Активизация и нарушения процессов мышления

Мышление человека, как и психика в целом, находится в постоянном развитии. Разум - необходимое условие выживания человечества. Еще 2600 лет назад об этом говорил Конфуций, заявляя, что перед человеком есть три пути к разуму: путь размышлений - самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - это самый тяжелый. К работе над собой в этом направлении призывал и Л. Толстой:

«Все дело в мыслях. Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями».

Объективную сторону этого процесса представляет прогресс в сферах информационно-компьютерных технологий (компьютерная техника и технологии, системы мобильной связи, система «Internet» и др.). Идея создания самим человеком экстериального микропроцессорного носителя своего интеллекта вышла из стадии фантастики. Полным ходом идет разработка симбиотической формы мышления, соединяющей предельные возможности человека и небиологической материи. Ощутимых достижений в этом вопросе ожидают в течение XXI в. Прогноз Дж. Холтона (физик США) сбывается:

«По-видимому, наиболее впечатляющие открытия произойдут не столько в физических науках, сколько в области психологии».

На современном же этапе активизация мыслительных процессов осуществляется за счет:

  • осознания существования самого факта психологических резервов эффективного мышления, хранящихся в общей психологической и профессиональной культуре человека. «...Люди всячески стремятся обогатить свою память, свои познания, упражняются в красноречии но они почти никогда не заботятся о культуре мышления. Они стараются рассуждать логически, не заботясь о том, чтобы правильно мыслить. Они смешивают эти вещи», - подметил Антуан де Сент-Экзюпери;
  • овладения структурными элементами процесса мышления, такими как формулировка целей, четкая постановка задач и т.д.;
  • умения формировать оптимальный уровень мотивации мыслительной деятельности;
  • овладения различными стилями мышления и навыками их использования в конкретно складывающихся ситуациях;
  • навыков создания условий, комфортных для активизации мышления (например, за счет формирования состояния внутренней уверенности, толерантности к изменениям и др.).

Эффективность мыслительной Деятельности из-за различного личного рода нарушении мыслительных процессов может снижаться.

Нарушения операциональности мышления вызывают:

  • снижение уровня обобщения;
  • искажение уровня обобщения.

Нарушение динамики процессов приводит к:

  • лабильности мышления;
  • инертности;
  • непоследовательности суждений;
  • откликаемости;
  • соскальзыванию мышления.

Нарушения личностного и мотивационного компонентов мышления влекут за собой:

  • разноплановость мышления;
  • резонерство.

нарушения регуляции мышления вызывают:

  • невменяемость;
  • некретичность мышления;
  • разорванность мышления;
  • ментизм (необачайное ускорение мыслительных процессов);
  • шперрунг (внезапная остановка мыслительных процессов).

Нарушения содержательной стороны мышления вызывают:

  • навязчивые идеи;
  • навязчивые сомнения;
  • навязчивые страхи, или фобии;
  • навязчивые влечения и желания;
  • навязчивые действия;
  • бред, или интеллектуальная мономания, когда мышление явно противоречит истине и человек не передается переубеждению.

Функциональная ригидность мышления заключается в приверженности индивида к стереотипным мыслительным действиям из-за чрезмерной зависимости от накопленного опыта и проявляется в:

  • затрудненности или полной неспособности осознания перемен в текущей ситуации;
  • замедленной перестройке процессов восприятия;
  • задержке на одних и тех же представлениях;
  • многократном повторении фраз и слов;
  • застреваемости на малозначимых мелочах.

Хотя нарушения мышления встречаются чаще среди других психических расстройств, единой классификационной схемы их не существует. Причина заключается в разнообразии научных позиций, которых придерживаются психологи.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Темы: 
Материалы по теме
Группомыслие: феномен «огруппления мышления»
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Мыслительные операции. Логические формы мышления. Виды мышления. Качества ума
...
Логическое мышление
Карпов А.В., Общая психология
Язык как орудие мысли
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Мышление как творческий процесс
Штейнмец А.Э., Общая психология
Понятие как форма мышления
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Абстрактное мышление, как этап познавательной деятельности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Мышление и язык в логике
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Оставить комментарий