Акт управления как основная форма государственного управления

Акт управления — подзаконное официальное решение, принятое органом государственного управления (должностным лицом) в одностороннем властном порядке с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу исполнительно-распорядительной деятельности, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Признаки акта управления:
1) принимаются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, являются самой распространенной формой государственного управления;
2) это односторонние властные волеизъявления соответствующих субъектов:
3) носят подзаконный характер;
4) акты управления либо создают юридическую основу для последующего возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений (акты управления нормативного характера), либо служат юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретное административное правоотношение (акты управления индивидуального характера):
5) носят официальный характер;
6) издаются с соблюдением официально-установленных процедур (подготовка проекта решения, его обсуждение, экспертиза, утверждение проекта, регистрация, опубликование решения и т. д.);
7) содержит управленческое решение;
8) могут быть в установленном законом порядке обжалованы или опротестованы.
Выделяют следующие основные критерии классификации актов управления.

По содержанию акты управления бывают нормативные (в них содержатся административно-правовые нормы), индивидуальные (носят персонифицированный характер, выносятся по конкретному делу в отношении конкретного лица) и смешанные (акты, в которых нормы «переплетаются» с предписаниями индивидуального характера).

По субъектам издания и наименованию выделяют акты Президента РФ (указы и распоряжения), акты Правительства РФ (постановления и распоряжения), акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции, постановления, распоряжения, указания и т. д.), акты органов исполнительной власти субъектов РФ (указы, постановления, распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ — постановления, приказы и т. п.).

По форме есть письменные акты управления, устные (широко используются при непосредственном руководстве повседневной деятельностью государственных служащих), конклюдентные (различные знаки, символы, звуковые и световые сигналы, жесты и т. п., широко используются для управления в сфере дорожного движения (дорожные знаки, сигналы светофора, жесты инспектора ГИБДД и т. д.)), в форме электронного документа.

По объему полномочий различают акты управления дискреционные (принимаются в условиях широкой свободы усмотрения); акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий (принимаются в условиях возможности выбора одного из нескольких вариантов поведения); акты «связанной администрации» (принимаются при отсутствии возможности выбора).

По порядку принятия — коллегиальные (принимаются большинством голосов членов данного органа); единоличные (принимаются единолично руководителем органа, должностным лицом и т. д.).

По сроку действии есть срочные и бессрочные акты управления. Акты управления носят официальный характер и имеют юридическую силу. Для этого они должны отвечать определенным требованиям.

1. Требование законности (наличие у автора компетенции на издание акта управления; соответствие акта управления Конституции РФ и другим нормативным правовым актам; соблюдение процессуальных правил издания актов управления, в том числе сроков издания). Акты, не соответствующие требованию законности, считаются дефектными. Дефектные акты могут быть ничтожными (содержат явное (очевидное] противоречие закону, не порождают юридических последствий: акт предписывает совершение преступления или иного правонарушения; нарушены сроки издания акта и т. д.) и оспоримыми (незаконность этих актов не очевидна, спорна; на них распространяется презумпция законности (действительности) акта управления, суть которой состоит в том, что акт считается законным (действительным) до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное, сомнения в законности акта не препятствуют его действию и исполнению).

2. Требование целесообразности (полезность с точки зрения публичных интересов). Акт должен быть научно и юридически обоснован; соответствовать реальной обстановке; должен быть своевременно принят: должна быть обеспечена комплексность в решении вопроса, учитывая ранее принятые акты и т. п.

3. Организационно-технические требования (культура оформления акта). Предполагает соблюдение следующих условий: язык акта — ясный, четкий, понятный, лаконичный; соблюдение правил русского языка; правильное внешнее оформление, наличие всех необходимых реквизитов документа (наименования, даты, номера, подписей, печатей и т. д.); своевременное доведение актов управления до сведения исполнителей и заинтересованных лиц.

Производство по принятию актов управления включает три стадии:
1) подготовку решения (инициатива, анализ ситуации, подготовка проекта решения);
2) принятие решения (обсуждение, голосование, подписание проекта решения);
3) доведение решения до сведения исполнителей и заинтересованных лиц (персональное ознакомление под расписку, рассылка по почте, обнародование в СМИ, государственная регистрация акта и т. п.).

Источник: 
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с.