Авторитет политика

Под авторитетом следует понимать способность и возможность влиять на поведение других людей с их согласия и желания. Источником власти здесь выступают свойства человека или его статус, которые заставляют другого принять его команду независимо от ее содержания.

Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) — в широкой смысле общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

Это крайне неустойчивая, недолговременная и переменчивая форма влияния. Такое влияние возможно при том единственном условии, если вы не угрожаете ни жизни, ни социальному положению другого человека, но оказываете ему какую-либо выгодную услугу.


Одни ученые, в частности К. Маркс, М. Вебер, Дж. Остин, Б. Рассел, Д. Истон, Р. Берштедт, рассматривают авторитет как тип, разновидность или форму проявления власти. Они полагают, что власть и авторитет соотносятся между собой как общее и особенное и что авторитет невозможен без власти. Другие (X. Арендт, М. Крозье, К. Фридрих, Р. Фридман, П. Уинч) понимают власть и авторитет как самостоятельные явления.

В общем и целом в интерпретации авторитета выделяются две традиции. Согласно первой авторитет — это право командовать, т. е. атрибут закона, статуса, учреждения (авторитет де-юре). Люди обладают авторитетом, поскольку занимают какое-то место или пост в определенной системе. Сущность подобного подхода выразил много лет назад английский философ Т. Гоббс: под авторитетом всегда понимается право совершения какого-то действия.

Во второй традиции авторитет — субъективное качество человека, обусловленное знаниями, умениями и т. п. (авторитет де-факто). Сегодня признано, что речь идет о двух типах авторитета.

Если вы пользуетесь у товарищей авторитетом как большая умница, честный и принципиальный человек либо как активный защитник их интересов (скажем, перед администрацией школы), то вы сохраните свое превосходство только в том случае, если не утеряете своих качеств, за которые вас уважают. Уважение — вот основа авторитета. Как только показали себя некомпетентным, бесчестным или беззащитным, вы теряете свое превосходство и пополняете ряды ведомых — тех, кто идет вслед за авторитетным лидером и надеется на его помощь.

При такой форме влияния по существу происходит взаимовыгодный обмен услугами: лидер получает нужные ему популярность и уважение, а ведомые — не менее нужные им знания, образцы нравственного поведения, защиту своих интересов.

Любопытные факты
Среди многочисленных рассказов о воинственном прусском короле Фридрихе ЕЕ (1712—173G) есть и такой. Однажды при поездке по стране он не взял с собой своего лейб-медика и как назло в дороге заболел. Случилось это в Ганновере. Пришлось пригласить местного врача Циммермана, хотя король не очень-то доверял провинциальным медикам.
— Много ли ты людей отправил на тот свет, голубчик? — бесцеремонно спросил Фридрих явившегося врача.
— Не так много, как Вы, Ваше величество, да ведь и славы мне это принесло куда меньше.
Уже потом король узнал, что Циммерман был прекрасным врачом, заслуженно пользовавшимся большим уважением.

Оба типа авторитета предполагают идею обоснованности притязаний, критериями которой могут выступать возраст, пол, статус, профессия, персональные характеристики, благосостояние, официальные документы и т. д., исключая содержание авторитетного распоряжения. Оба типа авторитета зависят от ценностей и убеждений участников «авторитетного отношения*. А обладает авторитетом отчасти потому, что представление о его авторитете соответствует ценностям Б'.

Авторитетные отношения часто не оформляются каким-либо служебным уставом или официальным приказом, постановлением, законом. Именно поэтому их называют неформальными. Волю авторитетного лица другие исполняют как личную просьбу, а не приказ. В самом общем виде авторитет определяется как средоточие (locus) власти. На этот счет известна афористичная формула Цицерона: «Власть в народе, авторитет в сенате* (Ро-testas in populo, auctoritas in senatu est). От сенаторов и вообще от вождей требовалось выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие моменты общего согласия, а от народа — санкционировать и поддерживать подобную концентрацию. Чтобы стать правящим авторитетом, римский сенат обязан быть фокусом политического общения, ядром (институциональной рамкой) народного согласия.

Авторитет оказывается способностью политических руководителей выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие моменты общего согласия. Для политических лидеров важно умение стать выразителями общественного мнения, превратиться в фокус политического общения, в инициативное ядро, формирующее основу для народного согласия. По мнению М. В. Ильина и А. Ю. Мельвиля, формула Цицерона отражает диалектику соотношения власти и авторитета. С одной стороны, авторитет — лишь средство достижения власти, но одновременно и его предпосылка. С другой — авторитет может стать самим собой только в том случае, если он позволит структурировать власть (придать ей контуры государственности) и получит поддержку, явное или неявное согласие на создаваемую конфигурацию власти. Он — заложник этого согласия, но одновременно и его творец.

В политической практике правительственные решения, как и большинство других видов авторитетных отношений, обычно подкреплены открытой или скрытой угрозой применения силы. В таком случае наружу проступает сходство между авторитетом и силой (принуждением).

По всей видимости, в XIX в. в русский язык проникло латинское по происхождению слово авторитет, получившее международное распространение и выражающее одно из ключевых понятий политологии. Существуют разные подходы к содержанию данного понятия. Согласно одной точке зрения авторитет есть форма осуществления власти, наряду с косвенным влиянием, принудительным контролем, насилием и т. п. Согласно другой точке зрения авторитет сводится к руководству, признаваемому подвластными, к способности направлять действия и мысли других политических субъектов, не используя принуждения или насилия. С третьей точки зрения авторитет рассматривается как один из источников власти, и тут уже власть становится, в свою очередь, формой реализации авторитета.

Согласно этимологическим изысканиям Э. Бенвениста, аис-tor — имя деятеля от augeo, обычно переводимого как «приумножать, увеличивать*. Слово augeo обозначает силу, которая заставляет растения произрастать и дает жизнь закону. В auctoritas выражен присущий немногим дар порождения, в буквальном смысле сотворения бытия. В формуле древних молитв словом augere римляне называли благодеяния, которых они ожидали от богов, «продвигая* свои начинания. В качестве auctor римляне называли того, кто «проводит в жизнь», берет на себя инициативу, первым проявляет какую-то активность, тот, кто организует, обеспечивает нечто. Со временем абстрактное понятие auctoritas обретает конкретное содержание, обозначая: 1) акт творения; 2) качество, предустановленное верховным магистратом; 3) достоверность какого-то свидетельства; 4) действительность какой-либо инициативы и т. п.

В зависимости от источника подчинения авторитет бывает персональным, традиционным или легальным-. Персональный авторитет основывается на личных характеристиках человека. Подобный тип авторитета представляет собой неинституциализи-рованное отношение между субъектом и объектом. Таково отношение между людьми как личностями, чем между людьми как исполнителями социальных ролей. Любовь, восхищение, дружба или симпатия — основа персонального авторитета.

Однако наиболее распространенная характеристика персонального авторитета — компетентность. Это настолько важное качество, что ученые предлагают выделить подвид персонального авторитета — компетентный авторитет. Его источником выступает вера одного человека в то, что другой превосходит его в знаниях и лучше понимает, как реализовать его интересы.

Традиционным, по М. Веберу, называется авторитет, легитимность которого обусловлена верой в святость власти и древних законов. Примером являются отношения между родителями и детьми, младшими и старшими, мужчинами и женщинами, патрициями и плебеями и т. д. К историческим формам традиционного авторитета Вебер относил геронтократию и патриархат.

Легальный авторитет строится на рациональных основаниях — вере в законность применяемых правил и право тех, кого они наделяют авторитетом, отдавать команды. Источник авторитета в таком случае — легальные нормы, законы, статусные права. Когда осуществляется легальный авторитет, подчинение команде объясняется тем, что индивид чувствует себя обязанным повиноваться.

Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных.
Черчилль

Авторитет — способность убеждать других людей к подчинению не вопреки, а с их согласия. Авторитет — это общепризнанное значение, влияние, которым пользуется то или иное лицо в силу определенных качеств или заслуг. Его можно считать специфическим способом проявления власти. В зарубежной социологии слова authority (авторитет) и power (власть) нередко употребляются как синонимы. Авторитет также выступает формой подчинения действий людей общественным нормам, средством поддержания общественной, в том числе и производственной, дисциплины.

Авторитет — индивидуальная, а не институциональная, как власть, характеристика. В Средневековье особым авторитетом пользовались отцы церкви, в эпоху предпринимательства — бизнесмены, которых считали лидерами нации. Английский философ Томас Гоббс называл авторитет того, чьи указания или приказы выполняются лишь по причине высокого доверия к его мудрости, знаниям, опыту либо нравственным принципам. Авторитет основан на уважении и признании другими индивидуальных достоинств. Он подразумевает добровольное подчинение многих людей одному лишь потому, что выступает личностью, а не назначенным лицом

Источник: 
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.