или монозиготные, близнецы, так показывает само название, развиваются из одной оплодот-иоренной яйцеклетки (зиготы). После того как зигота начинает делиться, на какой-то стадии развития возможно отделение лепящихся клеток друг от друга и разделение на два зародыша, каждый из которых начинает развиваться самостоятельно, как отдельный организм.

Разнояйцевые, или дизиготные, близнецы образуются при оплодотворении двух (и более) яйцеклеток и с самого начала развития представляют собой разные организмы.

генетической точки зрения монозиготные близнецы полностью идентичны, у них на 100% одни и те же гены. Природа в данном случае производит клонирование человека (клон - это группа генетически идентичных особей). Частота встречаемости монозиготных близнецов составляет примерно 4 случим на 1000 рождений, и этот показатель довольно стабилен в разных популяциях. Если у человека это довольно редкое явление, то у некоторых млекопитающих такой вариант бесполого размножения имеет место на регулярной основе (у броненосцев, как правило, рождаются монозиготные двойни и четверни).

Дизиготные близнецы с генетической точки зрения так же близки, как обычные дети одних и тех же родителей (общими являются примерно 50% генов). В отличие от монозиготных близнецов дизиготные близнецы могут быть разнополыми.

В классическом варианте близнецового метода исходят из оценок внутрипарного сходства близнецов. Для дискретных признаков используют понятия конкордантности и дискордантности. Если признак проявился у обоих близнецов (например, оба заболели шизофренией), говорят о конкордантности по этому признаку. Если у одного близнеца в фенотипе признак проявляется, а у другого нет (один болен, а другой остался здоровым), то речь идет о дискордантности. Так как монозиготные близнецы имеют одинаковый генотип, то кон-кордантность у них, как правило, выше, чем у дизиготных.

Следует подчеркнуть, что морфологические признаки человека в большей степени подвержены генетическому контролю, чем особенности психики. Об этом свидетельствует анализ коэффициента интеллекта у монозигот. Так, при совместном воспитании его конкордантность составляет 91 %, а у выросших в разных условиях - 67 %.

Ключевые слова: Генетика
Материалы по теме
Генетическая обусловленность психологических различий мужчин и женщин
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Закон Харди - Вайнберга сущность, условия выполнения, применение
...
Волновая генетика П.П. Гаряева
Вознюк А.В. Наследственность VS воспитание : монография. Житомир, 2020. - 102 с.
Вызванные потенциалы в психогенетике
Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.
Основы популяционной генетики
...
Представления о генезисе способностей и одаренности при функционально-генетическом подходе
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Психогенетика двигательных функций
Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.
Закон независимого распределения
...
Оставить комментарий