Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы

Общая характеристика. Исторически бихевиоризм сформировался как первое научно обоснованное течение в первозданном хаосе психотерапии. Бихевиористские, или бихевириальные (от англ. behavior —поведение), методы психотерапии подразумевают изменение неадекватного поведения путем научения индивида нужной модели поведения, точнее, той которая помогала бы ему справиться (или избежать встречи) со своей психотерапевтической проблемой. С помощью психотерапевта индивид обучается и педантично тренирует адаптивную модель поведения, чтобы в дальнейшем свободно использовать в обыденной жизни.

В основу теории бихевиоризма легли исследования английского ученого Б.Ф. Скиннера. Ученый утилитарно рассматривал личность как «сумму паттернов поведения», «совокупности поведенческих реакций».

Процесс «научения» адекватной модели поведения основан на феномене так называемого оперантного обусловливания, суть которого - установление связи между моделью поведения и реакцией оружающей среды на нее. Каждый желаемый и нежелаемый поведенческий акт сопровождается, соответственно, либо поощрением, либо осуждением со стороны авторитетной персоны. Вследствие этого модель поведения либо закрепляется (позитивное подкрепление), либо, напротив, отрицается (негативное подкрепление). Так происходит формирование ориентации на выбор адекватной модели поведения. Феномен оперантного обусловливания - это общий закон, частным приложением которого является известный со школы условный рефлекс И.Павлова.

Исходя из сути оперантного обусловливания будет правильным считать, что психотерапевт-бихевиорист работает не столько с болезнью (психотерапевтической проблемой, неврозом), сколько с ее внешними симптомами в виде неправильного (или недостаточно эффективного) поведения. Поведенческая психотерапия имеет сугубо прагматическую цель: улучшить взаимодействие индивида с социумом. Достигается она путем тренинга недостающих навыков, Обратной стороны недостатка навыка, точнее, его подоплекой, обычно выступают неуверенность и страх. Потому еще одной задачей биохевиористского направления может быть приучение переносить какие-либо пугающие воздействия. Стоит заметить, что большинство поведенческих методов обычно дополняют элементами когнитивного воздействия, проще говоря, разъяснения и убеждения.

Бихевиаристские методы психотерапии выступают линией первой помощи в работе с детьми и служат мощным подспорьем в обучении взрослых. Суть данных методов удобно рассмотреть на примере различной формы тренингов.

Трениги

В последние десятилетия стали популярными формы группового обучения, построенные на искусственном моделировании различных ситуаций. Такое обучение иначе называют тренингом.

Цель тренинга - обретение опыта новых знаний, нового видения, изменение своего мировосприятия и мировоззрения. Задачами, в общем случае, являются: осознание границ своих знаний, своих возможностей, приобретение уверенности в себе, разрушение старых стереотипов и видение новых перспектив.

Суть тренинга - погружение в искусственную или реальную среду с заданными условиями безопасности; указанные условия обеспечиваются изначально куратором тренинга (писхологом). При тренинге его участники пребывают в рамках правил некоей условной игры, максимально приближенной к реальности. Можно сказать, что тренинг - это «облегченная» часть реальной жизни; проживая ее, каждый участник осваивает новую модель восприятия и собственного поведения. Каждый участник тренинга может поучаствовать и наблюдать за воспроизведением реальности.

Формы и методы тренингов. В конструкции тренинга уместно рассмотреть его базовые составляющие: формы и методы, предварительная работа, способы коммуникации и правила, наконец, собственно результат.

В тренингах используются разные методы. Базовыми являются: групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности, медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.

Исходя из целей, можно выделить два типа тренинга: «локальный», цель которого - научение новой модели поведения; и - «глобальный», в котором цель значительно масштабнее - изменение мировосприятия личности. Естественно, последняя и более затратная с точки зрения используемых ресурсов (квалификации психолога, длительности работы, степени отдачи клиента).

Приведем пример тренинга с локальной задачей. Известно, в юности многие люди испытывают дискомфорт в общении с противоположным полом вследствие природной застенчивости. Предположим, психолог собрал группу таких лиц для обучения поведению в ситуации знакомства. Один из возможных вариантов: участники делятся на пары по полу. Вначале Он активно пытается отыскать подходящий предлог и тему для знакомства; Она вежливо, но решительно отвергает все его попытки. Затем пара меняется ролями. Остальные участники являются активными зрителями. Время от времени психолог, он же - ведущий тренинга, дает команду остановить диалоги и приступить к обсуждению. Участники и зрители обмениваются впечатлениями и мнениями; особое внимание следует уделить внутренним ощущениям и переживаниям. В контексте данного тренинга выясняется, что, в конце концов, не столь важно что сказано, как то, как это произнесено, каким тоном, с каким выражением, с каким настроением говорящего. Психолог после высказываний участников дает свою оценку их действий, анализирует неявные, завуалированные и скрытые аспекты мотивов поведения, выявляет «зажимы» и проблемные места, указывает на возможный способ их преодоления. После обсуждения участники возвращаются к исполнению своих ролей в сцене знакомства. Как вариант, это уже оговаривалось ранее, возможна смена ролей либо участников. Например, интересный прием: слушатели (один или два участника) выступают в роли психолога. Естественно, искусственная ситуация будет развиваться иначе, чем планировалась изначально по плану, но данную версию полезно исследовать до конца. В конце рабочего дня проводится финальное обсуждение (рефлексия, см. ниже), подведение итогов; психолог может также дать домашнее задание.

Как видно, подобных игровых сценок-ролей можно придумать великое множество на любую тему - в зависимости от предпочтений психолога и его участников, включая даже их сиюминутное настроение. Трудного в написании сценария тренинга немного, надо лишь немного творчества и фантазии; сложности возникают на этапах его выполнения и, особенно, обсуждений; последние требуют немалого мастерства и глубоких профессиональных знаний психолога.

Опыт проведения тренингов позволил сформулировать некоторые универсальные и обязательные для всех участников правила, без которых эффективность тренинга может быть сведена к нулю.

Предварительная работа. Серьезное внимание отводится предварительной работе по организации и проведению тренинга. Прежде всего, психолог обязан для самого себя четко представлять цели, задачи и разработать план тренинга. Он также должен хорошо видеть перспективы возможных вариантов, знать, каким образом проще и нагляднее представить проблему в ином свете; уметь предложить альтернативные модели поведения; научить (!!!) альтернативным моделям поведения; поднять самооценку личности (уровень уверенности в своих силах).

Конечно, важно сформировать такой состав группы, которой бы полностью соответствовал поставленным целям цели и задач тренинга. Увы, это хорошо в теории, но на практике никогда не реализуется на 100%; именно поэтому в ходе работы происходит естественный отсев участников.

На общем собрании группы психолог внятно формулирует проблему; рассказывает о правилах поведения участников, проясняет и согласовывает неясные моменты. Надо, чтобы для каждого участника все было предельно ясно, чтобы психолог стал для каждого уважаемым Учителем, авторитетом, и, в свою очередь, каждый стал для психолога надежным союзником.

Способы коммуникации. Специально оговариваются способы общения (коммуникации) участников. На предварительном этапе специально оговариваются способы общения (коммуникации) участников. В ходе тренинга следует следить и заострять внимание каждого участника на:

  • корректной речи и точности формулировок;
  • позиции разговора «взрослого со взрослым»;
  • избегании слов «Ты виноват!» и «Нет!»;
  • акценте на собственных ощущениях, позиции, отношении;
  • избегании эмоционального негатива к собеседнику и пессимизма по отношению самого себя;
  • использовании позитива и мягкого юмора;
  • использовании законов НЛП - обращение внимания на визуальные, аудиальные и кинестетические сигналы, правил активного слушания - дайте собеседнику выговориться!

Особый акцент делают на необходимости разотождествления личности (Я) и проблемы, а также принятии на себя ответственности за свою жизнь.

Универсальные правила тренингов.
Существует условный стандарт (правила) проведения тренингов. Он таков:

  • будь активным в работе: не жди, не молчи, действуй;
  • четко сформулируй еще до начала занятий, чего ты хочешь достичь в ходе тренинга;
  • точно выполняй все задания ведущего;
  • подчиняйся инструктору без внутренних споров;
  • слушай и услышь себя, другого участника, всю группу;
  • настройся на успех в тренинге;
  • каждый день занятий важен для твоего успеха в тренинге;
  • сразу применяй в жизни то, что узнал и чему научился на тренинге.

>    Правило трех «П».
Пойми оппонента («я понимаю твою позицию»), прими («я принимаю тебя таким, какой ты есть») и поддержи его («я поддерживаю тебя и твою индивидуальность»).

>    Правило пунктуальности
Запрет на опоздания, высказывания - в рамках регламента. Для опоздавших - штраф, желательно - объединяющий группу. К примеру, опоздание на 10 минут = 1 литр сока или 1 кг фруктов для всей группы.

>    Правило актуального общения
Любое общение в рамках тренинга должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются текущие мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

>    Правило конфиденциальности
Вся личная информация о других участниках остается навсегда закрытой для не участников.

>    Правило персонификации высказываний (правило «Я»)
Любые высказывания вроде: «Все знают, что...», «Мы все считаем...» всегда являются либо продуктом предельно субъективного, шаблонизированного мышления, либо попыткой манипуляции. Ни то, ни другое не продуктивно само по себе и уж безусловно мешает достижению целей тренинга. Поэтому автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю, я думаю, я уверен». То же касается и адресата высказывания: оно адресуется не «Некоторым товарищам» и не «Таким, как Алексей», а лично Алексею.

>    Правило искренности и уважительности
В нашем мире всеобщего лукавства важно хоть немного побыть искренним и проявить максимум уважения к другим участникам, для чего придерживаемся правила этики «говорит один».

>    Правило «Говорит один»
Говорит только один, остальные его внимательно слушают (не перебивая и не комментируя); говорит кратко и по делу.

>    Правило обратной связи (рекомендации, или конструктивная критика).
Это правило психологов направления НЛП: «нет критики, бывает обратная связь», все участники на тренинги учатся, и потому задача остальных членов группы - дать субъекту максимальное число рекомендаций. При этом следует помнить, что формулировка рекомендаций должна быть максимально нейтральной, без оттенка осуждения (последнему как показывает практика, обычно приходится долго учиться!).

>    Правило фокусировки на сильных сторонах личности
Давая рекомендации, каждый участник должен освоить технику фокусировки решения проблемы не столько на констатации слабостей личности, сколько на умелом использовании ее сильных сторон. Исправлять слабости гораздо труднее, чем воспользоваться уже имеющимися преимуществами сильных резервов личности. В скобках, однако, следует заметить следующее: на самом деле, игнорирование слабостей есть лишь блеф, профанация глубокой конструктивной психологической работы, поскольку рано или поздно в самый неподходящий момент слабости все равно вылезут на поверхность, как гвоздь в подошве. Но работа со слабостями - прерогатива психолога, а не участников тренинга.

>    Правило «стоп».
У каждого есть возможность, сказав «стоп», «выключиться» из игры или упражнения в силу физических ограничений или принципиальных убеждений без объяснения причин.

>    Правило «освободи сознание».
Правило основано на древней притче. «Однажды в поисках мудрости некий молодой человек обратился к старому мудрецу за советом. Вместо ответа мудрец предложил выпить с ним чай; поставил на стол чашку, стал наливать в нее воду. Постепенно вода заполнила чашку и начала выливаться за края на стол. Ищущий закричал: «Что ты делаешь?» И тогда мудрец ответил: «Посмотри, я не могу налить в чашку больше, чем в ней уже есть. Как же я не могу научить мудрости тебя, если чаша твоих знаний заполнена? Вначале освободи свой ум». Итак, для того, чтобы узнать что-то новое, необходимо хотя бы на время тренинга попытаться взглянуть на мир новыми глазами.

>    Правило перемещения (не обязательное).
После каждого перерыва перемещайтесь на любое новое место, кроме соседнего. Дело в том, что, в зависимости от размещения, участники по-разному усваивают информацию от тренера. Лучше всего воспринимают информацию те, кто сидит в центре круга, прямо перед тренером, в зоне 45 градусов. Перемещения позволяет отчасти нивелировать такую дискредитацию, да и вообще, вносят новое в жизнь.

>    Правило рефлексии.
Рефлексия - это медитативный, несуетный анализ только что полученного опыты (проведенного тренинга), подведение итогов. Абсолютно каждый человек, прошедший тренинг, должен что-то сказать о тревожащей его теме, в идеале - раскрыться, полностью «выговориться». Самому психологу желательно услышать ответы на следующие вопросы:

  • Что мне понравилось, самый запоминающийся момент во время тренинга?
  • Что я бы улучшил в себе, в группе, в инструкторе?

Характеристика отдельных методов групповых тренингов
Подавляющее большинство методов поведенческой терапии рассчитано на обучение в группе численностью до 10-12 человек. Такие группы иногда называют тренинг-группами, или Т-группами. Количество участников в них определяется законами управления: при расширении группы контроль и управляемость со стороны руководителя-тренера резко падает.

Наибольшее распространение среди методов поведенческой терапии получили так называемые тренинги умений. Они подразумевают обучение по специальным программам отдельных моделей поведения, необходимых для решения бытовых или (чаще) профессиональных задач. В частности, за рубежом хорошо зарекомендовали себя так называемые тренинги социальных привычек (Social Skills Trainings), предназначенные для повышения социальной адаптации пожилых или больных лиц, например, научение ухаживания за собой в условиях приобретенной инвалидности.

Пользуются популярностью тренинговые программы «антистресса» и снижения тревожности, приобретения уверенности в себе, приобретения коммуникативных навыков и т.д. Групповая форма обучения, где участники объединены единой проблемой, с которой не могут справиться самостоятельно, позволяет создать своего рода команду единомышленников. В такой группе притупляется чувство ущербности, обычно присущее каждому участнику. Этот фактор, равно как и фактор соперничества, позволяет в целом получать заметно лучшие по сравнению с индивидуальным обучением результаты. По этому поводу адепт психоанализа А. Адлер тонко заметил, что лучшее лечение от неврозов и проблем — это переключение внимания с собственной персоны на помощь другим в решении этих проблем.

В группах тренингов уверенности (ассертивности, социальной компетентности, коммуникативной компетентности) отрабатываются навыки позитивной социальной активности с развитием чувства самодостаточности. Это:

  • умение осознавать и выражать свои чувства, потребности и ожидания;
  • умение не стесняться обращаться с просьбой даже к малознакомым людям, не обескураживаться, получая отказ;
  • умение не бояться самому ответить отказом, не чувствуя при этом вины;
  • умение отстаивать свои законные права и т.п.

Индивиду демонстрируют желательные модели поведения. Он осваивает каждую из них, вновь и вновь повторяя с разными лицами в разных ситуациях. Тренер объясняет ошибки и вносит нужные поправки. Например, в тренинге уверенности часто используют упражнения типа спросить прохожего, который час или как куда-то пройти; подробно расспросить о каком-либо товаре в магазине, не покупая его; возразить кому-либо, отстаивая свои нарушенные права и т.п.

Существует перечень важнейших личностных прав, которые следует научиться свободно и естественно отстаивать и использовать. В основе этого перечня лежит право иметь права. Понимание этого тезиса наделяет внутренней уверенностью в своей правоте, наполняет решимостью в отстаивании своей позиции. Речь идет не только и не столько о юридических правах, сколько о праве личности вести себя уверенно и независимо, даже если кому-то это не нравится и этот кто-то привык к иному и ожидал от своего оппонента нерешительного, зависимого поведения.

Базовое право иметь права может быть представлено разными вариантами. Прежде всего это право на независимость своей жизни. Под ним понимают право на независимость в выборе и принятии собственных решений, а также поступках. Это также право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя при этом виноватым. Право аргументировать свой отказ, даже если причины его субъективны. Это право быть одному. Любой имеет право отказаться от ненужного или нежелательного для него в данный момент общения, не чувствуя при этом смущения и вины. Это право получить то, за что платишь, и просить то, чего хочешь. Оно подразумевает право получить за оплату или труд то, на что рассчитываешь, и требовать это с оппонента. Тезис особо актуален в конфликтном обществе. Он предполагает внутреннюю свободу в высказывании любой просьбы. Это также право быть выслушанным и серьезно воспринятым. Позиция завоевывается правильной линией поведения и внутренним ощущением своей правоты, основанной на самодостаточности, самоуважении и решимости.

Специфическим направлением тренингов уверенности выступают так называемые коммуникативные тренинги. В современном обществе они широко востребованы, поскольку предлагают обучение разным аспектам общения. В частности, для облегчения межличностных отношений участники осваивают такие навыки общения, которые не провоцируют защитных реакций у собеседника. Вначале идет показ необходимых моделей поведения, а затем начинается собственно тренинг. Его суть — повторение показанного и «примерка на себя» этих моделей в разных ситуациях. Фактически идет процесс научения. Пристальное внимание при освоении алгоритма коммуникации обращают на элемент неосознанного сопротивления. У оппонента не должно возникать инстинктивного желания либо отгородиться от общения, либо отреагировать на него в той или иной мере раздражительно, агрессивно.

В коммуникации выделяют четыре вида поведенческих умений:

  • развитие эмпатии (понимания внутреннего состояния другого человека)13;
  • совершенствование открытого выражения положительных чувств, направленных на оппонента и вызывающих («провоцирующих» по механизму обратной связи) соответствующее отношение его к вам;
  • свободное переключение на новую модель действия, основанную на эмпатическом ответе (эмоциональном сопереживании), а не на привычно-устоявшемся навыке импульсивного выражения эгоистических чувств;
  • фасилитация (содействие-поддержка) — подготовка к обучению указанным навыкам других лиц (естественно, при условии свободного владения ими самим индивидом).

Весьма своеобразным и в свое время популярным методом тренинга, направленным на сплочение коллектива единомышленников (создание команды), является прием так называемого мозгового штурма. Практическая цель его — стимулирование творческой активности. Перед участниками, обычно это группа из 5-12 человек, ставится некая, нередко весьма абстрактная, проблема. Надо найти ее решение. Высказывание любых, даже самых фантастических изобретательских идей и их групповое обсуждение осуществляется непрерывно до полной усталости участников либо потери ими интереса к такой работе. Действуют следующие правила работы группы: краткость (1-2 мин) и понятливость выступления; свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и малореальных; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. В ходе групповой работы отчетливо выделяются лидеры, энтузиасты, пессимисты, фантазеры, скептики, пассивные наблюдатели и пр. Отдельные исследователи упоминали о достижении инсайта в результате такой работы. Действительно, в процессе «мозгового штурма» возможны элементы прозрения, но они ограничены исключительно рамками решаемой проблемы и никоим образом не имеют отношения к озарению и понятию инсайта, принятому в психологии. «Штурм» осуществляется преимущественно рациональным, логическим сознанием и в обстановке некоего социума. Эти факторы начисто исключают наблюдение личности над своей внутренней эмоциональной сферой, потому даже сама постановка вопроса об инсайте будет вряд ли корректна и оправданна.

Индивидуально-ориентированные методы

В современной психокоррекции, в том числе и бихевиористском направлении, используют принцип многообразия подходов и множественности техник. Наиболее полно этот тезис отражен в моделях лечения страхов. Вот некоторые из них.

Метод систематической десенситивизации (лат. sensitivus — чувствительный), иначе метод стимульного контроля, используют для избавления от различных страхов. Суть его — в постепенном, шаг за шагом, приближении к источнику страха (опасной ситуации). Неотъемлемыми элементами являются предварительное овладение релаксирующими техниками и методами контроля и управление своим состоянием. Предполагает составление иерархии (рейтинга) обуревающих страхов.

Метод аверсивной терапии заключается в прямом соединении проблемного поведения с наказующим стимулом. Например, одновременный прием алкоголя с рвотным средством. Это приводит к естественному уходу от проблемного поведения по механизму отрицательного научения.

Метод, а точнее методика, имплозии («наводнения»), заключается в акцентировании вызывающих страх ситуаций. В мягком варианте этой методики субъект визуализирует (представляет в воображении) преувеличенные образы пугающих стимулов, находясь при этом в безопасной обстановке. В жестком варианте возможно реальное форсированное воздействие стимулом страха, причем при невозможности бегства субъекта. Принцип умеренности дозировки здесь все же следует учитывать, чтобы субъект попросту не заболел. На практике такой вариант применяют в некоторых силовых структурах. Стресс повторяют по несколько часов несколько дней подряд. Высокая «стрессогенность» ситуации влечет за собою высокий риск не только для здоровья, но даже и жизни. Поэтому важно, чтобы рядом были, с одной стороны, лица с подобными проблемами, а с другой — лидеры, уже знакомые с подобными ситуациями, требующими выполнения нужных действий, а не углубления в свои страхи. Это ситуации с участием солдат-новобранцев и бывалого сержанта на поле боя. Когда свои страхи видишь со стороны, то это уже легче, тем более если понимаешь, что ты не один и есть с кого брать пример. Нередко, следуя известному принципу «клин клином вышибают», параллельно используют эффективный, но жестокий прием аверсии, когда реальной угрозой большего страха заставляют забыть о менее значимом существующем. Такой внушающей ужас альтернативой нередко выступает угроза сурового наказания, вплоть до угрозы жизни. С точки зрения результата подход, может быть, и оправдан, но для личности представляется крайне жестоким и, что важно, прививает агрессивное видение жизни. Естественно, рассмотренный способ воздействия корректнее рассматривать в рамках группового тренинга. На технике аверсии основан метод лечения алкоголизма А. Довженко.

У детей с элементами отклоняющегося поведения (девиантного и делинквентного) эффективны стандартные техники    отрицательного

подкрепления: «тайм-аут», гиперкоррекция и штрафы.

«Тайм-аут» — удаление из социальной группы. Это может быть даже в жесткой форме. Ребенок с отклоняющимся поведением лишается возможности получать положительные подкрепления, связанные    с групповой

деятельностью. Фактически это вариант депривации (лишение сенсорных ощущений удовольствия). Доказано, что прием удаления эффективен в коррекции агрессивного, деструктивного поведения. «Тайм-аут» не следует путать с социальной обструкцией в форме группового отказа общения. Последнее, бесспорно, принуждает индивида изменить свое поведение, но одновременно внутренне озлобляет его. Накопленная агрессия еще больше калечит и так нарушенную психику.

Гиперкоррекция — прием, эффективный для коррекции поведения детей (или даже взрослых), нарушающих институциональные нормы. Сущность его в том, чтобы индивид вначале немедленно восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинения в связи со своим неадекватным поведением, а затем принял на себя дополнительные обязанности по сохранению среды обитания. Например: «Поставь на место все игрушки и после этого еще подмети пол».

Штраф — наказание за нарушение. В этом приеме важно заранее четко оговорить в группе протокол нарушений и тяжесть наказания за каждое из них.

Анализ различных тренингов подводит к мысли о целесообразности выделения в бихевиоризме двух уровней: базового и «тонкого», более совершенного. Базовый уровень (его решают тренинги «локального» типа) -сверх прагматичен; он подразумевает педантичное следование субъектом всем установленным правилам. Психотерапевт выступает в роли строго, сурового, безэмоционального лидера-диктатора. Подобная форма психотерапии уместна в случаях выраженного девиантного поведения личности, причем лучше на начальных этапах лечения. «Тонкая» форма бихевиоризма (ее решают тренинги «глобального» типа) подразумевает элемент творчества, активного поиска субъектом более адекватных моделей поведения; не просто слепого повторения предлагаемых моделей, но начала осознания связи «поступок-результат-ответственность». Стоит напомнить, что эффективная бихевиористская модель психотерапии строится на принципах трех «П»:

  • повторяемость демонстраций нужных моделей поведения;
  • последовательность поведения лидера;
  • привычность (ожидаемость) развития событий, что является стержнем, подводящим к пониманию и усвоению субъектом адекватной и неадекватной моделей поведения.

При любом бихевиористском подходе субъект окунается в среду явных и не явных директных обстоятельств, принуждающих и подталкивающих его к изменению поведения.

Подводя итог рассматриваему материалу, попытаемся сформулировать основные принципы выбора оптимальных форм поощрения и неодобрения (наказания). Очевидно, что любое поощрение должно быть не просто привлекательным, но, что гораздо весомее - желательным для клиента, и, в то же время, не обременительным для тренера. Отсюда первая задача тренера -разобраться в психологии и жизненных ценностях подопечного. Для одних субъектов желаемая цель может выглядеть мотивацией карьерного роста, для других - простая потребность в одобрении, поддержке, собственной значимости в глазах социума.

Рассмотрим аспект неодобрения и наказания на одном ярком неоднозначном примере. Одно время в заведениях пенитенциарного типа США была весьма распространена разработанная там методика «жетонов», или символической экономии. Психотехника создана специально для «модификации поведения» заключенных. Она построена на принципах оперантного обусловливания. Под «жетоном» понимают любой объект позитивного подкрепления. Система поощрения и наказания основана на праве получения разных льгот и их отмены в зависимости от соблюдения правил режима. За примерное (адаптированное) поведение заключенный получает определенное количество жетонов. Но эти же жетоны тотчас изымаются при всяком нарушении режима. Число изымаемых жетонов пропорционально тяжести нарушения. Важна тщательная разработка правил поведения и последовательность в действиях должностных лиц. В данной методике, пожалуй, впервые применен прием изъятия, более тяжелый и даже травматичный для психики, чем привычный прием награды. Со временем технику стали оценивать как весьма жесткую, манипулятивную и бездушную, и стали от нее отказываться. Ныне метод применяется лишь кое-где, тогда, когда не «срабатывают» более приемлемые средства коррекции.

В рассмотренном примере выбор наказания с точки зрения теории бихевиоризма изначально ошибочен. Задумаемся над психологией субъекта: для него наиболее значимым является сохранение своего «Я» и всего того, что входит в сферу его эго. Тот жетон, который субъект заработал своим примерным поведением, это уже его личная ценность, и отнятие личной ценности всегда провоцирует формирование злости и ненависти, в общем случае, агрессии. Появление агрессии в любом виде по отношению к тренеру (лидеру по определению) автоматически снимает последнего с пъедестала авторитета, человека, чьей модели поведения надо научиться. Да, у такого тренера может быть в руках сила, власть, однако в подсознании субъекта тренер уже никогда не будет истинным лидером, авторитетом, разве что в негативном искажении. Эмоции агрессии заслоняют формирование нужного негативного подкрепления; если точнее, формируется искаженное негативное подкрепление, и в какие формы поведения оно выльется - Бог его знает! Скорее всего, в упрямо-протестные.

Таким образом, любое наказание не должно ущемлять основ личности субъекта. Вот почему педагогика относится и отрицательно, и весьма скептично к физическим методам наказания; вот отчего всегда и везде следует предпочитать линию неодобрения (как мягкой формы наказания) со стороны авторитета.

Коучинг

Коучинг (англ. coaching — наставничество) представляет собой новое направление, рожденное умами западных психологов-прагматиков. По сути, это максимально унифицированные тренинги личностного роста, технологии с четко расписанной стратегией и алгоритмом постановки задач. Их цель — повышение эффективности работы любой организационной структуры за счет личностного роста каждого работника. Бизнес-коучинг анонсируется как «решение стратегической задачи через развитие самостоятельности и ответственности за результат у сотрудника». При этом организация обязана дать возможность сотрудникам проявить эту самостоятельность, ответственность и предприимчивость («сделать авансы сотрудникам»).

Продуманный процесс коучинга может оказать весьма полезным для психокоррекционной работы. Один из вариантов коучинга использует схему SMART (от англ. — умный). Эту схему можно предлагать клиенту в качестве путеводителя личностного роста. Она предусматривает постановку цели и планирование работы на основе пяти параметров (табл. 7).


Для облегчения работы психолога над личностным ростом клиента разработан специальный набор вопросов по четырем самостоятельным категориям. Он известен как стандарт GROW (от англ. — расти): Goal — цель; Reality — реальность; Options — варианты; Wrap-up — оформление результата.

Вопросы коучинга по стандарту GROW

>    Размещение целей

  1. В каком направлении вы хотели бы поработать и чего достичь?
  2. На какие результаты вы рассчитываете?
  3. Насколько далеко и как детально вы хотите продвинуться в ходе нашей беседы?
  4. Какова ваша долгосрочная цель в рассмотренном контексте? За какие сроки вы хотите ее достичь?
  5. Какие промежуточные задачи можно определить и каковы сроки для их достижения?

>    Обследование реальности

  1. В чем состоит текущая ситуация, если подумать о ней (рассмотреть ее) более детально?
  2. Каковы ваши опасения в связи с ситуацией и насколько они сильны?
  3. Кто еще, кроме вас, может повлиять на ситуацию (дело, направление)?
  4. Кто знает о вашем желании что-то сделать в рассмотренном направлении?
  5. В какой мере вы лично контролируете результат и в какой степени?
  6. Кто еще контролирует результат?
  7. Какие действия вы сделали в данном направлении?
  8. Что не позволило вам сделать больше?
  9. Какие препятствия потребуется преодолеть для достижения цели?
  10. Какие внутренние препятствия или сопротивление есть в связи с намеченными планами?
  11. Какие результаты у вас уже есть (мастерство, время, энтузиазм, деньги, поддержка и т.д.)?
  12. Какие ресурсы вам могут еще понадобиться?
  13. Каковы реальные источники необходимых ресурсов?

>    Список возможностей

  1. Каковы пути и перечень способов, с помощью которых вы можете достичь цели?
  2. Составьте список всех альтернатив, которые дают полное или частичное решения.
  3. Что еще можно было бы сделать?
  4. Что вы могли бы сделать, если бы... (были начальником, были деньги, было больше времени и т.д.)?
  5. Что вы могли бы сделать, если начать с «чистого листа», с новой командой?
  6. Каковы достоинства и недостатки каждой возможности?
  7. Которая из возможностей даст лучший результат?
  8. Хотели бы вы услышать, дополнить мои предложения?
  9. Какое из рассмотренных решений более всего близко и приятно вам, которое из них принесет большее удовлетворение?

>    Что надо сделать

  1. Что вы собираетесь делать (какие возможности выбираете)?
  2. В какой степени избранные варианты обеспечат достижение поставленных целей?
  3. Каковы ваши критерии и способы измерения успеха?
  4. Когда точно вы намерены начинать и заканчивать каждый пункт плана?
  5. Есть ли внутренние и внешние факторы, которые противодействуют выполнению намеченных шагов?
  6. Что вы будете делать, чтобы устранить действие этих факторов?
  7. Кто должен знать о ваших планах?
  8. Какая вам необходима поддержка?
  9. Кто должен будет ее обеспечить?
  10. Что и когда вы будете делать, чтобы получить нужную поддержку?
  11. Что я смогу сделать, чтобы поддержать вас?
  12. Как вы можете оценить свою уверенность в выполнении намеченных действий (по шкале от 0 до 100 %)?
  13. Что препятствует выставлению оценки 100 %?
  14. Что вы можете начать или изменить, чтобы приблизиться к оценке 100 %?
  15. Есть ли еще что-то, что вы хотели бы обсудить?

Модель консультирования по системе коучинга включает три блока:

  • вступительная сессия (цели, задачи, мотивация);
  • практические коуч-сессии, где демонстрируют и прививают навыки анализа ситуации, осуществляют поиск новых ресурсов;
  • заключительная сессия коучинга (план действий, ответственность, система мотивации, необходимые ресурсы и пр.).

В самом низу лестницы обучения находится неосознанная некомпетентность (когда мы не представляем, что мы чего-то не знаем). Затем идет осознанная некомпетентность (когда мы осознаем необходимость чему-нибудь научиться). Далее следует осознанная компетентность (когда мы овладеваем навыком, но при этом все еще должны постоянно концентрироваться). Эта стадия продолжается до тех пор, пока мы не сможем действовать без того, чтобы думать (неосознанная компетентность); это -уровень высшего мастерства, своего рода магии, так работают профессионалы высочайшего класса.

Несколько слов о карьерной компетенции и риске «зарваться». Компетенция часто заключается в том, чтобы оказаться на своем месте, иными словами, заниматься тем, к чему у вас есть призвание, к чему, как говорится, душа тянет. Обратите внимание, не следует путать тонкие ощущения души с распущенностью вседозволенности, когда уже все перепробовано, наступает пресыщение, хочется чего-нибудь новенького (побольше адреналина!); вот тогда индивид взлетает в неведомую высь, попадая на самом деле в мутные топи иллюзий, потери себя и рискуя погрузиться в скором времени в трясину беспросветного отчаяния.

Темы: Бихевиоризм, Психотерапия
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Психологические механизмы изменений в психотерапии
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Натурпсихотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Бихевиоризм и развитие личности
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Психотерапевтическая группа
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Методы индивидуальной терапии. Терапия, центрированная на клиенте
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Понятие психического здоровья, цели и задачи психотерапии
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Групповая психокоррекция
Осипова А.А., Общая психокоррекция
История развития психотерапии
Зубалий Н. П., Лёвочкина А. М., Основы психотерапии
Оставить комментарий