Базовые принципы функционирования групп

Группы очень существенно отличаются друг от друга во многих отношениях. В самом деле, если мы посмотрим на то многообразие групп, которые существуют в обществе - семейные, производственные, религиозные, политические, спортивные, учебные и так далее, то прежде всего заметим различие их целей и задач. Но если мы все эти объединения, сообщества, партии, альянсы, ассоциации и тому подобное обозначаем единым понятием «группа», то должны быть какие-то общие признаки и характеристики, свойственные им всем. Мореленд и Ливайн полагают, что к числу таких общих характеристик, свойственных всем группам, относятся базовые принципы их возникновения и функционирования. Названные авторы выделяют и анализируют три таких принципа: оценка, возникновение обязательств, ролевые переходы.

Принцип оценки. Принцип оценки является основополагающим для жизнедеятельности почти всех групп. Прежде всего оценку производят потенциальные, а затем и действительные члены групп. Они оценивают те выгоды и преимущества, которые им может дать и дает членство в группе. Но за любые блага необходимо платить. Поэтому человек думающий не только оценивает выгоды от вхождения в группу, но и определяет возможную цену, которую придется заплатить за пребывание в ней. Не обладающие же способностью или навыками мыслительной деятельности склонны оценивать только те выгоды, которые они надеются получить. Так, скажем, прежде чем «пойти в студенты», молодому человеку неплохо бы иметь представление, что пребывание в вузе - это не только и не столько веселая жизнь в стиле непрерывного карнавала длинною в несколько лет с фатально неизбежной перспективой получения диплома о высшем образовании. Это еще и работа, порою тяжелая и утомительная, это упорство, дисциплина и т.д.

Как видим, принцип оценки включает в себя еще оценку целей, стоящих перед группой, и, соответственно, оценку того, насколько твои возможности и собственные цели совпадают с целями группы. Поэтому еще одним аспектом принципа оценки является сравнение альтернатив, то есть выгоды от членства в одной группе сравниваются с выгодами от членства в другой. Таким образом в результате сравнения вполне может оказаться, что лучше быть хорошим шофером, продавцом, спортсменом, парикмахером, домохозяйкой, официанткой и т.д., чем плохим студентом или студенткой, а впоследствии таким же учителем, врачом, юристом, экономистом и т.д.

Не только индивиды оценивают группу, но и группа оценивает своих как потенциальных, так и действительных членов. Причем, оценка всей группой какого-то конкретного человека -члена группы случается довольно редко, это происходит лишь в каких-то чрезвычайных обстоятельствах. В повседневной же жизни идет постоянное оценивание членами группы друг друга. Эта межперсональная оценка в конечном счете ведет к формированию некоего общего мнения о каждом индивиде, входящем в группу. Оценка может касаться самых различных аспектов - личностных особенностей, вклада в достижение общей цели, прошлых заслуг, потенциальных возможностей человека и т. д. Таким образом, процесс оценки продолжается все время, пока существует группа.

Принцип возникновения обязательств. Данный принцип во многом основывается на принципе оценки. Если индивид высоко ценит преимущества, которые ему обеспечивает членство в группе, то он будет чувствовать себя обязанным ей. Зависимость здесь прямая - чем выше оценка, тем больше обязательства. То же можно сказать и относительно обязательств группы перед каждым своим членом. Группы, как правило, берут на себя разнообразные обязательства перед теми индивидами, чей вклад в достижение целей группы высоко оценивается.

Правда, необходимо иметь в виду, что оценка - дело субъективное и пристрастное, она не всегда справедлива. Причем, как со стороны группы, так и со стороны индивидов. Поэтому сплошь и рядом встречаются случаи, когда большой вклад индивида в общее дело не получает достойной оценки и отдельных членов группы, и группы в целом. Как, впрочем, немало примеров несправедливого отношения к группе и со стороны индивидов - когда человек, много получивший от членства в группе, платит ей неблагодарностью. Таким образом, существует немало как неблагодарных групп, так и неблагодарных индивидов.

Но несмотря на то, что принцип социальной взаимности (ты - мне, я - тебе) часто нарушается, именно благодаря взаимным обязательствам индивидов становится возможным существование групп. Возникновение обязательств и у групп, и у индивидов зависит от времени получения выгод и пользы - в прошлом, в настоящий момент, ожидаемые в будущем. Так, например, относительно новый член группы, которому она пока мало что дала, в меньшей степени чувствует себя обязанным группе в отличие от давнего члена - ведь ему пребывание в группе уже принесло ощутимую пользу.

Возникновение обязательств влечет за собой ряд следствий. Некоторые из них мы будем более подробно обсуждать позднее, пока же отметим четыре специфических следствия возникновения обязательств, а именно:

  1. согласие с целями и ценностями группы;
  2. возникновение положительной эмоциональной привязанности как индивида к группе, так и наоборот;
  3. готовность прилагать усилия ради группы или индивида;
  4. обоюдное (у индивида, и у группы) желание и стремление продлить членство в группе.

Принцип ролевого перехода. Подобно тому, как принцип обязательств основывается на оценке, принцип ролевых переходов базируется на взаимных обязательствах группы и ее членов. Как уже отмечалось, группы являются достаточно динамичными образованиями. Объясняется это тем, что в любой группе роль каждого индивида может изменяться. Эти изменения включают в себя ряд позиций от еще не члена группы до полноправного члена и далее до уже не члена группы. Полноправными, или действительными членами группы являются те индивиды, которые в значительной степени идентифицируют себя с группой и заняли в ней достойное место. Между двумя состояниями - не членов и действительных членов - находятся так называемые квази¬члены, то есть новички, которые только еще вступают в группу, поэтому не полностью приняты и признаны в ней. Примером такого состояния может служить положение абитуриетнов, которые поступают учиться и еще только готовятся стать студентами. Кроме того, с группой могут поддерживать какие-то отношения и маргинальные члены, то есть те, кто в силу различных обстоятельств утратили свой прежний статус полноправных членов.

Часто переход от одной роли к другой сопровождается какими-то ритуалами перехода, предусматривающими, согласно обычаю, совершение тех или иных обрядовых действий. Наиболее известным из таких ритуалов является обряд инициации (более подробно об инициации мы поговорим немного позднее). Все эти и другие действия являются своеобразными знаками, маркирующими социально-психологические переходы в жизни группы и индивида.

Ключевые слова: Группа
Источник: Семечкин Н.И., Психология малых групп
Материалы по теме
Структура психологии большой социальной группы
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Влияние группового меньшинства
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Группы встреч
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Рационализации на уровне групп, обществ и народов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Групповая дискуссия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Референтные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие малой группы и коллектива
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Оставить комментарий