Анальный характер в психоанализе

Вторая фаза психосексуального развития ребенка связана с овладением контролем над выделительными функциями. Напомним, что анальная фаза психосексуального развития продолжается с 2 до 4 лет. В этот период ребенок проявляет особый интерес к актам дефекации и мочеиспускания и приобретает новые навыки управления своим телом, в частности сфинктерами, а также усваивает правила гигиены. За счет приобретения этих первых, исходящих от воспитателей требований и умений начинается процесс социализации.

Анальная фаза связана со столкновением двух различных процессов — физиологического, с одной стороны, и социально-психологического — с другой.

Ранее ребенок мог осуществлять акты дефекации и мочеиспускания в любое время при первом появлении позывов к ним. Однако теперь ситуация меняется, и взрослые требуют, чтобы ребенок контролировал эти акты и был способен их задерживать, а также приучают ребенка к горшку. Когда эта способность формируется, у ребенка появляется бессознательная тенденция к манипуляциям взрослыми. Он видит, что невыполнение требований как-то их тревожит, и начинает более активно тестировать их чувства и отношения. Ему предлагают горшок, а он отказывается или, даже принимая соответствующую позу, проводит на горшке гораздо больше необходимого времени, демонстрируя задержку стула, в некотором роде наслаждаясь управлением сфинктерами.

Он также приучается к выполнению гигиенических процедур, вначале без особых эмоций, а затем испытывая удовольствие от них и «доверяя» их осуществление только определенному кругу лиц. Чаще всего такой заботящейся фигурой является мать, а поскольку эти гигиенические процедуры связаны с гениталиями, уже обретающими чувствительность, некоторые авторы уже на этом этапе характеризуют мать как «соблазняющую» и рекомендуют быть чрезвычайно корректными при осуществлении такой заботы, а также как можно раньше приучать ребенка к самостоятельности.

В этот период ребенок склонен оценивать свои выделения как часть себя, он с удовольствием предъявляет их значимым взрослым в качестве дара, он получает похвалу за это. Однако в последующем этот дар «обесценивается» взрослыми. Более того, их доброжелательное отношение сменяется осуждением, а иногда и наказанием, если акты дефекации или мочеиспускания осуществляются в неположенное время и в неположенном месте. Одновременно с этим у ребенка формируется чувство стыда, исходно апеллирующее как к генитальной сфере, так и к тому, что ее нужно скрывать и содержать в чистоте.

Ключевым понятием анальной стадии, как и анального характера, является ориентация на удержание (в себе или у себя). Лица с анальным характером обычно проявляют такие черты как аккуратность, любовь к порядку, доходящую до скупости бережливость, упрямство, которые восходят к детской тенденции удерживать свои естественные выделения как некое ценное достояние, аналогом которых во взрослой жизни становятся деньги и подарки. А способность к управлению собственной моторикой в сочетании с наблюдениями того, как задержки стула сказываются на поведении взрослых, в последующем могут проявиться в склонности контролировать поведение окружающих, манипулировать ими, наслаждаться своим могуществом и испытывать раздражение, когда это не удается. Отсюда же проистекает типичное для лиц с анальным характером ощущение, что они все должны делать сами, потому что больше никто не может сделать это также хорошо, и в этих случаях формируются идеи собственной уникальности в сочетании с вечным недовольством всеми другими, стабильным желанием критиковать и поучать. Иногда типичная скупость подвергается трансформации и формируется реактивное образование, когда скрупулезно накопленные, посчитанные и ранее бережно хранимые накопления бессмысленно растрачиваются.

Естественно, что анальная стадия развития, через которую проходят все, вовсе не обязательно приводит к формированию анального характера. Нормальное развитие при наличии адекватной родительской позиции и отсутствии точек патологической фиксации способствует формированию таких черт характера как решительность, упорство в достижении цели, педантичность и точность в исполнении своих обязанностей, любовь к чистоте и порядку, талант организатора и руководителя.

 

Источник: 
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Оральный характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Фаллический характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Истерический характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Депрессивно-мазохистический характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Шизоидный характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Психоанализ в России
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Структура характера
...
Психоанализ пограничного личностного расстройства
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. - Новосибирск: Изд....
Оставить комментарий